Схема обследования детей с дизартрией

Обследование детей с дизартрией.

  1. Составить перечень вопросов, необходимых для сбора анамнеза ребенка с ДЦП.
  2. Составить схему обследования моторики детей с дизартрией.
  3. Составить схему обследования основных психических функций детей с ДЦП.
  4. Подобрать картинный материал для обследования речи ребенка с дизартрией.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

1. Анкетные данные.

2. Анамнез.

3. Общая моторика. Для обследования общей моторики можно предложить следующие задания:

§ одеться, раздеться, обуться;

§ пройти из угла в угол, размахивая обеими руками, остановиться, стать на носки, присесть;

§ попрыгать на двух ногах, правой, левой;

§ руки вперед, назад, вверх, вниз (по показу и по инструкции).

При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.

4. Мелкая моторика рук:

§ сжать и разжать пальцы в кулак (5—7 раз под счет);

§ кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки;

§ указательный и средний пальцы бегают по столу;

§ вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук;

§ поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы;

§ собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины.

При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.

5. Строение артикуляционного аппарата.

6. Моторика артикуляционного аппарата. У детей с дизартрией особенно расстроенной является подвижность органов артикуляции, которая находится в прямой зависимости от глубины поражения и формы дизартрии. Обычно диагностика выраженых форм псевдобульбарной дизартрии не вызывает трудностей. Определение стертых форм дизартрии сопряжено со значительными трудностями. Поэтому необходимо провести дополнительное обследование по выявлению паретичности мышц;

§ вытягивание губ "хоботком" (вместо этого у ребенка с дизартрией наблюдаются хаотичные движения губами);

§ ассиметричность "улыбки" (паретичная сторона рта остается почти неподвижной);

§ невозможность сделать язык широким (склонность к его сужению);

§ отклонение языка в одну сторону (здоровую) при высовывании изо рта;

§ невозможность удержать кончик языка на верхней губе без помощи нижней;

§ посинение кончика языка;

§ невозможность удержать язык, высунутный изо рта, в спокойном положении (наблюдается дрожание мышц языка, его хаотичное подергивание).

7. Состояние мимики. Наиболее нарушена мимика у детей с дизартрией: их лицо амимично, они не могут надуть щеки, наморщить лоб и т.д. Особенно ярко проявляются двигательные расстройства при активном сокращении мышц лица.

Оценка результатов обследования моторики артикуляционного аппарата и состояния мимики дана в разделе Схема обследования детей с ринолалией.

8. Звукопроизношение. Проверяется изолированное произнесение звуков в следующей последовательности: гласные, согласные (губные, губно-зубные, задненебные, передненебные взрывные, шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры). Затем проверяется умение произносить звуки в слогах, словах, фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях "стертой" дизартрии.

9. Слуховая функция:

§ состояние физического слуха;

§ состояние фонематического слуха, анализа и синтеза.

10. Просодическая сторона речи. При исследовании просодической стороны речи обращается внимание на темп (нормальный, быстрый, медленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранность пауз в потоке речи (деление слов на слоги, скандированность), сила голоса (слабый, громкий, немодулированный), высота голоса (высокий, низкий), тембр голоса (нормальный, хриплый, сиплый, гнусавый), внятность речи (отчетливость, смазанность)

11. Зрительная функция. Перед обследованием зрительной функции необходимо ознакомиться с заключением офтальмолога о состоянии остроты зрения.

Для обследования зрительного гнозиса можно предложить задания на различение цвета, узнать перевернутые, перечеркнутые изображения, узнать предмет по его части, по контуру и т.д.

12. Стереогноз. Для обследования тактильного гнозиса используется игра "Волшебный мешочек" — узнавание на ощупьразличных предметов, находящихся в мешочке, узнавание фактуры тканей (шерсть, шелк и т.д.), геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т.д.), узнавание цифр, букв, написанных на руке.

13. Состояние словарного запаса и грамматического строя речи. Необходимость обследования словарного запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрией, особенно, если она является следствием церебрального паралича, обусловлена тем, что для этих детей характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде задержки речевого развития, так и общем недоразвитии речи.

14. Письменная речь.

15. Психическое состояние.

16. Заключение о состоянии речи. Необходимо указать форму дизартрии (бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, . мозжечковую, корковую), характер нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи, т.е. наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, необходимо логопедическое заключение. Например, псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие; псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (III уровень) и т.д.

Наши рекомендации