Сравнительный анализ степени удовлетворенности супружескими отношениями в воцерковленных и невоцерковленных семьях
В данном исследовании принимали участие 58 человек (29 супружеских пар), все – жители Санкт-Петербурга в возрасте от 23 до 60 лет, со стажем брака от одного года до 36 лет, количество детей в семьях от 0 до 6. Из 29 пар 16 воцерковленных, 13 невоцерковленных.
По результатам тестирования были оценены взаимосвязи между возрастом, номером брака по счету, его длительностью с показателями теста на удовлетворенность супружескими отношениями «Образ супруга(и)» (часть I + часть II, часть III) и общей суммой по тесту (рассчитаны коэффициенты корреляции Спирмена).
Опишем только статистически значимые корреляции.
Существует умеренная положительная корреляция возраста испытуемых с номером брака по счету и сильная положительная корреляция возраста с длительностью брака. Наблюдается средняя положительная корреляция между удовлетворенностью браком мужчин и женщин (коэффициент корреляции = 0,447). Это свидетельствует о том, что мнения супругов согласованны, а значит, с увеличением удовлетворенности браком одного из супругов удовлетворенность другого супруга тоже растет.
При этом показатели удовлетворенности браком у женщин несколько выше, чем у мужчин, хотя эти различия небольшие и статистически незначимые (по критерию Стьюдента).
Разброс данных относительно среднего у мужчин и женщин приблизительно одинаковый.
Также было установлено, что по всем показателям (средние) в воцерковленных семьях удовлетворенность супружескими отношениями выше, хотя и ненамного, чем в семьях невоцерковленных.
Связь степени удовлетворенности супружескими отношениями с личностными характеристиками супругов
Целью данного исследования было изучение связи между удовлетворенностью супружескими отношениями и некоторыми психологическими характеристиками супругов (сексуальной удовлетворенностью, совпадением ценностей, характеристиками межличностных отношений).
Рассогласование идеала с актуальным образом оцениваемого лица представляет значительный интерес для оценки сложившейся ситуации в семье в целом, а также для характеристики несоответствия реально существующего партнера с представлением о том, каким он должен быть в глазах его спутника.
В исследовании принимали участие 40 человек (20 супружеских пар), все – жители Российской Федерации (Санкт-Петербурга и Сочи) в возрасте от 23 до 78 лет, со стажем брака от шести месяцев до 55 лет.
Межличностные отношения супругов были изучены при помощи методики Т. Лири, соотношение ценностей супругов – с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Проверка соответствия эмпирического распределения нормальному производилась по критерию Колмогорова-Смирнова.
Расчеты показывают, что все распределения по категориям пол, возраст, стаж семейной жизни, количество детей, удовлетворенность браком по суммам Σ = Ч 1 + Ч 2 и Σ = Ч I + Ч II + Ч III близки к нормальным.
В ходе анализа результатов исследования были рассчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона между показателями удовлетворенности браком и сексуальной удовлетворенностью и была выявлена положительная корреляция средней силы (r = 0,5).
Наглядно эти данные представлены на рис. 4.
Рис. 4. Зависимость удовлетворенности браком от сексуальной удовлетворенности
Анализируя кривые, изображенные на графике, можно отметить, что при низкой сексуальной удовлетворенности в среднем более удовлетворены браком мужчины, а при высокой – женщины. В целом зависимость удовлетворенности браком от сексуальной удовлетворенности в большей степени проявляется у женщин, чем у мужчин.
Для того чтобы выявить зависимость между удовлетворенностью браком и межличностными отношениями, предварительно были рассчитаны комплексные характеристики межличностных отношений. Для упрощения сравнения можно отталкиваться от двух основных направлений (векторов): доминантность-подчиняемость и агрессивность-доброжелательность.
Формулы к тесту Т. Лири по диагностике межличностных отношений выглядят следующим образом.
Вектор доминирования (самостоятельности) V = I–V + + 0,7 (II + VIII–VI–IV).
