Влияние на эмоции, потребности и отношения
Эмоции — это внутренние раздражения типа удовольствия/неудовольствия. В целом можно заключить, что существует стремление избегать неудовольствия и искать удовольствие. Некоторые чувства называются потребностями, например потребность избавиться от неудовольствия, вызванного голодом, усталостью, естественными надобностями. Эмоциональный настрой к людям, группам, объектам, действиям и явлениям называется отношением. Благодаря опыту различные чувства ассоциируются с явлениями окружающего мира.
Эмоции
Чувственная жизнь - - это та сфера, которая у людей, проживающих в закрытых учреждениях, нарушена сильнее всего. Одна из важнейших причин этого - - отсутствие глубоких, стабильных эмоциональных отношений с одним или несколькими людьми. В целом ряде публикаций доказывается,
что скудость общения и депривация людей с интеллектуальными нарушениями приводит к тому, что они становятся безропотными, непритязательными, ожидающими одобрения окружающих и менее способными справиться с неудачами.
При сравнении групп людей, живущих в обычных условиях и в закрытых учреждениях, выяснилось, что те, кто проживает в нормальных условиях, являются более зрелыми в социальном отношении. Тем же, кто живет в закрытых учреждениях, сложнее наладить отношения с окружающими, и поэтому такие люди становятся более легкомысленными и неразборчивыми в своих отношениях. Их занятия менее конструктивны. Вместо этого развиваются различные формы самостимулирования (например, такие люди раскачиваются, сосут палец, бьются головой), а также, в различной степени, самодеструктивность.
Дети с интеллектуальными нарушениями из закрытых учреждений улыбаются в полтора раза реже детей, живущих в семьях. Для жителей больших учреждений открытое выражение радости (смех) или горя (плач) менее типично. У людей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в закрытых учреждениях, чаще встречаются нарушения эмоциональной сферы, - - одной из причин является, очевидно, то, что в учреждения направляются именно такие люди, у которых уже есть эмоциональные нарушения. Между тем одно обширное исследование показывает, что закрытые учреждения нередко способствуют появлению новых нарушений и сами их формируют. Ни одно исследование не показало, что проживание в закрытых учреждениях является благоприятным для эмоционального развития и адаптации. Особенно оно вредно для детей и для людей с серьезной задержкой развития, то есть для беззащитных.
Что же тогда дает толчок к этим нарушениям? Чувственное развитие основывается на глубоких, стабильных эмоциональных контактах. Всем детям необходимы такие контакты, а тем, у кого в детском возрасте контактов не было, нужно предоставить возможность их наладить. Иначе
отсутствие эмоционального общения приведет к серьезным проблемам.
Эмоциональное взаимодействие должно проходить с одним или несколькими зрелыми в чувственном отношении людьми. В семье, как правило, эту функцию выполняет мать. Важнейшим условием является чуткость к потребностям человека с интеллектуальными нарушениями и умение помочь ему найти баланс (что подчас очень трудно) между его потребностями и требованиями и реальными возможностями.
Небольшая группа людей, будь то родители или персонал, которые в домашней обстановке способны дать человеку эти стабильные, глубокие контакты, может дать детям (или пожилым людям, не имевшим их ранее) необходимый фундамент как для эмоционального развития, так и для развития личности и интеллекта. Если эмоциональные связи (насыщенная эмоциональная атмосфера и общение) не сформированы в родительском доме, то переезд из родительского дома (расставание) в закрытое учреждение станет невероятно болезненным и мучительным процессом, который, если он неправильно организован, может привести к эмоциональной инвалидности.
Если же, наоборот, эмоциональные отношения с родителями были насыщенными, если переезд проходил осторожно и поэтапно, если контакты с родителями сохранялись, если кто-нибудь из обслуживающего персонала установит стабильные, глубокие эмоциональные контакты и станет для ребенка человеком, заменяющим родителей, если группа, в которую ребенка переводят, небольшая, а жилищные условия нормальные, - тогда расставание с родительским домом не обязательно должно привести к шоковым потрясениям или к нарушениям.
