Схема обследования ребёнка с моторной алалией 3 – 6 лет

Состав

Творческой лаборатории

1. Дасюкевич С.Б. – руководитель лаборатории, учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 18»

2. Мелехова В.М. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 7»

3. Саутина Т.В. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 19»

4. Романчук И.Г. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «Гимназия № 3»

5. Гавдис Н.А. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 9»

6. Левчук Т.А. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 10»

7. Журавлева С.М. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «ОСШ № 13»

8. Паутова С.Н. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «СДС № 51»»

9. Кульгавик Л.В. – учитель-дефектолог ПКПП ГУО «Ясли-сад № 20»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Моторная алалия. Причины, вызывающие нарушение формирования речи.

2. Диагностика моторной алалии в современной логопедии.

3. Перспективное планирование работы с детьми, имеющими моторную алалию.

4. Используемая литература.

ОТЧЕТ

О проделанной работе

За время работы творческой лаборатории (2008 – 2009 уч.год) членами группы было изучено много методической литературы. Романчук И.Г. подготовила теоретический материал по теме «Моторная алалия. Причины, вызывающие нарушение формирования речи». Журавлева С.М. изучила и подготовила материал по теме «Диагностика моторной алалии в современной логопедии». Всеми членами лаборатории было разработано перспективное планирование коррекционной работы с детьми, имеющими моторную алалию. Оно включает 5 этапов работы. Каждый этап 5 направлений: понимание речи, общеречевые навыки, фонематические представления, самостоятельную речь, моторику. Изначально предполагалось провести экспериментальную часть работы. Но, так как в общеобразовательных учебных заведениях города детей с таким диагнозом нет, то решено приостановить работу лабораторий.

Схема обследования ребёнка с моторной алалией 3 – 6 лет - student2.ru

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптом

Причины возникновения синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетические факторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пренатальном периоде причинами возникновения алалии могут выступать интоксикации, хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, врожденная отягощенность (болезни родителей, такие как туберкулез, сифилис и т. п.). Действия неблагоприятных факторов в пренатальный период не только обуславливает органическое поражение мозга и неблагоприятно влияет на развитие плода, но и отрицательно влияет на течение родов. В натальном периоде причинами могут стать: патология родов (неудачное применение средств родовспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии и др.). Действие таких факторов может обуславливать нарушения формирования межсистемных мозговых связей, необходимых для своевременного и полноценного развития речи. В постнатальном периоде развития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционный гепатит, менингит, менингоэнцефалит, длительно текущие соматические заболевания, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющих на ее развитие. Кроме действия биологических факторов, в постнатальном периоде развития возможно также действие социально-психологических факторов, таких как: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией, многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалии следует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляют речевую недостаточность.

Вопрос о механизмах алалии во многом не раскрыт. Сторонники сенсомоторного подхода связывают механизм алалии с несовершенством моторной или сенсорной сторон речи.

Несовершенство моторной стороны речи: у детей с алалией поражение центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора ведет к несовершенству его работы. Это и лежит в основе нарушения экспрессивной речи. В частности, большая роль отводится артикуляторной апраксии, из-за которой ребенок затрудняется в производстве арткуляционных движений. Несовершенство сенсорной стороны речи связано с неполноценностью работы центрального отдела речеслухового анализатора, результатом чего является недостаточность фонематического восприятия, следовательно, плохое понимание речи.

Сторонники психологического подхода связывают механизм алалии с недостаточной сформированностью психических функций ребенка: памяти, внимания, мыслительных процессов. Недостаточность высших психических функций и снижение психической активности может вести к грубым нарушениям формирования речи.

Сторонники языкового подхода говорят о том, что алалия прежде всего языковое расстройство и ее механизм в расстройстве производства языковых операций в процессе порождения или восприятия речевого высказывания. Нарушение затрагивает именно языковой этап порождения или восприятия речи.

