Место проведения Практики М2.Н.1 Научно-исследовательская работа в семестре (рассредоточенная)

Прохождение магистрантами Практики М2.Н.1 Научно-исследовательская работа в семестре (рассредоточенная) осуществляется на базе образовательных учреждений г. Мурманска и Мурманской области.

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий)

и на самостоятельную работу обучающихся

Курс Семестр Трудоемкость в ЗЕТ Общая трудоемкость (час.) Контактная работа Всего контактных часов Из них в интерактивной форме   Кол-во часов на СРС Форма контроля
ЛК ПР ЛБ
- -   Отчет
- -   Зачет с оценкой
- -   Отчет
- -   Экзамен
1,2 3,4 - -   Экзамен

5. Содержание и характер деятельности студентов

Перед проведением практики на базе МАГУ осуществляется проведение установочной конференции, в ходе которой обучающихся знакомят с целью и задачами практики, спецификой заданий, которые магистрантам необходимо выполнить в ее процессе, отчетной документацией по результатам прохождения практики, сроками ее сдачи.

Содержание практики, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

№ п/п Наименование темы (раздела) Контактная работа (час.) Всего контактных часов Из них в интерактивной форме   Кол-во часов на СРС
ЛК ПР ЛБ
Правовые, этические нормы и организация научных исследований в области психологии. - -  
Гносеологические аспекты научных исследований в области психологии. - -  
Разработка программ исследования. Дизайн психологического эксперимента. -- -  
Современные методы исследования человека. - -  
Проблема интерпретации и описания результатов исследования. - -  
  Всего - -  

Краткое содержание

Правовые, этические нормы и организация научных исследований в области психологии. Структура и содержание научного и практического исследования в области психолого-педагогического направления. Нормативно-правовые вопросы научной деятельности в образовании. Этические вопросы научного исследования в образовании. Различение исследования и обследования. Экспериментальное исследование. Требования к эксперименту (С.Л. Рубинштейн). Виды экспериментов в психологии. Активный эксперимент, пассивный эксперимент. Экспериментальные планы. Квазиэксперимент. Опытно-психологическое исследование в образовании. Обучающий эксперимент. Формирующий эксперимент. Инновации в образовании. Передовой профессиональный опыт в коллективе и технологии его трансляции. Технологии рефлексии профессионального опыта: собственного и других специалистов. Технология супервизии «молодого специалиста». Технологии превращения результатов анализа и экспертиз профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации. Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

Гносеологические аспекты научных исследований в области психологии. Индуктивные и дедуктивные методы в науке. Эмпирическое исследование и теоретический анализ в психологии. Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт. Специфические черты психического отражения разных уровней. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Основные положения, касающиеся природы человека. Категория «личности» в психологии, узкая и широкая интерпретация понятия. Критерии оценки теорий личности. Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип деятельности: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности. Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии. Принцип развития в психологии. Основные характеристики процесса развития. Проблема стихийного и управляемого развития. Сущность генетического метода в психологии. Системный подход в психологии. Основные понятия и уровни системного анализа. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальтпсихологии, принцип системного строения высших психических функций (Л. С. Выготский), принцип системно-динамической локализации психических функций (А. Р. Лурия), системы интеллектуальных операций (Ж. Пиаже) и др. Психика как системное качество. Основные методологические проблемы психологии. Проблема объективного метода в психологии. Субъективистский и объективистский подходы к изучению психического.

Разработка программ исследования. Дизайн психологического эксперимента. Основные компоненты программы научного исследования. Планы и дизайны научного исследования. Этапы психологического исследования. Поисковый и основной этапы исследования и их методология.

Разработка программы психологического исследования. Роль модели в психологическом исследовании.

Содержательная модель психологического исследования: сущность, функции, виды. Проблема. Теоретический анализ проблемы. Объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования в направлении подготовки «психолого-педагогическое образование». Цели психологического исследования. Цели и задачи исследования в направлении подготовки «психолого-педагогическое образование». Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании. Формирование выборки в психолого-педагогическом исследовании. Характеристики выборки: рандомизированная, квотная, сплошная. Подбор и обоснование методов в психолого-педагогическом исследовании.

Современные методы исследования человека. Идеографический и номотетический подходы к исследованию. Гуманитарная и естественнонаучная методология: методология и методы. Количественные и качественные методы исследования: сравнительный анализ. Описательные, естественнонаучные и практические методы психологии: сравнительный анализ. Характеристика основных методов сбора эмпирической информации. Требования к исследовательским и диагностическим методам. Наблюдение: общая характеристика, требования, виды. Тестовые методы. Опросные методы: беседа, интервью, анкетирование: требования и виды. Анализ документов (контент-анализ). Методология контент-анализа. Практические методы (практики и технологии) психолога в образовании. Диагностическая практика психолога в образовании.

