Характеристика принципа учета личностной вовлеченности как специфического принципа формирования психологической культуры: интроспективное проекцирование

Интроспективное проецирование – это рефлексивный процесс соотнесения учеником своих индивидуально-личностных, эмоционально-волевых особенностей и характеристик собственной познавательно-практической деятельности, иными словами, всех проблем собственной психологии с эталонно-нормативными описаниями и объяснениями научной книги.

Постигая научную психологию, человек как бы примеряет ее к самому себе: так ли у меня, как «по теории», или как-то иначе. В результате такого самопознания появляется соревновательное стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию. Задача преподавателя психологии – поддерживать и стимулировать эти стремления как залог развития личностной, а в отношении студентов-психологов и будущей профессиональной рефлексии. Еще одним «плюсом» интроспективного проецирования является то, что абстрактная научная психологическая информация по мере усвоения и осмысления студентами становится личностно значимой, превращаясь в одновременно и субъективное (мне принадлежащее) и объективное (соответствует объективной реальности) знание о собственном внутреннем мире как основе саморегуляции. Это обеспечивает наглядность и связь теории с практикой в преподавании психологии, что в свою очередь, облегчает процесс усвоения учебного материала учащимися и способствует его закреплению.

Но преподавателю необходимо помнить и о том, что постоянная и чрезмерная рефлексия на фоне личностной незрелости и нестабильности может спровоцировать у студентов, изучающих психологию, плацебо-эффект: учащийся может обнаружить у себя наличие несуществующих проблем и комплексов.

Технология организации процесса формирования психологической культуры: принцип непрерывности обновления и углубления психологических знаний и принцип концентричности

Принцип непрерывности обновления и углубления психологических знаний и усовершенствования психологического действования утверждает, что психологии нельзя научиться раз и навсегда – это наука на всю жизнь. Основания для такого категоричного утверждения следующие:

1) человек непрерывно изменяется по мере взросления и приобретения жизненного опыта, поэтому каждый новый возрастной этап предъявляет свой спектр задач, актуальных для этого конкретного периода жизни, а также ориентированных на зону ближайшего развития;

2) происходит непрерывное развитие самой науки психологии, появляются новые психологические теории и методы развития личности.

Важной составляющей концепции непрерывного психологического образования является многоуровневое образование которое начинается с дошкольного, продолжается в рамках школьного и вузовского образования, охватывает последипломное образование и превращается в самообразование как составляющая процесса саморазвития, самоактуализации личности. Появление многоуровневой системы образования предполагает серьезную перестройку ранее сложившегося учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения.

Новые технологии обучения являются стержнем содержательной стороны многоуровневой системы. Каждый этап образования должен быть относительно завершенным, поэтому появляются требования к отбору материала, его концентрации, широте и глубине изучаемых проблем. Эти причины приводят к необходимости использовать принцип концентричности изложения, при котором материал, изучаемый на предыдущем этапе, становится исходной ступенью его изучения и на следующем уровне, но при этом сам процесс обучения осуществляется с новых позиций.

Принцип концентричности изложения материала означает, что определяя тематику занятий на год или на курс обучения, надо учитывать повтор этих тем на следующих этапах обучения, но с более глубоким содержанием: ознакомление с определенной областью психологической действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами.

Действие принципа концентричности в изложении учебного материала направлено на накопление багажа знаний и представлений детей, необходимых для развития психологической грамотности и концептуализации психологической культуры, на углубление знаний об индивидуально-психологических особенностях личности. Таким образом, повторность в обучении позволяет формировать у учащихся достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение в разных видах деятельности и в конкретных жизненных ситуациях. Кроме того, обеспечиваются тесные межпредметные связи между разделами «Программы». В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу – форма организации и проведения занятий.

Наши рекомендации