Симптоматика алалии:

В результате органического поражения головного мозга у детей с алалией могут наблюдаться недостатки со стороны некоторых мозговых структур. Вследствие этого, симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничивается нарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждом конкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть от локализации и тяжести органического поражения, от общего соматического состояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей его среды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевые симптомы.

Неврологическая симптоматика: может иметь выраженный, а чаще стертый характер. У детей с алалией может наблюдаться неврологическая микросимптоматика, свидетельствующая о неблагополучии со стороны центральной нервной системы (нарушения тонуса некоторых групп мышц, спастичность, паретичность, односторонний птоз, горизонтальный нистагм и др.). Иногда у таких детей выявляется синдром ММД.

Одними из наиболее часто встречающихся при алалии неврологическими симптомами являются апраксия и агнозия.

Апраксия - расстройство произвольных движений (чаще всего выражены со стороны тонкой и артикуляционной моторики). Ребенок затрудняется в выполнении какого-либо действия, требующего диффиренцированных движений пальцев, по подражанию не может выполнить каких-либо артикуляционных движений (характерно для моторной алалии).

Агнозия - расстройство узнавания (могут быть как зрительные, так и слуховые). Имеют место при сохранности у ребенка элементарной чувствительности (слух, зрение). При слуховой агнозии ребенок в тяжелых случаях не различает, не соотносит с предметом никакие звуки. В более легких случаях слуховая агнозия проявляется в нарушении дифференциации акустически сходных звуков речи.

Зрительная агнозия в случае грубого поражения выражается в невозможности зрительного узнавания предметов, в более легких случаях проявляется избирательно (нарушение дифференциации предметов по цвету, форме, величине, нарушение дифференциации геометрических фигур, не узнавание цифр и букв, различные комбинации вышеперечисленных нарушений). В ряде случаев у детей с алалией наблюдается астериогноз (нарушение узнавания на ощупь).

Психопатологическая симптоматика: проявляется в отклонениях от нормы в развитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдает слухоречевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальное развитие детей-алаликов в известной мере лимитировано состоянием речи)).

При алалии дети не получают достаточного запаса сведений из процесса общения с окружающими. Много исследователей уделяли большое внимание интеллектуальному развитию детей с алалией и отмечали, что у этих детей есть некоторые интеллектуальные особенности: примитивизм, конкретность мышления, пробелы в знаниях, трудности в овладении понятиями. Все эти проблемы усугубляются общим снижением работоспособности детей-алаликов, высокой утомляемостью, слабостью произвольного внимания.

Некоторое интеллектуальное отставание детей с алалией резко отличается от отставания детей с олигофренией:

· у детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой

· у детей с алалией некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с олигофренией - диффузный

· у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.

Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблюдается психический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенности эмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игровая деятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий, чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой может быть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. У детей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдаться проявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности.

Речевая симптоматика: выражена обширно, разнообразно, что обусловлено системностью нарушения речи при алалии. Страдают все стороны речи. При любой форме алалии нарушается как импрессивная, так и экспрессивная речь. У детей с алалией своеобразно протекает развитие речи, даже если речь начинает развиваться самостоятельно, она не складывается в систему, ребенок усваивает лишь отдельные фрагменты этой системы, не постигая в своем практическом опыте всех языковых закономерностей. Выраженное недоразвитие речи ребенка проявляется во всех ее компонентах.

Фонетическая сторона: не формируется звуковой состав речи, характерно грубое искажение звукослоговой структуры слов, не развиты фонематические функции (ребенок длительное время затрудняется с дифференциацией звуков).

Лексика очень бедная, пополняется медленно, характерны замены слов по различным признакам, трудности актуализации словаря.

Грамматический строй речи: дети медленно, дефектно овладевают словоизменением и словообразованием, используют простую фразу, в речи выраженные стойкие аграмматизмы. Сложными синтаксическими конструкциями дети самостоятельно не овладевают.

Классификация алалии:

Топологическая (клиническая) классификация:

В основе этой классификации - критерий учета локализации поражения головного мозга при алалии.

Моторная алалия (обусловлена нарушениями центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию.

