Понятие возраста и возрастных часов

От чего зависит динамика интеллектуального развития взрослого человека и в чем проявляются ее особенности?

Прежде всего следует отметить, что период взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте. Поэтому очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов. Под данным понятием принято понимать внутренний временной график жизни, используемый в качестве критерия развития во взрослости; средство узнать о том, насколько человек в своем развитии опережает ключевые социальные события, приходящиеся на период взрослости, или отстает от них. К ключевым событиям принято относить такие, как обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

402 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)

Возрастные часы — внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни.

Социальный возраст — степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.

Психологический возраст — характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.

Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

________________________________________________________________________

Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст.

Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям окружающего мира. Данное понятие возраста включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки, мотивы.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. Определяя суть данного понятия, Г. Крайг приводит следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят совершенно иначе, чем на 50-летнего холостяка, завязывающего знакомства в барах в поисках партнерши...»

В понятие биологического возраста чаще всего включают соответствие человека определенному моменту жизни. С этой точки зрения биологический возраст весьма вариативен, потому что существуют значительные различия в продолжительности жизни людей. Однако, рассматривая закономерности развития когнитивной сферы, понятие биологического возраста мы будем сопоставлять с особенностями динамики психофизиологических функций. Именно эти функции определяют закономерности функционирования психических познавательных процессов, поскольку любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т. д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т. д.) и мотивации fпотребностей, установок, интересов и ценностной ориентации). Каковы основные характеристики психофизиологических функций индивида, достигшего возраста ранней взрослости?

Наши рекомендации