Схема обследования детей с дизартрией

Речи

Г.Л. Волкова

Подготовка текста

Е.Л. Сытник, В.Л. Шубов

ОформлениеВ.А. Севрук

В пособии даны схемы обследования детей с дислалией, с дизартрией, с алалией, с заиканием. Изложен дидактический материал по 20 параметрам исследования психомоторного состояния детей с нарушениями речи Для более точного определения выявленных отклонений логопеду необходимо знание формирования психических функций на ранних этапах онтогенеза. С этой целью в пособии изложены материалы о моторном развитии ребенка от рождения до 3 лет; о развитии подражательности в период до 3 лет. о взаимоотношениях ребенка с другими детьми и взрослыми; о развитии импрессивной и экспрессивной речи детей от рождения до 3 лет. Приведенные примерные схемы анализа логопедического, логоритмического. воспитательного занятий могут использоваться специалистами в их практичекой работе.

Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, специалистам в области речевой паталогии у детей.

Печатается по решению РИСа РГПУ им. АИ. Герцена

©1993. Волкова ГА. ©1993, Книгоиздательство "Сайма"

ВВЕДЕНИЕ

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). Вступая в реальное взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Описание конкретных методик обследования и анализ полученных данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае.

Схема обследования заикающихся дошкольников дана в соответствии с разработанной нами психолого-логопедической методикой преодоления заикания. В основе ее лежит положение о том, что структура заикания у детей обусловлена дисгармоническим развитием ряда психических функций. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным и парциальным недоразвитием ре-




чевой функциональной системы. Указанные типы дизонтогинеза определяют несвоевременное формирование импрессивной и экспрессивной речи. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи. У заикающихся детей имеется как парциальное недоразвитие отдельных компонентов речевой функциональной системы (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов), так и задержанное развитие речи в целом. Представленные в пособии материалы обследования детей с различными нарушениями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних этапах онтогенеза будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут логопедам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата обследования Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Особенности раннего развития: держит голову с ... мес, сидит с... мес, к 1 году зубов ...

Перенесенные заболевания:

- до 1 года

— после 1 года

- инфекции

— соматические заболевания

Данные о развитии речи ребенка

Характер лепета Время появления слов Время появления фразовой речи Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов

Какие звуки долго произносил неправильно Была ли (и какая) реакция на речевые звуки Особенности понимания речи окружающих

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки,

дефектная артикуляция в различных условиях: а) изолированное произношение; б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных; г) во фразах

Гласные: А, О, У, Ы, И, Э

Свистящие: С, С, 3, 3'

Шипящие: Ш, Ж

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ

Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н'

Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю

Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш

Твердые и мягкие согласные: Т-Т, Д-Д', К-К',

Г-Г, XX', Н-Н', М-М, Л-Л, С-С, 3-3', Р-Р' и

Т.Д

Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;

б) челюстей: прогения, прогнатия; в) прикуса: открытый передний, открытый боковой;

г) мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д. д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная

е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина;

укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д

Речевая моторика Выполнить следующие движения:

а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыб
ке, оскал - покой, губами, сложенными хоботком,
подвигать из стороны всторону;

б) для языка: показать широкий язык - узкий,
поднять широкий язык на верхнюю губу - опустить
на нижнюю, узким языком попеременно коснуться
углов рта, лакательные движения языком, пощел
кать языком, присасывая его к твердому небу так,
чтобы натягивалась подъязычная связка;

в) для нижней челюсти: рот широко открыть -
закрыть, осторожно подвигать нижней челюстью
вправо—влево;

г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и
покашлять, сказать длительно "а", выполнить гло
тательные движения.

Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия).

Состояние слуховой функции

1.Данные о состоянии биологического слуха
взять из медицинской карты.

2.Состояние восприятия речи проверить в про
цессе беседы с ребенком и при выполнении пору
чений типа "возьми куклу, положи", "подойди к
шкафу, возьми мозаику", "собери пирамидку".

Состояние общей моторики

Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.

Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство.

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Отметить тип дыхания (грудное, диафрагмаль-
ное, брюшное, смешанное), объем, продолжитель
ность речевого выдоха: для детей 5 лет - 2-3 слова,
для детей 6-7 лет — 3-5 слов.

2.Дать характеристику голоса: громкость (чрез
мерно тихий, громкий, нормальный), наличие или
отсутствие носового оттенка, монотонности.

Особенности динамической стороны речи

Темп: нормальный, ускоренный, замедленный.

Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи.

Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

1. Анализ:

а) выделение звука на фоне слова по картинкам

и на слух (после показа логопеда), например, М в начале, конце слова;

б) выделение начального гласного в словах (для
детей 6 лет): Аня, Оля, утро, Инна;

в) дифференциация звуков по противопоставле
ниям:

мышка — мишка уточка — удочка миска — мишка малина — Марина

шар - жар рожки — ложки

г) определение места звука в слове по отношению
к другим звукам: где находится звук Р в слове "рак",
в слове "пар"?

