Оптимальное эмоциональное развитие, общение и взаимодействие в небольшой группе
Однозначные результаты одного исследования показывают, что более многочисленные группы оказывают серьезное негативное воздействие на эмоциональное развитие людей.
Прежде всего, люди с тяжелой инвалидностью нередко находятся на ранней стадии развития. Потребность в похожем на семью окружении, для которого характерны большая близость, постоянство, доверительность отношений и др., становится особенно необходимой для их позитивного личностного развития.
То, насколько важным является развитие во взаимодействии с небольшим количеством близких людей, показывают и результаты направленных на психодинамические аспекты исследований, а также исследований, касающихся эмоциональных связей. Чем больше количество совместно проживающих людей, тем чаще бывают расставания.
Результаты исследований показывают, что эмоциональное и когнитивное развитие существенно затрудняется, если у человека нет тех нескольких близких людей, с которыми в течение длительного времени можно иметь более глубокие отношения.
Умственная отсталость означает трудности в истолковании и упорядочивании впечатлений и опыта. Окружение и обстановка в жилище должны быть попятными и облегчать конкретному человеку возможность общения. Важным аспектом является то, чтобы в группе персонала было не слишком много сотрудников, работающих неполный рабочий день, и чтобы постоянно приходил один и тот же персонал.
Результаты исследований показывают, как общение персонала с умственно отсталыми людьми в более многочисленной группе нередко приобретает контролирующий и инструктирующий характер, в то время как общение в малочисленной группе становится более дискуссионным, и ориентированным на потребности. В небольшой группе потребности индивида становятся заметнее и легче удовлетворяются, что влияет и на содержание работы персонала, и на его удовлетворение от работы. Человеку уделяется больше внимания, и его поведение легче интерпретировать. В небольшой группе инертность уменьшается, а коммуникация улучшается.
В небольшой группе коммуникация приобретает более выраженную социальную функцию, что важно для индивида. В малых группах улучшаются и социальные, и коммуникативные навыки, а это приводит к учащению и укреплению социальных контактов.
Малая группа заменяет семью, которую большинство людей с интеллектуальными нарушениями не могут создать. Поэтому, если смотреть изнутри, небольшая группа удовлетворяет сильные психологические потребности. Если же посмотреть со стороны, то понятно, что большинству необходима широкая социальная сеть, для того чтобы приобретать товарищей, хорошо проводить свободное время и чувствовать социальную общность, то есть удовлетворять социальные потребности.
Потребности людей становятся очевидными, и в небольшой группе у персонала увеличиваются возможности для удовлетворения этих потребностей в более личностном плане, чем
это возможно в большой группе. Это особенно важно для тех людей с интеллектуальными нарушениями, которым трудно общаться.
Право конкретного человека решать самому является одной из важнейших составляющих достойной жизни. Опыт отчетливо показал, в какой незначительной степени отдельный человек оказывает влияние на что-либо и как много еще предстоит усовершенствовать в этой области. Малая же группа является основным условием, необходимым для такого усовершенствования.
В небольшой группе облегчается участие общества.
Если человек в обществе проживает и проводит все время вместе с другими людьми, имеющими такие же функциональные нарушения, то существует очевидная опасность навешивания ярлыков. Их рассматривают как однородную группу, а не как людей, • - окружение воспринимает такого человека как нечто отклоняющееся. И сам человек может воспринимать себя как нечто отклоняющееся, если он живет вместе со многими людьми, имеющими такие же функциональные нарушения.
Численный состав группы влияет также на отношение со стороны близких людей. Контакты с родственниками учащаются, когда уменьшается группа. Если в группе слишком много людей с интеллектуальными нарушениями, то для ее посещения близкими людьми требуется серьезное напряжение. Затрудняется и сотрудничество с персоналом. Замены персонала чаще происходят в более многочисленных группах. То, что раньше часто приходилось встречаться с новым персоналом, сдерживало многих родственников в их контактах.
