А. Составляющие принципа нормализации
1. Нормальный суточный ритм
Нормализация означает предоставление людям с функциональными нарушениями возможности иметь как можно более нормальный суточный ритм. Это значит, что нужно вставать с кровати и одеваться, даже если у человека значительная задержка развития и нарушения в двигательной сфере. Это значит, что нужно принимать пищу в нормальных условиях: один раз в течение дня можно есть в больших группах - - в школе, на работе, - но в основном нужно принимать пищу в условиях, похожих на семейные, и в спокойной, гармоничной обстановке.
Нормальный суточный ритм означает также, что нет необходимости ложиться спать раньше, чем твои ровесники, раньше, чем младший брат или сестра, и только из-за того, что не хватает персонала. Окружающая среда также должна быть сформирована таким образом, чтобы учитывался личный суточный ритм конкретного человека; это означает, что иногда нужно иметь возможность отклониться от группового распорядка, нарушить его.
Отсутствие нормального суточного ритма - наиболее отчетливый показатель того, как крупные закрытые учреждения формируют инвалидность: там нет возможности
поощрять те виды деятельности, которые выходят за рамки строгого распорядка. Строгая дисциплина и порядок приводят к появлению у всех бессилия и беспомощности. Индивидуальная программа занятий в новой среде может послужить исключительным результатам даже в экономическом плане: в одном крупном закрытом учреждении в Швеции результаты экспериментальной работы показали, что введение такой программы привело к тому, что количество одежды и постельного белья, которое необходимо стирать, уменьшилось за год на пять тонн. Благодаря этому высвободилось 600 рабочих часов, которые персонал мог посвятить позитивной работе с подопечными, вместо того чтобы постоянно менять у них белье и подтирать пол.
Для того чтобы можно было жить в нормальном суточном ритме, необходимо уделять особое внимание обучению разным видам деятельности, обычным для повседневной жизни, а также социальным навыкам, используя при этом педагогические методы, адаптированные к конкретным трудностям в усвоении знаний и навыков.
Чтобы ребенок со множественной инвалидностью и его семья или взрослые с дополнительной инвалидностью, проживающие со своими родственниками, могли иметь как можно более близкий к нормальному суточный ритм, нередко требуется личная поддержка со стороны профессионального помощника по дому. Все инвалиды должны иметь возможность в течение дня выходить из дома, чтобы посещать подготовительную или обычную школу, ходить на работу или на какие-либо альтернативные занятия, а также проводить свободное время по своему усмотрению. Для всего этого могут понадобиться специальные инвалидные транспортные средства.
* * *
Понятие «нормальный суточный ритм» обнажает изъяны закрытого учреждения и показывает, какие потребности (в плане ухода и обслуживания) имеют люди с функциональными нарушениями, проживающие в открытом обществе.
2. Нормальный недельный ритм
Большинство людей проживают в одном месте, работают или учатся в другом, а свободное время проводят в разных местах. Следовательно, неправильно, когда человек с интеллектуальными нарушениями, например, занимается повседневной деятельностью и проводит свободное время в том же здании или в том же учреждении, которое служит ему одновременно и «домом».
Дом — это какая-то личная область, где можно быть самим собой и вести свой собственный, семейный образ жизни. Это такое место, где можно найти уединение и покой. Школа или работа выполняют функцию, которая, по большому счету, является обезличенной; они формируют индивида в культурном и социальном отношении, а также делают возможной ассимиляцию культурного наследия или адаптацию к требованиям и оценкам общества. Свободное времяпрепровождение дает смешение личностных и обезличенных функций, а также предлагает возможность выбора и шанс выразить самого себя и удовлетворить свои интересы. Оно включает в себя и контакты с другими людьми и адаптацию к ним. Подросткам свободное времяпрепровождение дает социальный тренинг, новый опыт, открывая для них более широкие горизонты и тем самым повышая их самооценку. Взрослым социальные контакты предоставляют возможность жить так же, как и их сограждане, а также шанс сформировать более глубокую самооценку и достичь большей зрелости.