2. Синтез.

Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А.

3. Фонематические представления:

а) придумывание слов на данный звук: С-сумка,
3-зубы, Ш-шапка, Ж-жук, Р-рыба, Л-луна, Ц-
цапля.

б) из предложенных логопедом разных картинок
отобрать те, в названии которых имеется данный
звук. Например, на звук С: самолет, стакан, сыр,
сумка, сосна.

Особенности словарного запаса

1. Знание обобщающих слов: одежда, обувь,
посуда, мебель, домашние животные, дикие зве
ри, школьные принадлежности, транспорт, овощи,
фрукты.

2. Название действия по предъявленному пред
мету: щука - плавает, ласточка -..., кузнечик -...,
змея...

3. Подбор определений к слову: Море какое? Лист- ...,. цветок -..., дом -..., лимон - ....

конфета - ... .

4. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа):

большой - маленький впереди - позади

длинный-короткий входит -выходит

высокий - низкий вбегает -выбегает

далеко - близко смеется - плачет

Состояние грамматического строя речи

1 Словоизменение:

а) изменение по падежам: У меня есть кукла У
меня нет ... (куклы). Я люблю играть с ...(куклой).
Я купаю ...(куклу). Я пою песенку ...(кукле).

б) преобразование имен существительных в име
нительном падеже единственного числа во множе
ственное:

стол - столы лист —

рука - окно -

в) образование форм имен существительных ро
дительного падежа единственного и множественно
го числа:

дом - дома - домов шар —

окно - окна - окон дерево - -

марка - - яблоко — -

книга - - стол - -

г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

тарелка...(красная) мяч...(красный) платье...(красное) шапка... шар...(красный) пальто...

д) согласование числительных "два" и "пять" с существительными: мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно.

2. Словообразование:

а) образование существительных с уменьшительно-
-ласкательными суффиксами:

стул - стульчик кровать - кроватка картина - картинка ложка - ложечка кукла - куколка дом - домик

б) образование прилагательных от существитель
ных (подготовительная группа): дерево - деревян
ный, резина -..., стекло -...;

в) образование глаголов движения с помощью
приставок (подготовительная группа): ходить — вы
ходить, входить, заходить, переходить, обходить,
отходить, проходить, бежать -...; летать - ...

Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты. Уточненный диагноз. Дата. Логопед.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Коррекции нарушений речи способствуют занятия по ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ. Перед проведением занятий логопед и музыкальный руководитель осуществляют предварительное обследование психомоторного состояния детей. Оно является частью комплексного, динамического обследования детей с речевыми нарушениями различными специалистами: логопедом, невропатологом, психологом и др.

Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы ребенка, речевого нарушения. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

У детей с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе. Логорит-мическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния детей с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия -олигофрения, алалия - задержка речевого развития, сенсорная недостаточность - снижение слуха, дислалия - дизартрия и т.д.)

1. Исследование двигательной памяти, переключа-
емости движений и самоконтроля при выполнении
двигательных проб.

Прием: логопед показывает три движения для рук и предлагает их повторить. Упражнение: руки вперед, в стороны, вниз.

Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно; повторить движения за исключением одного, заранее обусловленного, "запретного".

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

2. Исследование произвольного торможения движе
ний.

Прием: маршировать под музыку и остановиться внезапно по сигналу.

3. Исследование статической координации движе
ний.

Прием: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 сек., по два раза для каждой ноги.

Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в сторону; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

4. Исследование динамической координации движе
ний.

Прием: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладо-

ней. Хлопок производить в промежуток между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук иногда скованные; чередование шага и хлопка не удается.

Прием: выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.

5. Исследование внимания.

Прием для исследования распределения внимания: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой - вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.

6. Исследование координации движений, переключа-
емости, наличия или отсутствия движения:

а) исследование координации движений.
Прием: выполнить движения: ноги в сторону на

ширину плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе;

б) исследование переключаемости движений.
Прием: поднять руки в стороны на уровне плеч,

согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки в обратном порядке. Поставить руки на пояс, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу);

в) исследование наличия или отсутствия движений.

Прием: поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы с кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполнение задания.

7. Исследование пространственной организации
движения.

Приемы: по подражанию повторить за логопедом движения в ходьбе по кругу, в обратном направлении, через крут. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого утла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движения справа; то же слева.

По словесной инструкции проделать эти же задания.

Отметить ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

8. Исследование произвольной моторики пальцев
рук.

Приемы: по подражанию выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе (5-6раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); игровое упражнение "Здравствуй, пальчик": попеременно соединить все пальцы с большим пальцем сначала пра-

вой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз) На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот, третьи на вторые

(5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие ле-ворукости.

9. Исследование орального праксиса:

а) исследование объема и качества движения губ.