Группа совместно проживающих людей должна быть разнородной в отношении, например, пола. Однако дети и подростки не должны жить вместе со взрослыми, поскольку у них совершенно разные потребности в том, что касается, например, проведения свободного времени и желания поиграть друг с другом.
Группа должна также быть разнородной в отношении степени тяжести функционального нарушения - - имеется в виду
положение работающего в этой группе персонала, опасность возникновения порядков, типичных для закрытых учреждений, а также взаимодействие с окружающим миром.
В малой группе становятся невозможными порядки, типичные для закрытых учреждений, и улучшается положение персонала
Чем больше народу в группе, тем больше персонала требуется. Это приводит к быстрому возникновению коллективных порядков. Речь может, к примеру, идти о том, что приходится вывешивать фотографии с подписанными именами сотрудников, чтобы подопечные могли всех узнавать. Та часть общего пространства, которая отведена для конкретных людей, легко становится и местом пребывания персонала, поскольку персоналу часто не хватает места. Культивируются коллективные мероприятия, чтобы упростить, например, процедуру приготовления пищи и проведение свободного времени. Чем больше группа, тем формальнее приходится организовывать работу.
Результаты исследований показали, что влияние, оказываемое конкретным человеком, напрямую зависит от того, какое влияние оказывает персонал. В небольших группах инициатива проведения различных мероприятий чаще исходит от членов этих групп. В большой группе решения принимает персонал, а конкретный человек становится пассивным. В малых группах персонал нередко получает право на собственное мнение, что положительно и сильно влияет на возможность конкретного человека с интеллектуальными нарушениями определять свою собственную повседневную жизнь и воздействовать на окружающую его среду.
Иногда большие группы получают мотивацию к рационализации своей жизни, благодаря, например, координированию ночных дежурств, мероприятий, проводимых в свободное время, распорядка дня - то есть удовлетворению организационных потребностей. Во многих квартирах
коллективного проживания или школьных общежитиях, где живут люди с особыми потребностями, тем не менее, плотность персонала в каждом подразделении становится настолько высокой, что потребность в групповой общности очень хорошо удовлетворяется в каждом отдельном подразделении. Когда возникают противоречия между потребностями конкретного человека и необходимостью организационных изменений, то потребности конкретного человека всегда должны быть более значимыми.
Практический опыт и результаты исследований показывают, что нередко, чем меньше группы в подразделениях, тем ниже в таких подразделениях относительная текучесть кадров. Причиной этого является то, что при меньшем численном составе группы работа облегчается благодаря возможности ставить для каждого человека конкретные и четкие цели, а затем отслеживать их реализацию. Тогда работа становится более осмысленной и для персонала. Демократия и влияние, оказываемое персоналом, возрастают с уменьшением численного состава персонала.
Персонал становится более активным, когда он сам может влиять на ситуацию и видеть конечную цель своей работы. Результаты исследований показали, что при изменении численного состава группы формы интерактивного взаимодействия меняются до такой степени, что в больших группах уменьшается активность персонала, направленная на конкретного человека, и увеличивается активное взаимодействие между самими сотрудниками. В более наполненной группе работа персонала и повседневная жизнь конкретного человека в большей степени регламентируются правилами.
И наоборот, в малой группе остается место для дискуссий и спонтанности. Контакты между самими сотрудниками в более многочисленной группе легко становятся формальными и авторитарными, в то время как малая группа создает условия для товарищеской и семейной атмосферы.
Это обычная история - - конференции и другие мероприятия с участием персонала становятся очень длительными и тяжело управляемыми, когда группа персонала слишком
большая. Распространение информации в группе также становится более сложным и неудобным. Совершенствование компетентности нередко приводится в качестве причины, по которой в большие группы сводятся вместе люди с похожими потребностями. Однако вместо этого следовало бы координировать усилия по повышению квалификации, организуя общие учебные дни и др. И эффект от усилий по общему руководству также зависит от ограничения состава группы персонала. В больших группах персонала сложно оптимальным образом вести общее руководство.