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы. При нарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков. Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины - центр Брока), который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ. При эфферентной моторной алалии может наблюдаться кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенка страдает переключение от одной коартикуляции к другой, ребенку трудно включиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи).

· Сенсорная алалия (обусловлена поражением центрального отдела речеслухового анализатора). Характеризуется тем, что при сохранном элементарном слухе ребенок не овладевает пониманием речи. При этом страдает задняя треть верхней височной извилины - центр Вернике. Эта форма алалии выделяется не всеми авторами.

· Сенсомоторная алалия (сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии)

· Оптическая алалия. Эта форма также выделяется не всеми авторами. Обуславливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе которых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий.

Моторная (экспрессивная) алалия:

Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Локализация поражения головного мозга при моторной алалии изучена недостаточно. Длительное время локализацию поражения в этом случае отождествляли с локализацией поражения при моторной афазии. В соответствии с этим, были выделены афферентная и эфферентная формы моторной алалии. Эта точка зрения недостаточно подтверждена, но и небезосновательна, так как у многих детей с моторной алалией ЭЭГ и клинические исследования выявляют неврологические симптомы двигательных и речедвигательных нарушений. В современной клинической литературе доминируют две точки зрения на локализацию поражения при моторной алалии:

· для моторной алалии характерно не локальное, а диффузное поражение головного мозга стертого характера. Эти минимальные поражения носят билатеральный характер (затрагивают оба полушария)

· допускается локальный характер поражения головного мозга. ЭЭГ детей с моторной алалией выявили особенности биопотенциалов мозга, свидетельствующие о снижении активности центральной нервной системы и патологический характер волн в некоторых областях мозга. При этом разные авторы указывают на различную локализацию патологических проявлений. Так, например, Р. А. Белова-Давид указывает на поражение височных и затылочно-теменных областей разных полушарий. У некоторых детей с моторной алалией сочетается поражение височной и лобной областей мозга. Е. М. Мастюкова выявила у некоторых детей недостаток функционирования теменно-затылочной области доминантного полушария и поражение подкорковых областей.

По результатам исследований можно сделать следующие выводы:

· не у всех детей с моторной алалией выявляются повреждения нервной системы. Возможно, они были на более ранних этапах развития, а затем скомпенсировались

· у детей с моторной алалией возможен локальный и диффузный характер повреждения мозга

· локализация поражения при моторной алалии вариативна, при этом наблюдается "заинтересованность" височной доли доминантного полушария

· поражение мозга в большинстве случаев билатерально

· органические повреждения не имеют тяжелого характера, они минимальны (например, точечное кровоизлияние)

Симптоматика моторной алалии:

Симптоматика разнообразна, складывается из речевых и неречевых симптомов.

Неврологические симптомы: возможны общие симптомы алалии. Очень часто у детей с моторной алалией отмечаются неврологические симптомы двигательных расстройств. У детей может наблюдаться нерезко выраженная спастичность, патетичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии, гиперкинезы. Часто наблюдается ручная, оральная, артикуляторная апраксия. Со стороны моторной сферы таких детей могут отмечаться нарушения осанки и походки, нарушения объема, переключаемости и координации движений. В зависимости от моторных особенностей можно выделить две группы детей с моторной алалией:

· расторможенные, гиперактивные

· заторможенные, малоподвижные

У детей с моторной алалией чаще встречается леворукость. Левшество может иметь наследственный характер, но может быть и вынужденным, вследствие ослабленности левого полушария.

Психологическая симптоматика: общие симптомы алалии.

Речевая симптоматика:

При моторной алалии нарушено формирование экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной. При этом наблюдается большая диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи.

Особенности лексики: дети с трудом усваивают слова, недостаточно пользуются словом даже в возможных пределах, выраженно нарушена актуализация слов в речи. Значения слов нечеткие, аморфные, характерны замены слов по звуковому и семантическому сходству, замены целого на части и т. п. У детей с моторной алалией выражено страдает использование в речи глаголов, прилагательных, наречий, числительных, служебных слов, предлогов и союзов. В процессе употребления слов отмечается сужение и расширение их значений.