Жизнь в обществе означает расширение возможностей найти работу для отдельных людей или для небольших групп благодаря сотрудничеству с различными работодателями, - работу, соответствующую интересам и возможностям человека, а также специфическим условиям данной местности. Это имеет большое значение и для социальной интеграции.
По окончании учебной и рабочей недели наступают выходные дни, которые дают возможность побыть вместе с семьей, куда-нибудь съездить, сходить в магазин, развлечься,
устроить праздник, встретиться с родственниками и друзьями, погулять, отдохнуть на природе, позаниматься спортом, послушать музыку, заняться любимым делом. Это что-то такое, чего заранее ждут, что заранее планируют и о чем с радостью договариваются. Это касается всех, кто живет дома, - как вместе с кем-либо, так и отдельно. Одиночество в выходные дни вызывает печаль, ощущение пустоты и подавляет человека - особенно если оно повторяется постоянно.
Этот основополагающий недельный ритм (дом - • школа/работа - - свободное время - - дом) требует также функционального планирования и координирования всех усилий общества по уходу за инвалидами. Детские сады, подготовительные и обычные школы должны ориентироваться как на тех детей-инвалидов, которые живут в своих семьях, так и на тех, которые живут в школьных общежитиях или в квартирах коллективного проживания. То же самое относится и к специально оборудованнным мастерским и центрам дневного пребывания для взрослых. Они должны быть доступны и для тех, кто живет дома, и для тех, кто вынужден жить в квартирах коллективного проживания или в социальных квартирах. Точно так же и общественная программа свободного времяпрепровождения должна ориентироваться и на тех, кто живет в семье, и на тех, кто живет по-другому, а также учитывать их социальные потребности в выходные дни.
Такое функциональное планирование не только помогает «открыть» закрытые учреждения, но и дает большую свободу выбора родителям, у которых дома живут дети с интеллектуальными нарушениями. Их взрослые сыновья и дочери смогут выбрать себе жилье, похожее на то, к которому они уже привыкли дома.
Существование в нормальном недельном ритме дает людям с функциональными нарушениями большее возможностей для социального тренинга и накопления опыта. Человек получает более весомую поддержку своего развития и созревания благодаря осознанию того, что он находится в одинаковых с другими членами общества жизненных условиях.
Персонал различных по своим формам жилищ или мест для занятий также получает стимулы благодаря новому опыту и новым знаниям, которые он приобретает в процессе наблюдения и обмена информацией с окружающими, а это повышает его собственную мотивацию и профессиональный статус. Это развитие становится у персонала особенно заметным, когда он видит, как бывшие подопечные закрытых учреждений теряют свои «типичные» для этих учреждений формы поведения и что и эти бывшие подопечные тоже ощущают повышение своей собственной мотивации, после того как улучшились условия их жизни.
* * *
Нормальный недельный ритм невозможен - - был невозможен - - в крупном закрытом учреждении и требует функционального координирования всех усилий общества по уходу за инвалидами.
3. Нормальный годовой ритм
Нормализация означает возможность существовать в нормальном годовом ритме с учетом смены времен года, а также личных праздников и торжеств.
Нормальный годовой ритм характеризуется не только сменой времен года или традициями, связанными с личными праздниками членов семьи, но и социальными мероприятиями и торжествами, а также обычаями и ритуалами, связанными с национальными или религиозными праздниками. Такие празднования или перерывы, случающиеся в череде будних дней в течение года, влияют на активность и опыт, на питание и выбор одежды, на жизнь в доме и за его пределами, например, культурно-церковные и культурно-спортивные мероприятия. Это требует наличия социальных навыков, но прежде всего того, чтобы никто не оставался в стороне только из-за своих функциональных нарушений.
