Схема обследования детей с алалией

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения Дата обследования Возраст

Домашний адрес, телефон Из какого детского сада прибыл (номер детского

сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Речь родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание: когда принесли кормить, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание грудью до ... Последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на ... день

Дополнительное прибывание в роддоме, причины

Раннеепсихомоторное развитие

Держит голову с ...мес. Сидит с ...мес. Стоит с ...мес. Ходит с ...мес. Первые зубы с ...мес. К 1 году зубов...

Перенесенные заболевания

До 1 года

После 1 года

До 3 лет

Инфекции

Ушибы головы

Травмы головы

Судороги при высокой температуре

Речевоеразвитие

Гуление с ...мес, характер гуления

Лепет с..мес, характер лепета

Первые слова, их характеристика

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих

Отношение к своей речи

Речевая среда

Занимался с логопедом, где, сколько, результат,не занимался

Исследование импрессивной речи

1.Понимание связной речи: ответы на вопросы
по прослушанному рассказу.

2.Понимание распространенных предложений
по сюжетным картинкам: "Покажи девочку, ко
торая ловит бабочку", "Покажи девочку, которая
держит мяч'", "Покажи девочку, которая подметает
пол".

3.Понимание различных грамматических форм:

а) понимание конструкций с различными па
дежными формами: "Чем девочка ловит бабочку?",
"Кого ловит девочка?". "Кто ловит бабочку?";

б) понимание предложных конструкций с пред
логами НА, В, ПОД. ЗА. НАД, ОКОЛО и т.д. Вы
полнить задания: "Положи мячпод стол", "Нари
суй дерево около дома";

в) дифференциация единственного и множе
ственного числа существительных: "Покажи, где на
картинке мяч. где мячи"' и т.д..

г) дифференциация глаголов с различными приставками. Показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т.д.

4. Понимание сложно-подчиненных предложений.

Показать на картинках: ''Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?" Ответить на вопрос: "Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?"

5. Пассивный словарь:

а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта;

б) понимание названий детенышей домашних и
диких животных (для подготовительной группы): у
кошки - котенок, у лошади - жеребенок, у собаки
- щенок, у коровы - теленок, у белки - бельчонок,
у тигра - тигренок и т.д.

в) понимание слов с противоположным значени
ем (для подготовительной группы):

входит - выходит высокий - низкий

открывает - закрывает большой - маленький

влетает - вылетает длинный - короткий

подходит - отходит широкий - узкий

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи: есть речь или от
сутствует, лепетная речь, речь отдельными словами
или фразовая.

2. Исследование звукопроизношения.
Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э
Свистящие: С, С, 3, 3'
Шипящие: Ш, Ж

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ

Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М', Н, Н' Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й Звонкие и глухие звуки: Т-Т' К-К' Г-Г, В-В', Ф-Ф,П-П и др.

Отметить состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи

3. Исследование активного словаря:

а) объём словаря:соответствует ли возрастной норме. Назвать предметы, картинки по темам:

игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы.

Назвать предметы по описанию: "Как называется предмет, которым расчесывают волосы?"

Назвать действие по предъявленному предмету: ручкой пишут, ножом режут и т.д. Или кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ..., кузнечик - ..., змея —

Подобрать определения к словам: туча, небо, город, книга и т.д.

Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.

Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, радость, скорость, след, красить;

б) характеристика активного словаря: звукопо
дражания, лепетные слова, наличие глаголов, наре
чий, прилагательных, местоимений, существитель
ных;

в) точность употребления слов.
4. Воспроизведение:

а) слоговой структуры слова, звуконаполняе-мость:

пуговица -простокваша лекарство -помидоры — сквозняк -телевизор -

сковорода -температура — свисток -скворечник -милиционер — аквариум -

б) предложений: Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстри-

гают и парикмахерской. Милиционер едет на мо-тоцикле.

Исследование грамматического строя речи

I Состояние функции словоизменения:

а) изменение по падежам: У меня есть карандаш.
у меня нет ... (карандаша). Я рисую ... (каранда
шом),

б) преобразование имени существительного в
именительном падеже единственного числа во мно
жественное число:

стол - полы кукла - куклы

дерево - деревья ухо —уши

рот - рты рукав - рукав А

лист - листья глаз - глаза

окно - окна пень - пни

стул стулья воробей - воробьи

и) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа:

шар - шара шаров окно - окна - окон

мяч дом -

дерево- улица-

О согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар голубой глаз -

чашка голубая ведро -платье голубое машина -...

в) образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ (подготовительная группа):

ходить -бежать -летать —

3. Характер употребления предложных конструкций.

Спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой).

Вставить предлоги в предложения:

Лампа висит ... столом.

Мяч упал ... пол.

Яблоко упало ... ветки.

Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка.

Исследование общей моторики

Выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь

вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой'; ударить ладонью по мячу об пол; перебра-сывать мяч из одной руки в другую и т.д.

Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому.

Состояние речевой моторики

Выполнить движения губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо.

Языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта.

Мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.

Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положениии, темп движения, лишние движения при выполнении заданного.

Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания

Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.

Показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.

Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса

Выполнить следующие задания:

а) назвать предметы или их четкие изображения,
контурные изображения, перечеркнутые, наложен
ные друг на друга;

б) вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й
пальцы, сложить пальцы рук в кольцо поперемен
но, одновременно; выложить фигуру из спичек, мо
заики; поставить стрелки на игрушечных часах по
заданию логопеда.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем

Фонетически резко различающихся: Р-С, Л-П, 3-Т. Фонетически близких: М-Н, П-Б, Т-Д, К-Г.

Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Анализ:

а) выделение звука на фоне слова по картинкам
и на слух (после показа логопеда);

б) выделение на слух ударного гласного в начале
слова: удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня,
елка;

в) определение количества, последовательности и
места звуков в слове (подготовительная группа).

2. Синтез.

Составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: Н, О, С; О, С, А; С, Ы, Р; Л, А, П, А.

3. Фонематические представления:

а) отложить картинки, в названиях которых есть
звук С или другой заданный логопедом звук;

б) придумать слово с каким-либо звуком.

Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта

Состояние зрительного восприятия и внимания:назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало.

Проверить знание цветов по названию. Подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны").

Состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.

Речевая активность

Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

Другие дефекты устной речи

Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия. Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза. Уточненный диагноз. Дата. Логопед.


Наши рекомендации