Особенности грамматического строя речи: нарушения выражены резко, сохраняются в речи детей длительное время и характерны не только для экспрессивной, но и для импрессивной речи детей (затрудняются в дифференциации грамматических форм).

Существительное: характерны застревания на исходной форме (именительный падеж), вслед за именительным падежом, как правило, усваивают творительный. При усвоении дательного и родительного падежей особую трудность вызывают предложные конструкции (опускают предлоги, искажают окончания). Дети с моторной алалией с трудом усваивают склонение существительных.

Глаголы: характерны замены глагольных форм инфинитивом, которым дети пользуются достаточно долго. Очень сложно усваивают возвратные глаголы. С трудом овладевают изменением глаголов по лицам, числам и родам в прошедшем времени.

Прилагательные: появляются очень поздно. Часто вместо прилагательного употребляется неопределенная форма глагола. Отмечаются искажения родовых окончаний прилагательных, ошибки изменения по числам и падежам.

Особенности построения фразы: если у ребенка с моторной алалией самостоятельно формируется фраза - это короткое простое предложение, в котором могут быть нарушения порядка слов, могут отмечаться пропуски слов. Дети с моторной алалией преимущественно используют односоставные предложения, двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного в именительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных (субъект - объект) или предложения в виде слова с жестом.

Особенности связной речи: формирование связной речи грубо нарушено. Ребенок не может передать последовательность явлений и событий, выделить временные, причинно-следственные и другие связи и отношения. У ребенка может преобладать:

· нарушение последовательности изложения (страдает смысловое программирование)

· последовательность может быть правильной, но ребенок не в состоянии выделить главное (страдает переход от мысли к речи)

Если ребенку уже удается передать последовательность и выделить существенное, его речь все равно остается неполноценной, нераспространенной, конкретной.

Развитие фонетической стороны речи в значительной степени зависит от словаря. Звуки появляются в ряде случаев спонтанно, однако их использование в составе слов сопряжено со значительными затруднениями. Отмечаются трудности возможного комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. При алалии с трудом формируется динамический артикуляционный стереотип - затруднено слияния звуков при их правильном или неправильном проговаривании, что приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов. У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Нарушение аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора носит различный характер: оральная апраксия, нарушения последовательности, переключаемости и т п. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенное артикуляционное движение или комплекс последовательных движений, трудности усвоения последовательности. Ведущим в этих случаях является нарушение двигательного характера, оно и определяет речевое артикуляторное расстройство. При этом вследствие кинетической или кинестетической апраксии страдают фонетическая и фонематическая системы.

При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи - звукослоговой и морфемный строй. Нарушение ритмической организации слов проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами, с равно- и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарный характер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями мелодики, темпа и ритма речи.

Таким образом, у детей с алалией недоразвитие речи сочетается с нарушениями активности разных компонентов деятельности. Наблюдается многообразие вариантов недоразвития речи: от полного до частичного ее отсутствия. На этапах более высокого развития затруднения выявляются в развернутой речи, при усложнении ситуации общения, при выполнении специально подобранных заданий. Недостаточная прочность навыка связной речи маскируется у ребенка предельным лаконизмом, скудностью речевых проявлений или наоборот многоречием, тавтологией.

Моторная алалия неоднородна по своим проявлениям: иногда отмечается преимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т. е. фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаях преобладающее нарушение - несформированность операций комбинирования. Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. Наблюдаются и различия в возможностях речевой реализации тех языковых средств, которыми владеют дети.