Проблема интерпретации и описания результатов исследования. Обработка полученных данных: количественная и качественная. Измерительные шкалы в психологии. Табулирование полученных данных. Контент-анализ качественной информации. Описательная статистика. Способы представления данных. Статистическое доказательство гипотезы исследования: статистические критерии и коэффициенты корреляции. Условия выбора статистических критериев и коэффициентов корреляции. Методы многомерного анализа: корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, психосемантические методы. Проблема интерпретации полученных данных. Использование модели. Составление отчета о научном исследовании: структура и виды отчетов. Написание статьи о проведенном научном исследовании. Подготовка презентации.

Структура и содержание Практики М2.Н.1 Научно-исследовательская работа в семестре (рассредоточенная) во взаимосвязи по семестрам обучения.

№ п/п Разделы практики Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в неделях) Формы текущего контроля
Организационно-подготовительный этап Инструктивная работа: · установочная конференция; · самостоятельная работа по подготовке к практике; · анализ материалов нормативно – правовой основы профессиональной деятельности в сфере образования (См. Приложение 1) 1 неделя Учет посещаемости установочной конференции   Подготовка конспектов по нормативно-правовым документам, регламентирующим функционирование ОУ
· выбор темы диссертационного исследования; · определение объекта, предмета диссертационного исследования; · сбор теоретического материала для выполнения диссертационного исследования; · анализ литературных источников, а так же другой научной - документации, достижений отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний (См. Приложение 2); · обоснование актуальности выбранной темы; · обоснование на примере конкретного исследования способов решения проблемы (задачи); · раскрытие на примере своего диссертационного исследования суть понятий….; формулировка гипотезы; · формулировка противоречия, которые обусловливают проблему исследования; · определение теоретических концепций, лежащих в основе исследования и выбор из них основной, на которой выстраивается исследование; · систематизация теоретического материала и написание первой главы диссертации;
· формулировка теоретических выводов;

· подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей (самостоятельно и в соавторстве) (См. Приложение 3);

· участие в межкафедральных семинарах, научно-практических конференциях и т.д.

2 – 6 неделя Контроль самостоятельной подготовки   Контроль оформления списка литературы     Контроль самостоятельной подготовки     Оформление дневника практики  
Проектно - ориентировочный этап · формирование плана и разработка модели диссертационного исследования; · подбор диагностических методик исследования и метода математической статистики · проведение диагностического исследования; · статистическое подтверждение выдвинутой гипотезы методом математической статистики; · подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей (самостоятельно и в соавторстве); · участие в межкафедральных семинарах, научно-практических конференциях и т.д. 4 недели Контроль самостоятельной подготовки     Оформление дневника практики
Аналитический этап · обработка, анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы; · математическая (статистическая) обработка полученных данных; · подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей (самостоятельно и в соавторстве); · участие в межкафедральных семинарах, научно-практических конференциях и т.д. 3 недели Анализ и самооценка работы   Оформление дневника практики
4. Итоговый этап   · обобщение полученных материалов в ходе написания исследования и формулирование выводов исследования, составление рекомендаций; · написание диссертации и ее оформление согласно методическим требованиям; · подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей (самостоятельно и в соавторстве); · участие в межкафедральных семинарах, научно-практических конференциях и т.д. 6 недель Анализ и самооценка работы     Оформление дневника практики
    Итого: 19 недель  

Отчетная документация по практике включает:

1) дневник по практике;

2) заполненную учетную карту;

3) анализ материалов нормативно – правовой основы профессиональной деятельности в сфере образования;

4) анализ литературных источников, а так же другой научной – документации, достижений отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;

5) обоснование актуальности выбранной темы;

6) раскрытие на примере своего диссертационного исследования суть понятий; формулировку гипотезы;

7) формулировку противоречия, которые обусловливают проблему исследования;

8) формулировку теоретических выводов; выходных данных публикации тезисов докладов, научных статей (самостоятельно и в соавторстве);

9) развернутую характеристику программы научного исследования по теме магистерской диссертации;

10) обоснование выбора диагностического инструментария;

11) результаты научного исследования, зафиксированные в протоколах;

12) математическую обработку и качественную интерпретацию полученных в исследовании данных;

13) выводы и рекомендации по результатам эмпирического исследования;

14) публикации тезисов докладов, научных статей (самостоятельно и в соавторстве);

15) рефлексивный самоанализ процесса и результатов практики.

Общая трудоемкость практики составляет 29 зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

Наши рекомендации