Леви- Брюль Первобытное Мышление
Чисто условный термин.
Прологическое – неалогическое. Ловкость, сообразительность и тд.
Отличается – совсем иначе ориентировано Обращает внимание на мистические причины, действия которых чувствуется по всюду. Противоречия не допустимые для нас игнорируют
Подобная структура встречается не только у первобытных людей.
Не существует 2 формы М – прологическая и логическая, а есть различные мыслительные структуры, которые существуют в одном и том же обществе,а иногда в сознании.
Коллективные представления присущи всем членам данной группы, передаются, навязываются побкждая чувства уважения преклонения и тд.
Объяснение фактов- неправильное применение закона причинности. Представил ассоциацию – убежден. Мистические отношения между предметами имеют общую основу- закон партиципации – сопричастности - управляет ассоциацией и связями представлений. – в коллективном представлении первобытного М предметы, явления и тд могут быть и сами собой и чем- иным. Арра. Мистическое М
Не стремится подобно нашему М избегать противоречий. Безразлично к противоречиям..
37. Аутистическое и реалистическое мышление. Абстрактное и конкретное мышление (К.Гольдштейн).
Швейцарский психиатр Эйген Блейлер выделяет на материале изучения своих больных 2 типа мышления Шизофрения – распад сознания Описывает аутистическое М противопоставляет реалистическому М. Критерий – отношение к реальности. Аутизм искажает реальность. АМ полностью подчинено внутренним потребностям субъекта, не познавательным пртребностям, поэтому искажает реальность. РМ здорового человека – иногда требует взаимодействия с аутистическим. Уэтих 2 типов разные функции. Принять решения – исказить ситуацию. Блейлер использует генетический критерий – какое возникает раньше. Как может выжить субъект, если он неверно отражает реальность. Аутистическое М – у младенца – но мать РМ.
Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Известный исследователь этого вида мышления Э. Блейлер писал по поводу его: «Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления,... свои особые законы мышления... Аутическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих Потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия.
Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому, основные виды и операции которого нами были рассмотрены раньше. Реалистическое мышление Правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание Правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач перед аутистическим мышлением не стоит, его направленность — удовлетворение потребности, снятие вызванного ею эмоционального напряжения. Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины. Однако аутизм, считал Блейлер, имеет определенную ценность.
Курт Гольдштейн. Невролог. Конкретное и абстрактное поведение, не только М.- общая способность ориентации в окружающем мире, конкретная и абстрактная установка по отношению к миру. Изучал людей с мозговыми поражениями, нарушениями,
Конкретная установка – это, которая выделяется в случае патологии – поведение в стандартных типовых ситуациях (выключатель), КМ – не требует осознания своих средств. Выключателя нет – нестандартная ситуации, нужна А поведение, выходящие за пределы условий, необходим поиск, АМ требует осознание своей активности, своих средств.
АП характеризует человека здорового. КП – с поражением У здорового 2 установки, АУ создает условия для КП. В случае патологии только КУ- мир этого человека должен быть специально организован, людьми с АП. Ребенок тоже человек с КУ.
В конце увлекся проблематикой первобытного М, люди с Первобытного М – люди с конкретной У. Шаманы организуют мир – АУ
38. Творческое мышление.
Петухов
Психолог-практик по фамилии Осборн. Он наиболее четко показал разницу между творческим и критическим мышлением, как между двумя функционально разными видами.
Осборн пишет свою работу в конце 50-х, а ещё в середине 20-х встретим другого автора, описывающего творческий процесс Грахам Уоллес, который предлагает стадии творческого процесса. Сегодня эти стадии покажутся несколько наивными. Хотелось бы, чтобы творчество протекало так, но реально это не всегда так.
1 стадия – подготовительная. Анализ материала задачи, условий. 2 стадия – «созревание» идеи решения. Неосознаваемая работа, состоящая в порождении вариантов решения задачи, генерация идей. 3 стадия – озарение, нахождение адекватного варианта, принципа решения. 4 стадия – проверка найденного принципа на истинность, практическую применимость, приложимость к материалу.
В чём состоит методика мозгового штурма? По-видимому, мозговой штурм можно понимать в узком и в широком смысле. В узком смысле методика состоит в следующем. Обычно он проводится в группе. Несколько человек (генераторы идей, творческие люди) собираются для решения сугубо практических задач (как улучшить работу почты, как сделать, чтобы луж после дождя на улицах не было и т.п.). Эти люди, будучи полностью свободными, т.е. им разрешено порождать любые возможные идеи, даже невероятные. Цель в том, чтобы набрать как можно больше таких идей. Высказывание каждого в группе служит подсказкой для другого. Своеобразное свободное ассоциирование на тему конкретной ситуации. Длится несколько дней, идеи высказываются десятками.
Мозговой штурм – это по существу 2 и 3 стадии в схеме Уоллеса (порождение идей и вероятное нахождение основного принципа решения). Это и будет называться творческим мышлением. Дальше на 4 стадии в мозговом штурме либо другие люди. Занимаются отбором и проверкой идей. Функция критического мышления. Каждая идея проверяется с точки зрения её приложимости. Одновременно творческая и критическая установка разнятся и не могут существовать одновременно.
Но критическая установка существует и на предшествующей стадии. До того как запустить генераторов идей нужно отсеять все те решения, которые уже имеются. Два качественно разных режима сознания (творческий и критический) необходимы для решения одной и той же задачи, но в разных функциях.
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной Новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится Найти свое собственное, отличное от других решение.
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, укрытые от наблюдения стороны. В. Образная адаптивная ибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, укрытые от наблюдения стороны
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для эти идей.
Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом
Эдвард де Боно Латеральное мышление (ЛМ)
Латеральное мышление связано с интуицией творческими способностями и чувством юмора - одна основа.
ЛТ как и логическое М вполне конкретный способ применения мыслительного аппарата, но имеют коренные отличия.
Внедрение новых идей - конфликт 2 направления - конфликт между новыми данными и старыми представлениями..
Наиболее эффективный метод действовать не извне, а изнутри - интуитивная перегруппировка доступной информации. Интуиция - в неопределенной ситуации - когда информацию нельзя оценить объективно. Интуитивная перегруппировка данных позволяет совершить подлинный скачок вперед.