Приемы: по словесной инструкции вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в "улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы). Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы). Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощае-мость движений;

б) исследование объема и качества движений
мышц щек.

Приемы: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное, или сильно напрягается противоположная выпяченной щека, или изолированное надувание одной щеки не удается;

в) исследование объема и качества движений языка.

Приемы: показать язык вперед "жалом", удержать на три счета.

Показать широкий язык "лопаточкой", удержать на три счета.

Переводить кончик языка поочередно из правого угла в левый угол рта.

Показать язык, поднять его на верхнюю губу ("достать кончик носа").

Показать язык на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку.

Пощелкать (поцокать) языком.

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

10. Исследование произвольной мимической моторики:

а) исследование объема и качества движений
мышц лба.

Прием: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: выполнение правильное; движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается;

б) исследование объема и качества движений
мышц глаз.

Прием: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; испытуемый зажмуривает глаза; возникают содружественные движения; движение не удается;

в) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Приём: выразить мимикой лица удивление, пе-чаль,ужас, радостъ, сомнение, подозрительность.

Объяснение:

удивление- брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперёд;

печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты;

ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт;

радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены;

сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены;

подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Позы выполняются под соответствующее музыкальное сопровождение.

Отметить: правильное выполнение указанных мимических поз; мимическая картина нечеткая; движение не удается.

П. Исследование слухового внимания.

Прием: показать какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т д

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, не-умение определить направление звучания. 12. Исследование музыкального слуха.

Прием: спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения, затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

13. Исследование восприятия музыки.

Прием: прослушать и определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.

Отметить: умение определить контрастную музыку.

14. Исследование звуковысотного слуха.

Прием: определить, как "пел песенку" колокольчик — выше - ниже; определить направление звукоряда на металлофоне: металлофон поставленный наклонно, становится " музыкальной лесенкой"; на конце молоточка укрепляется маленькая куколка-матрешка. Музыкальный руководитель ударяет молоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесенки "идет" куколка: вверх, вниз или через ступеньку.

Отметить: различают дети направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

15. Исследование тембрового слуха.

Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной — барабан, бубен; духовой — флейта, саксофон, кларнет, триола; струнной — цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных.

Усложненый прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибкой различают дети звучащие инструменты.

16. Исследование динамического слуха.

Прием-прослушатъ звучание различных инстру-ментов по типу "горячо-холодно". Например, музыкальный руководитель подает на инструменте сильный или слабый звук, ребенок называет сло-вом как звучит инструмент: сильно-слабо. Или музыкальный руководитель подает повторно сильный (слабый) звук, ребенок повторяет их на инструмен-

те.

Отметить: различает или нет ребенок сильное и слабое звучание инструмента. 17 Исследование ритмического чувства. Прием: простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок: III И, III II III, III I III I.

Прием: "музыкальное эхо": музыкальный руководитель ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например, в бубен, треугольник, барабан и т.д., ребенок в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при восприятии ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

18. Исследование продолжительности и силы выдо
ха.

Прием: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листики бумаги и т.п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох.

19. Исследование певческого диапазона голоса (для
детей с достаточно развитым музыкальным слухом).

Прием: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук А, сначала от ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты "до" первой октавы вниз.

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 . тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

20. Исследование темпа.

Прием: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. Затем по сигналу логопеда предлагается выполнять движения медленно, а по следующему сигналу (хлопок) - показать, на каком движении ребенок остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключении отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния детей с расстройствами речи.

После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого ребенка. Можно использовать карту — таблицу, на которой по вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность и др., общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудшей показатель, например, по 6 параметрам - 6 баллов, наилучший - 18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики (музыкальный руководитель) и сопоставить его с графиком речевым (логопед).

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

Схема анализа логопедического занятия в речевой группе детского сада

Тема, логопедические и педагогические цели за
нятия.
Соответствие этапу коррекционной работы и

возрасту детей.

Принципы построения занятий.

Разделы занятия.

Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой и других психических функций детей.

Использование индивидуального подхода к детям.

Наглядно-дидактическое оформление занятий.

Оформление материала и проведение занятий в едином сюжете.

Использование на занятии различных игровых ситуаций и логоритмических средств.

Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.

Заключение о коррекционной результативности занятия.

Схема анализа занятий по логопедической ритмике

Тема занятия, ее соответствие лексической теме. Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные.

Соответствия занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей.

Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихо-

творений и др.) речевым возможностям детей.

Принципы построения занятий, разделы.

Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно--слуховые; описание, пояснение, указание, беседы, вопросы,команды, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ и др.).

Оформление музыкального, двигательного и речевого материала занятия и проведение его в едином игровом сюжете, в соответствии с лексической темой.

Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей.

Итог занятия: ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т.п. и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем.

Схема анализа воспитательного занятия в речевой группе детского сада

Тема занятия.