Вектор доброжелательности G = VII–III + 0,7 (VIII + + VI–IV–II).
Римским цифрам соответствуют следующие типы межличностных отношений.
I. Властно-лидирующий (лидерские черты, командно-административный стиль руководства).
II. Независимо-доминирующий (дистантный).
III. Прямолинейно-агрессивный (жесткий, настойчивый).
IV. Недоверчиво-скептический (подозрительный, конфликтный).
V. Покорно-пассивный (подчиняемый, безынициативный).
VI. Зависимо-послушный (управляемый, ведомый).
VII. Сотрудничающе-конвенциальный (доброжелательный, компромиссный).
VIII. Ответственно-великодушный (альтруистический, сопереживающий).
Таким образом, вектор доминирования (самостоятельности)определяется из суммы таких типов межличностных отношений, как властно-лидирующий, независимо-доминирующий, ответственно-великодушный, за вычетом показателей по противоположным типам: покорно-пассивному, зависимо-послушному, недоверчиво-скептическому.
Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность – власть над людьми для реализации ответственных задач.
Вектор доброжелательности (дружелюбия)определяется из суммы таких типов межличностных отношений, как сотрудничающе-конвенциальный, ответственно-великодушный, зависимо-послушный, за вычетом показателей по противоположным типам: прямолинейно-агрессивному, недоверчиво-скептическому и независимо-доминирующему. На следующем этапе были рассчитаны характеристики (доминирование и дружелюбие) по трем существующим видам оценок:
1) оценка самого себя;
2) оценка партнером другого партнера;
3) оценка партнером идеала другого партнера.
В результате мы обнаружили значимые корреляции удовлетворенности супружеским отношениями со следующими показателями:
– умеренная положительная (0,473) с мнением партнера о доминировании (самостоятельности) супруга;
– умеренная положительная (0,338) с мнением партнера о доброжелательности партнера;
– сильная отрицательная (-0,617) с мнением о партнере как о недоверчиво-скептической личности;
– умеренная отрицательная (-0,375) с мнением тестируемого о самом себе как о недоверчиво-скептической личности;
– умеренная положительная (0,273) с мнением партнера о доброжелательности идеала-партнера;
– умеренная положительная (0,286) с собственным мнением о своей доброжелательности.
Таким образом, можно констатировать, что удовлетворенность супружескими отношениями повышается с ростом степени доминирования (самостоятельности) партнера, с оценкой партнером степени доброжелательности другого партнера, с собственным мнением о своей доброжелательности и с мнением партнера о доброжелательности идеала-партнера; и падает с ростом степени недоверчивости и скептицизма в партнере (по оценке партнера), а также если тестируемый сам себя характеризует как недоверчиво-скептического.
При разделении по гендерному признаку мы видим, что данные почти не отличаются от данных для общей выборки:
– как женщины, так и мужчины, обладающие недоверчиво-скептическим отношением к партнеру, менее удовлетворены брачными отношениями;
– чем выше удовлетворенность браком у мужчин, тем большей самостоятельности и вместе с тем доброжелательности они требуют от супруги. У женщин эта зависимость выражена в меньшей степени;
– чем выше женщины оценивают свою доброжелательность, тем более они удовлетворены браком. Также им в большей степени, чем мужчинам, хочется видеть себя дружелюбной в глазах партнера.
Для наглядности данных представим их в виде следующих графиков.
Рис. 5. Зависимость удовлетворенности браком от мнения супругов о недоверчиво-скептических характеристиках партнера
Как видим, у женщин при уровне конфликтности выше среднего удовлетворенность браком резко падает. У мужчин удовлетворенность браком при повышении уровня конфликтности и подозрительности снижается достаточно равномерно.
Рис. 6. Зависимость удовлетворенности браком от мнения супругов о доминировании и доброжелательности партнера
На втором графике отчетливо видно, что линии, аппроксимирующие графики доминирования (самостоятельности) и доброжелательности, практически параллельны, то есть с рос том удовлетворенности браком мнение супругов о самостоятельности и дружелюбии партнера увеличивается одинаково.