Схема обследования ребёнка с моторной алалией 3 – 6 лет - student2.ru

План

1.Задача проведения диагностики

2.Обследование ребёнка специалистами ПМПК

а) схема обследования ребёнка с моторной алалией

б) критерии оценки психического развития детей с умственной отсталостью и первичным недоразвитием экспрессивной речи

в) содержание дифференциальной психологической диагностики детей с нарушениями речевого развития

г) система заданий, направленных на исследование мыслительных операций

3.Методика логопедического обследования детей с нарушениями

речевого развития

а) этапы обследования

б) проверка состояния всех сторон речи

4.Приложения

1)логопедическое обследование ребёнка с моторной алалией

2)дифференциальная диагностика моторной алалии

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика алалии, насколько были продуманы и реализованы педагогом тактика и стратегия обследования речи и неречевых психических функций ребёнка Задача проведения тщательной всесторонней диагностики – выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления у конкретного ребёнка с алалией, поскольку планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями речевого и психического развития, которые были выявлены в процессе обследования.

Прослеживая путь ребёнка с моторной алалией в группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, можно отметить, что диагностика его состояния складывается из двух последовательных процедур: 1) обследование ребёнка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии; 2)обследование учителя-дефектолога, который непосредственно будет заниматься коррекцией речи этого ребёнка. Результатом обследования ребёнка специалистами ПМПК будет являться выведение психолого-педагогического и логопедического заключения и определение индивидуального коррекционного маршрута.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Психолого-педагогическое изучение ребенка проводится не толь­ко медико-педагогическими комиссиями, но и логопедом того учреж­дения, в которое направляется ребенок. Оно дополняется разверну­тым обследованием речи и анализом состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза (вторичное недоразвитие речи, обусловленное умственной отстало­стью, вторичная задержка речевого развития, обусловленная пер­вичной задержкой психического развития, алалия — кинестетичес­кая, кинетическая, парадигматическая, синтагматическая, первичная

задержка речевого развития — пара-алалия, дизартрия, ринолалия с элементами общего недоразвития).

С этой целью проверяется состояние всех сторон речи.

Условно можно выделить пять этапов обследования ребёнка с алалией:

1) ознакомительный;

2) диагностический;

3) аналитический;

4) прогностический;

5) информационный;

Задачи первого (ознакомительного) этапа – ознакомление учителя-дефектолога с анамнестическими данными, уточнение запроса родителей, выяснение предварительных денных об индивидуальных особенностях ребёнка. В рамках этапа изучается педагогическая и медицинская документация, сопровождающая ребёнка (характеристики, медицинская карта, выписки с заключением педиатра, окулиста, невропатолога и др., справки о результатах проведения аудиографии, энцефалографии и др.). В процессе знакомства с документацией определяются те вопросы, которые следует уточнить в личной беседе с родителями ребёнка, на основе косвенных данных, содержащихся в медицинских и педагогических документах, выстраивается тактика беседы. Собеседование с родителями направлено на получение информации о личности и характере ребёнка, о стиле общения в семье, уточнение анамнестических данных о ребёнке.

Диагностический этап представляет собой процедуру обследования речевых и психических функций ребёнка. Учителя-дефектолога будут интересовать зрительное и слуховое восприятие ребёнка; пространственный, конструктивный и динамический праксис; состояние общей и мелкой моторики; особенности внимания, памяти ребёнка; сформированность мыслительных процессов; строение и функционирование артикуляционного аппарата; состояние орального праксиса, дыхательной и голосовой функции; развитие импрессивной и экспрессивной речи ребёнка.

Следует упомянуть, что само обследование проводится с соблюдением таких принципов, как этоипатогенетический принцип, принцип системности, принцип развития, принцип учёта индивидуальности ребёнка и др.

Дидактическим материалом обследования должны служить игрушки и реальные объекты, картинки, вербальные инструкции и тексты. Важно, чтобы материал соответствовал возрасту ребёнка, уровню его речевого и интеллектуального развития, социальному опыту. Предпочтение отдаётся универсальному тестовому материалу, с помощью которого можно обследовать несколько функций, несколько классов или категорий речевых единиц (например, словарный и запас и грамматический строй речи).

Особые трудности в подборе стимульного материала и проведении обследования педагоги испытывают с детьми, словарный запас который ограничен использованием лепетных слов и звукоподражаний.