Цели: педагогические, коррекционные (логопе-дизация занятия), воспитательные.

Соответствие этапу логопедической работы, т.е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи.

Принципы построения занятия, разделы.

Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.)

Использование игр и упражнений для развития

просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения

и др.) Проведение занятия в едином сюжете, обусловленном лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений).

Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям.

Заключение о коррекционной направленности занятия.

В процессе работы логопеда в детских учреждениях необходима опора на онтогенетический принцип, т.е. на знание формирования психических функций в онтогенезе, на его ранних этапах, в частности, на формирование моторной функции, подражательности, взаимоотношений детей, импрессив-ной, экспрессивной речи.

Определение моторного развития ребенка от рождения до 3 лет

1 мес. Реакция на звуки.

2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.

3 мес. Удерживает рукой вложенный в нее предмет.

4 мес. Поворачивается со спины на бок.

5 мес. Длительно удерживает голову, поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Хорошо берет предмет. Тянет предметы, игрушки в рот

6 мес. Попытки садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках. Ползает.

7-8 мес. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы. Поднимается в кроватке, держась за сетку (решетку). Различает форму предметов, игрушек. Пытается перелезть через решетку кроватки.

8-9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения.

10 мес. Ходит, придерживаясь рукой.

11мес. Играет в "ладушки", "сороку". Пьет из стакана.

12 мес. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.

1 г. 1 мес. — 1 г. 2 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает или нет при повороте.

1 г. 3 мес. Снимает с ноги обувь.

1 г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок.

1 г. 5 мес. - 1 г. 7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).

1 г. — 1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см. от пола.

1 г. 6 мес. Умеет перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на по-лу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см.

1 г. 8 мес. - 2 г. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.

2 г. - 2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20

см. и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20-28 см. Влезает на стремянку высо-

той 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает од- ной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 - 90 см.Полностью

одевается. 2 г 6 мес - 3 г. Перешагивает через палку или

веревку горизонтально расположенную над полом на высоте 30 - 35 см, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30 - 35 см. влезает на стремянку высотой 1 5 м и слезает приставным шагом, бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цельна расстоянии 100 - 125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала действовать. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. владеет карандашом.

Определение развития подражательности в период до 3 лет

7-9 мес. Воспроизводит действия, выполняемые

вместе со взрослыми, например, хлопает в ладоши

в игре "ладушки", поднимает ручки вверх илина

голову, если взрослый показывает это движение и говорит: "Шу-у, полетели, на головку сели".

К I году обучается действиям с сюжетными игрушками в начале по подражанию, затем по словесной инструкции: "Покорми кису","Покачай лялю".

К 1 г. 6 мес. формируется стремление к самостоятельности ("я сам") во время кормления ребенка, одевания на прогулку и в других ситуациях.

Определение развития взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми

9—10 мес. У ребенка появляется специфическая реакция на других детей: интересуется тем, что делают другие дети, перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает "совместная игра", т.е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у него игрушку.

Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей, общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный.

В течение 2-го года жизни под влиянием взрослых у ребенка формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает посильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: "Не плачь", "Он к маме хочет".

На 3-ем году жизни появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с прось-

-бой, выражает отношение к действиям другого, да-ёт советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок неумеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен.

В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним - двумя детьми, или такого отношения не формируется.

Необходимо совместно с родителями установить, имело ли место у ребенка усиление общительности и постепенное усложнение коллективных связей после 3 лет и на протяжении всего дошкольного периода, например, формирование простейшей нормы общественного поведения, при которой требования коллектива детей для ребенка важнее, чем его собственные интересы.

В беседе с родителями логопед выясняет, каковы в настоящее время взаимоотношения ребенка со взрослыми (ласковые, сдержанные, безразличные, негативные, агрессивные и т.п.), со сверстниками (активные, инициативные, пассивные, безразличные, сдержанные, агрессивные и т.п.).

Определение развития импрессивной речи от рождения до 3 лет

Известно,что слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется у младенца через 14-15 дней после рождения, т.е. в начале 3-й недели. Дей-

ствие речи взрослого так эффективно, что ребенок перестает плакать, когда с ним говорят.

В конце 4-й недели на ребенка успокаивающе действует колыбельная песня, он выделяет речь человека

из любых других раздражителей, отвечает на

человеческий голос специфическими реакциями -

сосательными движениями.

В это же время и в начале 2-го мес. колыбельная песня создает у ребенка положительное эмоциональное состояние.

В конце 2-го мес. ребенок поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор матери улыбка ребенка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, легкими движениями рук и ног, ребенок поворачивается к лицу матери, на ее голос.

На 3-м мес, слыша речь взрослого, ребенок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, бросает есть, слыша свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса.

В 4 мес. ребенок остро реагирует на человеческий голос, давая "комплекс ожи

Наши рекомендации