Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общие задачи духовно-нравственного развития обу­ча­ю­щи­х­ся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно свя­занным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.

Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями виды и формы деятельности в зависимости от возраста обучающихся и от их особых образовательных потребностей и возможностей.

В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания.Он пред­полагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственноеразвитие обу­ча­ю­щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя ор­ганизацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Содержание различных видов деятельности обу­ча­ю­щихся с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) должно интегрировать в себя и предполагать фор­ми­рование за­ло­жен­ных в программе духовно-нравственного развития общественных иде­а­лов и це­н­но­с­тей.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сло­ва учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся ис­пы­тывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем сво­им поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о спра­ве­д­ли­вости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отно­ше­ний между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного раз­вития детей.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребён­ку первый при­мер нравственности. Пример окружающих имеет огромное зна­чение в нравственном ра­звитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями).

Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также мно­же­с­т­вом при­меров духовно-нравственного поведения, которые широко пред­с­та­в­лены в оте­че­с­т­ве­н­ной и мировой истории, истории и культуре традиционных ре­ли­гий, истории и духовно-нра­вственной культуре народов Российской Фе­де­ра­ции, литературе и различных видах ис­ку­сства, сказках, легендах и ми­фах. Важно использовать и примеры реального нра­в­с­т­ве­н­но­го поведения, ко­то­рые могут активно противодействовать тем образцам циничного, амо­раль­но­го, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и при­в­ле­кательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и дру­гие источники информации.

Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интел­лек­ту­аль­ны­ми нарушениями) лежит в ос­но­ве их «вра­стания в человеческую культуру», подлинной со­ци­ализации и ин­теграции в общество, при­звано способствовать преодолению изоляции про­блемного детства. Для этого не­об­хо­ди­мо формировать и стимулировать стре­мление ре­бён­ка включиться в посильное решение про­блем школьного кол­лектива, своей семьи, села, го­рода, микрорайона, участвовать в со­в­мес­т­ной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

Наши рекомендации