Участие в различных общественных мероприятиях дает осмысленный гражданский опыт и чувство уверенности в себе,
правильную самооценку и общепризнанную социализацию. Присутствие в той или иной среде людей с тяжелой инвалидностью способствует преодолению существующих у населения предрассудков.
Крупные закрытые учреждения представляют собой ненормальную среду, в которой смена времен года ощущается гораздо слабее, чем за их пределами.
Нормальный годовой ритм становится - - становился -в закрытом учреждении каким-то искусственным и нереальным, в открытом же обществе он обеспечивает участие в жизни общества и солидарность с ним.
4. Нормальные формы протекания жизненного цикла
Нормализация означает также, что нужно иметь возможность проходить в жизни все стадии развития: быть маленьким ребенком, школьником, подростком, взрослым, стариком.
Родительские кризисы
Родители, имеющие детей с функциональными нарушениями, проходят в своем жизненном цикле через две стадии, на протяжении которых нормальные жизненные процессы ломаются или нарушаются. Первая из них наступает, когда рождается ребенок с одним или несколькими функциональными нарушениями или же когда у ребенка впоследствии появляется такое нарушение. Вторая стадия наступает, когда ребенок начинает взрослеть.
Обе стадии имеют для родителей решающее значение, и поэтому они в значительной мере влияют также на развитие и первые жизненные успехи ребенка и подростка. Именно поэтому оказание родителям - - как молодым, так и более пожилым - поддержки в их благополучной жизни выступает
одной из основных задач, стоящих перед родительской организацией.
Еще один кризис может разразиться, когда родители начинают приближаться к окончанию своего жизненного цикла и волноваться из-за того, что никто больше не знаком с личным опытом и ценными воспоминаниями их сына или дочери, особенно если их дети имеют тяжелые функциональные нарушения, сопровождающиеся полным или частичным отсутствием речи. Составление «истории жизни» - книги с фотографиями, открытки, рисунки и короткие рассказы дает персоналу более глубокие знания об этих детях и улучшает контакты с ними, а это успокаивает родителей.
Раннее детство
Ребенок с функциональными нарушениями имеет такую же потребность в тепле и близости, в человеческих голосах и контактах, как и любой другой ребенок.
Ни один врач или другой человек не должен осложнять ситуацию, поспешно принимая далеко идущее решение, которое родители не могут понять или не в силах поддержать практически. Мы знаем, как забота родителей влияет на интеллектуальные и двигательные функции ребенка, а также на его способность к эмоциональному и личностному развитию. Именно поэтому особенно важно, чтобы врачебное сообщество и другие общественные органы с большим пониманием относились к тем этическим нормам и к той психологии, которые должны лежать в основе консультирования этих семей.
Если впоследствии оказывается, что маленький ребенок-инвалид не может по-прежнему жить у своих родителей и что найти для него приемную семью не удается, то ребенка следует поселить в небольшой квартире коллективного проживания, в которой есть теплая атмосфера и близкое общение между детьми, персоналом и родителями. Замены персонала должны быть минимальными, поскольку только так можно обеспечить ребенку базовую защищенность, а также возможность стимулирующей коммуникации с людьми, заменяющими родителей.
Дети с функциональными нарушениями имеют специфическую потребность расти и развиваться в такой среде, которая давала бы им обогащающие их опыт чувственные впечатления, нуждаются они и в стимулах, которые подпитывали бы их знания и навыки.
Эти чрезвычайно важные потребности нельзя удовлетворить в более крупных учреждениях, которые, к тому же, формируют у персонала ненормальное отношение к детям, а у детей - - неправильные стратегии выживания. В таких учреждениях нередко была порочная практика ориентировать персонал на конкретные задачи, а не на конкретных детей, когда один и тот же сотрудник несет полную ответственность за весь уход за небольшим количеством детей. В последнем случае персонал тогда руководствуется потребностями детей, а не автоматической рутинной практикой.