Одно из важнейших условий обследования – установление контакта с ребёнком, предотвращение таких проявлений, как речевой негативизм, замкнутость, некоммуникабельность, отсутствие стремления вступить в речевое общение, которые свойственны многим алаликам.

На основании полученных данных заполняется протокол обследования, зафиксированные результаты подлежат анализу для определения основных направлений коррекционной работы (см. приложение № 1).

Задача аналитического этапа – интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчётным документом учителя-дефектолога. Речевая карта отличается от протокола обследования его аналитичностью: если в протоколе фиксируются ответы детей и наблюдения за выполнения за выполнением заданий, то речевая карта содержит обобщённые выводы о состоянии той или иной речевой функции. Особо тщательно следует подходить к завершающему разделу речевой карты – логопедическому заключению. Смысл обследования состоит не только в констатации нарушения речи, сколько в поиске путей, позволяющих это нарушение преодолеть или компенсировать.

На прогностическом этапе на основе полученных и проаналированных результатов определяется прогноз дальнейшего развития ребёнка, выясняются основные направления коррекционной работы, решается вопрос об оптимальной реализации индивидуального образовательного маршрута для данного ребёнка с моторной алалией.

Задача информационного этапа состоит в том, чтобы ознакомить родителей с заключением, сделанным учителем-дефектологом, предполагаемыми направлениями коррекционной работы и её организационными формами и обсудить с ними все вышеназванные позиции. в процессе информирования родителей им сообщается вся информация, полученная при обследовании ребёнка, оговаривается и прогнозируется родительское участие в коррекционных мероприятиях. Беседа с родителями по результатам обследования не должна перенасыщаться непонятными им терминами, должна быть построена в корректной форме и содержать конструктивные решения, нацеливая родителей на сотрудничество.

С целью ограничения распространения информации о наличии у ребёнка некоторых заболеваний или состояний существует практика шифровки диагнозов в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).

В дальнейшем обследование переходит в процесс ежедневного наблюдения и изучения ребёнка в ходе логопедической коррекции, отслеживания динамики выхода из моторной алалии.

Диагностика моторной алалии осложняется тем, что данная патология имеет сходство с некоторыми другими речевыми и неречевыми расстройствами: тугоухостью, сенсорной алалией, анартрией, задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом и т. д.

Сложность отчленения алалии от сходных состояний обусловлена тем, что многие дети с моторной алалией вследствие нарушений языковой системы имеют в активном словаре лишь лепетные или аморфные слова-корни, обнаруживают речевой негативизм, а некоторые симптомы моторной алалии по форме почти идентичны симптомам других расстройств. Трудности усугубляются и тем обстоятельством, что алалия часто проявляется в структуре различных нервно-психический аномалий (детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция, синдром двигательной расторможенности и др.) и вместе с тем сосуществует с другими речевыми нарушениями (преимущественно с дизартрией и ринолалией); эти расстройства накладывают свой отпечаток на алалию, маскируя её истинные проявления (см. приложение № 2).

Литература

1. Башинская Т. В. Пятница Т. В. Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии).-Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008-122 с.

2. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией).-М: «Классик стиль», 2003-160 с.


 

Приложение 1

Осмотр

Органы артикуляции Особенности строения Норма
Губы Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы); прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой) Нормальное строение
Зубы Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы Нормальное строение
Прикус Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одностороннее, двухстороннее), микрогения (маленький размер нижней челюсти) Ортогнатический
Твёрдое нёбо Палатосхиз (расщелины нёба); послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое) нёбо, узкое нёбо Нормальное строение
Мягкое нёбо Длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель, раздвоенное Нормальное строение
Язык Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка Нормальное строение

Примечание. Подчеркнуть нужное.

Наблюдение

Функция Результат Балл
Контакт В контакт не вступает Контакт формальный В контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности Контакт избирательный или легко устанавливает контакт
Эмоциональная сфера Пассивный, вялый, инертный Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность Колебания настроения, эмоциональная лабильность Активный, бодрый, эмоциональный

Средства общения Общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выра­зительного взгляда, аморфных слов-корней,

Наши рекомендации