С интеллектуальными нарушениями
Решающим условием для ликвидации закрытых учреждений являлось то, что за эти десятилетия уменьшилось количество людей с интеллектуальными нарушениями, а также то, что изменилось соотношение между людьми с незначительными и с умеренными или серьезными задержками развития.
Количество людей с интеллектуальными нарушениями с 1930-х по 1980-е годы уменьшилось более чем на две трети. Вплоть до 1960-х годов количество людей, находившихся под опекой служб по уходу за инвалидами, росло очень медленно, в то время как количество тех, кто числился в списке ожидания у служб по уходу за инвалидами, выросло значительно (график 1).
График 1. Общее количество людей с интеллектуальными нарушениями, а также люди, направленные под опеку
Служб по уходу за инвалидами (очередники) и находящиеся под их опекой (1930—1990 гг.)
До 1970 г. общее количество людей с интеллектуальными нарушениями оценивалось на основе различных переписей, после этого года имеются точные сведения. Количество людей, направленных под опеку служб по уходу за инвалидами (очередников), является приблизительным, и оно изменялось в разные десятилетия и в разных частях Швеции. Количество людей, находящихся под опекой служб по уходу за инвалидами, становится все более точным по мере приближения к 1960-м гг.
График 2. Степень тяжести задержки развития в 1950-е и 1980-е гг.
Количество людей с незначительной задержкой развития в относительном выражении уменьшилось, в то время как количество людей с умеренной и серьезной задержкой развития увеличилось.
Уменьшение общего количества было связано с тем, что после Второй мировой войны исчезла нищета. А она означала не только повышенный риск родить ребенка с теми или иными нарушениями, увеличение числа болезней и недоедание, приводившее к появлению у ребенка функциональных нарушений, но и недостаточное психологическое и педагогическое стимулирование.
С 1950-х по 1980-е годы в процентном выражении уменьшилось количество людей с незначительными задержками развития по отношению к людям с умеренными и серьезными задержками развития (график 2).
Что касается последних, то считается, что все они имеют приобретенные или унаследованные повреждения мозга. В 1950-е годы еще значительное количество детей получало повреждения мозга, однако относительно немного из них выживали и достигали взрослого возраста. В настоящее время меньше детей, получающих повреждения мозга, однако относительно больше тех, кто выживает. Это означает, что количество детей и подростков с умеренными и серьезными задержками развития, по-видимому, осталось таким же, как и раньше, в то время как количество взрослых увеличилось (Это подтверждается увеличением продолжительности жизни людей с синдромом Дауна, см. табл.).
Расчетная продолжительность жизни у людей с синдромом Дауна (1920—1990 гг.)
Период | Продолжительность жизни |
1920-е гг. | 2-3 года |
1950-е гг. | около 15 лет |
начало 1970-х гг. | 35 лет |
1990-е гг. | 57 лет |
Переход к домашнему проживанию детей
Интернаты при спецшколах в 1950-е и 1960-е годы еще являлись доминирующей формой ухода за детьми и
подростками. Их число увеличивалось как следствие принятого в 1955 году закона и достигло своей высшей точки примерно в 1960 году, когда в этих интернатах было около трех тысяч мест (график 3).
График 3. Число мест в спецшколах-интернатах,