Квартира коллективного проживания для детей школьное общежитие - - должна не только обеспечивать приемлемый физический уход. Прежде всего она должна стать для детей домом, во-вторых, оно должна предоставить детям развивающие стимулы, и, в-третьих, общество должно обеспечить детям доступ к обычным детским садам и подготовительным школам и к их развивающим программам.
Если физическая инвалидность ребенка мешает ему получать новые впечатления, то такому ребенку следует предоставить не только возможность заниматься лечебной физкультурой, но и технические вспомогательные средства, которые увеличили бы его подвижность. Ребенок также должен получать стимуляцию в качестве компенсации того, что он делать не может, и приобретать опыт. Если ребенок незрячий, то следует предпринять особые усилия, направленные на создание определенного уровня доверия, чтобы ребенок не боялся усваивать и применять свои двигательные навыки и начал бы исследовать окружающий мир. Что касается детей с ослабленным слухом или неслышащих, то контакты с ними должны устанавливаться еще в грудном возрасте, на первом году жизни ребенка, — при помощи отдельных жестов, а затем и целого языка жестов.
Дополнительное функциональное нарушение, которое может иметь ребенок с интеллектуальными проблемами, - церебральный паралич или другие двигательные функциональные нарушения, слепота, глухота, • - нужно учитывать и сначала влиять на это дополнительное нарушение, чтобы предотвратить усугубление умственной отсталости. Сюда же относятся и те особые требования, которые ставит перед нами уход за ребенком с аутизмом.
Школьный возраст
Школьный возраст является стадией интенсивного развития и важным периодом с точки зрения познания человеком своих задатков и возможностей, с точки зрения обретения умения понимать самого себя и в плане формирования такой самооценки, которая сможет дать твердую почву под ногами, необходимую для нормальной жизни после окончания школы. Это также такой период, когда впечатления, приобретаемые за пределами школы, имеют важное значение для стимулирования и развития личности.
Дети и подростки школьного возраста, имеющие задержку развития, не должны жить в закрытой среде, которая может предложить только ограниченные и искаженные впечатления. Такие дети должны, по возможности, приобретать социальные впечатления благодаря контактам с ровесника-ми-неинвалидами, а их социальная адаптация должна основываться на приобретении опыта существования в обычных для открытого общества условиях и при обычном для него образе жизни.
Исключением в этом смысле являются дети с ослабленным слухом, которые проживают так разрозненно, что невозможно организовать для них специальный класс с преподаванием на языке жестов. Им нужно предоставить возможность ходить в школу-интернат, чтобы они могли развиваться в языковом и понятийном отношении, а также приобретать навыки и знания, которые понадобятся им в окружении, не владеющем языком жестов.
Жизнь в крупном закрытом учреждении, где дети получают представление о взрослой жизни в основном благодаря наблюдению за персоналом, дает им ограниченный обзор и опыт. Еще одна опасность заключается в том, что учреждение может стать губителем талантов из-за того, что дети с большим потенциалом развития вынужденно подстраиваются под большинство. То, что крупные закрытые учреждения не являются приемлемой для роста и развития ребенка средой ни с педагогической, ни с социальной, ни с психологической точек зрения, в настоящее время научно доказано.
Обязательное даже для детей с тяжелой умственной отсталостью посещение школы требует наличия учебных планов, направленных на достижение конечной цели, и вспомогательных педагогических средств. Сегодня все это доступно в международных масштабах.
Такое преподавание увеличивает для родителей возможность оставить своего ребенка дома благодаря той разгрузке, которую дает им школа. Это является и предпосылкой к тому, чтобы дети и подростки, которые сейчас проживают в закрытых учреждениях, смогли переехать в квартиры коллективного проживания, называемые также школьными общежитиями, и жить в открытом обществе. Таким образом можно извлечь пользу из того стимулирования, которое дает интеграция в открытое общество.