Школа и развитие познавательных процессов
Обучение ребенка в школе является одним из важнейших факторов развития у него когнитивных процессов.
Например, само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы школьника, а также отношение окружающих его взрослых людей к той деятельности, которой ребенок занимается. Поэтому одним из направлений деятельности школьных психологов в работе с детьми младшего школьного возраста должно быть обучение учащихся некоторым мнемоническим приемам. Причем данное обучение, как правило, должно проходить в два этапа. На первом этапе детям нужно овладеть мыслительными операциями, необходимыми для запоминания и воспроизведения материала, а на втором — научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях.
Активному развитию памяти детей в первые школьные годы, как известно, способствует и решение специальных мнемических задач. Поэтому использование учителем в процессе обучения детей начальных классов различных тренинговых задач, построенных по принципу игровой деятельности, оказывает существенное влияние на развитие у ребенка психических познавательных способностей.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Следует также отметить, что начало школьного обучения ребенка ставит перед родителями, учителями и психологами ряд практических вопросов. Прежде всего всех родителей и учителей начальных классов волнует вопрос о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнеговозраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% детей — в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ.
Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5—6-летнеговозраста. Поэтому целесообразно перед началом обучения оценить психологический возраст ребенка.
В процессе обучения ребенка в начальных классах, когда у него происходит бурное развитие психических познавательных процессов, желательно контролировать особенности формирования у ребенка когнитивной сферы. Для решения этих задач педагоги могут весьма успешно использовать психологические методы, тем более что уровень психического развития ребенка уже позволяет использовать весьма значительное количество тестовых методик.
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 255
ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо оосссосос ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ососооосс ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо |
оооооооос ооооооооо ооооооооо ооооооооо сссэоооэо ооооооооо ооооооооо ооооооооо соосососо осоосоосо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо оссосоооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо сосоососо ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооосссс ооооооооо ооооооооо ооооооооо ооооооооо |
ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ
Психологические тесты, используемые для оценки развития детей младшего школьного возраста, в первую очередь направлены на оценку внимания, мышления, памяти и речи ребенка.
Среди тестов, направленных на оценку внимания,чаще всего используют кольца Ландольта.
В зависимости от задачи исследования с помощью данной методики можно определить уровень развития таких свойств внимания ребенка, как продуктивность и устойчивость внимания, распределение и переключае-мость внимания.
Уровень развития мышлениядетей младшего школьного возраста обычно оценивается с помощью теста Векслера, который позволяет получить некую общую характеристику вербального и невербального интеллекта ребенка.
Однако для оценки развития мышления могут быть использованы и
другие методики, например, тест „
" ■ - ' г е' Стимульныи бланк методики
Равена, тест «Умение считать в уме» «Кольца Ландольта»
и др.
Существует целый ряд тестов для оценки развития речиребенка. К числу простейших таких тестов относятся тесты по определению словарного запаса.
Например, учащимся предлагается за короткое время (3 минуты) назвать максимальное количество слов-существительных, которые содержат определенные буквы.
Таким образом, существует весьма большое количество психологических методик, позволяющих оценивать развитие психических познавательных процессов детей школьного возраста. Поэтому школьный психолог является полноправным участником процесса обучения детей. Причем он в состоянии не только оценить уровень развития когнитивной сферы ребенка, но и непосредственно воздействовать на характер этого развития.
Тест Векслера— методика оценки уровня интеллектуального развития в соответствии с биологическим возрастом обследуемого.
Кольца Ландольта — психологический тест, используемый для исследования особенностей развития основных свойств внимания.
Гест Равена — психологический тест, используемый для оценки уровня умственного развития.
______________________________________________________________________
256 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
РЕЗЮМЕ
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
ГЛАВА 2
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА
э
щЛмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
За годы дошкольного детства ребенок не только приобрел некоторый эмоциональный опыт, но у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. Его умение владеть своими чувствами растет год от года.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит развитие также собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное (Якобсон П. М., 1976).
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией. Язык экспрессии достаточно многообразен.
Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры и подкорки головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, однако велико и значение подкорки, так как в ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности в виде выразительных движений всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).
9 Психология человека
258 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет) |
Мимические мышцы спереди и сбоку: 1—лобная мышца; 2— круговая мышца глаза; 3—пирамидальная мышца; 4 — носовая мышца; 5 — квадратная мышца верхней губы; б — квадратная мышца верхней губы — нижеглазничная головка; 7—квадратная мышца верхней губы — скуловая головка; 8— круговая мышца рта; 9— собачья или клыковая мышца; 10— квадратная мышца нижней губы; 11 — треугольная мышца; 12 — «мышца смеха»; 13 — щечная или ланитная мышца; 14 — скуловая мышца. Жевательные мышцы: 15 — собственно жевательная мышца; 16 — височная мышца.
У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, появляются определенного характера жесты, возникают специфические оттенки в интонациях. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).
Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи. В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца. В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта. Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство.