С интеллектуальными нарушениями

Решающим условием для ликвидации закрытых учреж­дений являлось то, что за эти десятилетия уменьшилось ко­личество людей с интеллектуальными нарушениями, а так­же то, что изменилось соотношение между людьми с незна­чительными и с умеренными или серьезными задержками развития.

Количество людей с интеллектуальными нарушениями с 1930-х по 1980-е годы уменьшилось более чем на две трети. Вплоть до 1960-х годов количество людей, находившихся под опекой служб по уходу за инвалидами, росло очень медленно, в то время как количество тех, кто числился в списке ожида­ния у служб по уходу за инвалидами, выросло значительно (график 1).

График 1. Общее количество людей с интеллектуальными нарушениями, а также люди, направленные под опеку

Служб по уходу за инвалидами (очередники) и находящиеся под их опекой (1930—1990 гг.)

С интеллектуальными нарушениями - student2.ru

До 1970 г. общее количество людей с интеллектуальными нарушениями оценивалось на основе различных переписей, после этого года имеются точные сведения. Количество людей, направленных под опеку служб по уходу за инвалида­ми (очередников), является приблизительным, и оно изменя­лось в разные десятилетия и в разных частях Швеции. Количество людей, находящихся под опекой служб по уходу за инвалидами, становится все более точным по мере при­ближения к 1960-м гг.

График 2. Степень тяжести задержки развития в 1950-е и 1980-е гг.

С интеллектуальными нарушениями - student2.ru

Количество людей с незначительной задержкой развития в относительном выражении уменьшилось, в то время как количество людей с умеренной и серьезной задержкой разви­тия увеличилось.

Уменьшение общего количества было связано с тем, что после Второй мировой войны исчезла нищета. А она означа­ла не только повышенный риск родить ребенка с теми или иными нарушениями, увеличение числа болезней и недоеда­ние, приводившее к появлению у ребенка функциональных нарушений, но и недостаточное психологическое и педагоги­ческое стимулирование.

С 1950-х по 1980-е годы в процентном выражении умень­шилось количество людей с незначительными задержками развития по отношению к людям с умеренными и серьезны­ми задержками развития (график 2).

Что касается последних, то считается, что все они имеют приобретенные или унаследованные повреждения мозга. В 1950-е годы еще значительное количество детей получало повреждения мозга, однако относительно немного из них вы­живали и достигали взрослого возраста. В настоящее время меньше детей, получающих повреждения мозга, однако отно­сительно больше тех, кто выживает. Это означает, что коли­чество детей и подростков с умеренными и серьезными за­держками развития, по-видимому, осталось таким же, как и раньше, в то время как количество взрослых увеличилось (Это подтверждается увеличением продолжительности жиз­ни людей с синдромом Дауна, см. табл.).

Расчетная продолжительность жизни у людей с синдромом Дауна (1920—1990 гг.)

Период Продолжительность жизни
1920-е гг. 2-3 года
1950-е гг. около 15 лет
начало 1970-х гг. 35 лет
1990-е гг. 57 лет

Переход к домашнему проживанию детей

Интернаты при спецшколах в 1950-е и 1960-е годы еще являлись доминирующей формой ухода за детьми и

подростками. Их число увеличивалось как следствие приня­того в 1955 году закона и достигло своей высшей точки при­мерно в 1960 году, когда в этих интернатах было около трех тысяч мест (график 3).

График 3. Число мест в спецшколах-интернатах,

Наши рекомендации