В течение сорока лет в Швеции были ликвидированы все закрытые учреждения для людей с интеллектуальными нарушениями. Ответственным лицом в государственной администрации был в эти годы Карл Грюневальд (Karl Grunewald). Он является специалистом по детской и подростковой психиатрии, а также дипломированным педагогом и психологом. Опубликовал целый ряд книг о работе служб по уходу за людьми с интеллектуальными нарушениями. Карл Грюневальд имеет ученое звание профессора и является почетным доктором медицинских и философских наук.
Карл Грюневальд
Ликвидация закрытых учреждений для людей с интеллектуальными нарушениями в Швеции
Содержание людей с интеллектуальными нарушениями в закрытых учреждениях является настолько тормозящим психическое развитие этих людей фактором, что оно запрещено шведским законодательством. Поэтому все закрытые учреждения для людей с интеллектуальными нарушениями были ликвидированы. Таким образом закончилась стодвад-цатилетняя эпоха. Каковы же были движущие силы этого процесса и где оказывалось сопротивление? Стало ли лучше детям и взрослым с интеллектуальными нарушениями? Сначала здесь приводятся формальные правила этой ликвидации, а затем идет речь об изменениях в содержательной стороне работы служб по уходу за людьми с интеллектуальными нарушениями.
После Второй мировой войны государственные комитеты рассматривали вопрос о том, как следует осуществлять уход за людьми с интеллектуальными нарушениями, и в 1955 году был принят закон, который возложил всю ответственность как за обучение людей с интеллектуальными нарушениями, так и за уход за ними, на ландстинги (областные администрации). Исключение было сделано для людей с глубокой умственной отсталостью, для незрячих, неслышащих и для людей с асоциальным поведением. О них должно было заботиться государство в спецбольницах и спецприютах.
Закон о заботе и уходе
В 1967 году были внесены изменения в закон о заботе и уходе - - как следствие того, что в службах по уходу за инвалидами получил широкое распространение принцип нормализации. Теперь следовало отдавать предпочтение открытым службам по уходу за инвалидами и делать все для того, чтобы не допустить помещения этих людей в закрытое учреждение. За несколько лет до этого риксдаг принял решение об оказании экономической помощи родителям, имеющим детей-инвалидов.
Новый закон предписывал, что даже не способные к обучению дети имеют право на посещение дошкольного учреждения и на обучение по специальным тренинг-программам. Классы должны быть интегрированы в обычной школе. Дети из спецшколы, которые не могут жить дома, должны проживать в школьном общежитии, а не в традиционном интернате при спецшколе. В одной квартире школьного общежития должны проживать максимум четыре ребенка, и это общежитие должно быть составной частью обычного жилого квартала. В таких общежитиях должны также иметь возможность проживать и дети из школы с тренинг-программами. Поэтому эти школьные общежития должны были успешно заменить и детские приюты. Так был дан старт «открытым приютам».
То же самое и со взрослыми: если взрослый человек не может жить дома, то следует отдать предпочтение квартире коллективного проживания, а не приюту. Нормой проживающих в такой квартире должно быть четыре человека. Эти квартиры должны быть составной частью нормальных жилых домов.
Все взрослые - - независимо от того, где они проживают, - должны иметь право на осмысленную каждодневную деятельность. Эксперты должны работать в так называемых абилитационных командах, уделяющих особое внимание тем детям и взрослым, которые живут дома.
Новая редакция от 1985 года
Следующая редакция закона о заботе и уходе имела место в 1985 году. Теперь были введены предписания по поводу прекращения помещения людей в приюты и спецбольницы. Относительно каждого человека, который проживает в закрытом учреждении, нужно не реже одного раза в год рассматривать вопрос о возможности изменения для него формы проживания. Ландстинги и частные владельцы приютов должны были разработать план ликвидации, однако окончательные сроки не указывались.
Еще одна редакция, от 1993 года
В 1993 году риксдаг принял решение о том, что вся ответственность за уход за людьми с интеллектуальными нарушениями передается от ландстингов в коммуны (районные администрации), однако ликвидацию закрытых учреждений должны были завершить ландстинги, если не было иной договоренности с той коммуной, где находилось закрытое учреждение.
Уменьшение количества людей