В качестве вывода можно заключить, что супруги ищут друг в друге самостоятельность и вместе с тем хотят, чтобы их партнер обладал высокой степенью доброжелательности и дружелюбия, а такие качества партнера, как обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство окружающими и подозрительность, всегда сопутствуют снижению удовлетворенности браком. Когда супруги воспринимаются друг другом как самодовольные, обособленные, несдержанные, вспыльчивые и недружелюбные или же проявляют полную покорность, повышенное чувство вины, склонность к самоуничижению, их удовлетворенность друг другом неизбежно падает.
Для дальнейшей оценки данных был использован множественный регрессионный анализ (прямой пошаговый метод) и были получены уравнения множественной регрессии.
В этих уравнениях знак коэффициента соответствует знаку корреляции – связи данной независимой и зависимой переменной. В нашем случае независимая переменная – удовлетворенность супружескими отношениями (У), все остальные зависимые.
Чем больше коэффициент перед независимой переменной (по абсолютной величине), тем выше относительное влияние данной независимой переменной на зависимую.
Выборка женщин
У = – 0,96 Агр + 0,45 Д + 0,38 НИ + 63,8,
где У – удовлетворенность браком; Агр – уровень агрессивности партнера; Д – количество детей; НИ – уровень независимости в собственном идеальном образе; 63,8 – свободный член, ошибка оценки.
Из уравнения следует, что удовлетворенность браком у женщин снижается с увеличением уровня агрессивности реального партнера (супруга) и повышается с увеличением количества детей в семье и ростом уровня независимости собственного идеального образа. То есть в семье женщине важно казаться более независимой, чем она есть на самом деле.
Выборка мужчин
У = – 0,69 НС + 0,546 Агр – 0,476 П + 0,445 Друж И + 0,261 С – 0,237 Р Агр +51,8,
где У – удовлетворенность браком; НС – уровень недоверчивости-скептицизма в партнере; Агр – оценка собственной агрессивности, прямолинейности, жесткости, настойчивости; П – уровень покорности-пассивности (подчиняемый, безынициативный) в партнере; Друж И – уровень дружелюбия, доброжелательности в идеальном партнере; С – сексуальная удовлетворенность; Р Агр – разница в оценке агрессивности партнером и своей оценкой себя.
Из уравнения следует, что удовлетворенность браком у мужчин снижается с ростом уровня недоверчивости/скептицизма супруги, а также с ростом покорности, пассивности жены и с увеличением разницы в оценке агрессивности супруга, данной женой и самим мужчиной.
Уровень удовлетворенности браком у мужчин повышается с ростом уровня собственной твердости, настойчивости (по оценке самого мужа) и сексуальной удовлетворенности, а также с повышением уровня дружелюбия и доброжелательности супруги.
Объединенная выборка
У = – 0,60 НС + 0,37 С + 0,37 Р Альт + 0,25 Р Пок + 0,20 Доб И + 0,18 Д + 31,5,
где У – удовлетворенность браком; НС – уровень недоверчивости-скептицизма в партнере; С – сексуальная удовлетворенность; Р Альт – разница в оценке альтруизма (ответственности, великодушия) партнером и своей оценкой себя; Р Пок – разница в оценке покорности-пассивности (подчиняемый, безынициативный) партнером и своей оценкой себя; Доб И – уровень сотрудничества, доброжелательности, склонности к компромиссу в своем идеальном образе; Д – количество детей.
Из уравнения следует, что удовлетворенность браком снижается с увеличением уровня недоверчивости/скептицизма реального партнера и повышается с ростом сексуальной удовлетворенности, с увеличением количества детей, с увеличением разницы в оценке ответственности и великодушия, а также покорности/пассивности друг друга.
Последний вывод был для нас неожиданным, и пока мы не можем дать ему однозначного объяснения. Можно предположить, что это как-то связано с умением желанием супруга казаться таким, каким его хочет видеть партнер.