Влияние расставания на эмоции
Способность ребенка справиться с расставанием с годами развивается, если он все время ощущает надежную
эмоциональную связь с одним или несколькими взрослыми. В дошкольном возрасте, особенно до трех лет, каждое новое расставание является очень болезненным, и с ребенком нужно обходиться чрезвычайно мягко, чтобы разлука не привела к эмоциональным нарушениям. У детей, обделенных эмоциональными контактами и перенесших разлуку с семьей, развивается страх перед расставанием. Они становятся трусливыми «маменькиными сынками» или проявляют апатию и легкомыслие.
Когда ребенка отдают в учреждение, его реакция обычно проходит три стадии. Сначала протесты, злость и плач, потом паническое цепляние за родителей, пришедших навестить ребенка, и после этого равнодушие и безынициативность, причем родители рассматриваются как чужие люди. Одновременно с протестами и плачем появляются нарушения сна и отказы от еды или других видов деятельности. На более поздней стадии вместо отказа от еды может появиться прожорливость. Усиливается восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Многие перестают контролировать отправление естественных надобностей, и у многих становится беднее язык.
Это наглядно доказали результаты обследования детей и с нормальными умственными способностями, и с интеллектуальными нарушениями. Все, кто работает в закрытых учреждениях, знают, с какой болью связано расставание детей с родителями. Воспоминания о расставании настолько ужасны, что ни ребенок, ни взрослые не решаются говорить об этой проблеме, но она постоянно возвращается в их фантазиях и сновидениях. Наиболее сильный страх проявляют те, чьи родители неоднократно обещали забрать ребенка домой, но так и не сделали этого.
Расставание с родителями и скудость эмоциональной жизни в закрытом учреждении причиняет наибольший вред. Перспективы терапии вызванных этим нарушений эмоциональной сферы у людей с интеллектуальными нарушениями (как и у других людей) в целом благоприятны. Однако для терапии детей, у которых нарушения появились в раннем возрасте, требуются значительные усилия.
У детей, которые с самого рождения живут в социальной изоляции, появляются серьезные интеллектуальные и эмоциональные нарушения. Недостаток любви лишает таких детей фундамента для развития самоконтроля и приводит к неконтролируемым приступам агрессии и страха или к апатии. У детей, которые никогда не испытывали основополагающего для их развития чувства эмоциональной общности, в целом наблюдались определенные улучшения в терапевтическом отношении, но нередко эти успехи носили весьма ограниченный характер.
Если же переезд в закрытое учреждение, наоборот, организуется таким образом, чтобы - - наряду с установлением новых, глубоких, стабильных контактов внутри небольшой группы - - контакты с родителями сохранились, то расставание не обязательно должно причинить ребенку вред. Если потом предоставляется возможность наладить близкие и глубокие эмоциональные контакты и определенной широты социальные контакты с разными людьми, а также иметь личную жизнь, то проживание в закрытом учреждении вовсе не обязательно должно быть сопряжено с потрясениями, вызывающими нарушения эмоциональной сферы.
Другим значимым фактором, типичным для закрытых учреждений, является то, что проживающие в них люди сталкиваются с непредсказуемыми и не поддающимися влиянию событиями. У разных сотрудников существуют разные правила и установки, в повседневной жизни происходят изменения, товарищей или самого проживающего переводят в другое место и т. д. В рамках одного эксперимента людям с серьезной задержкой развития передали часть ответственности, и у них появилась возможность самим выбирать или отказываться от чего-либо. И они стали более удовлетворенными, более заинтересованными в окружающем мире, менее замкнутыми и менее «отсталыми». Исчезли самодеструктив-ность и многие стереотипы.
Вследствие нарушения интеллекта люди с интеллектуальными нарушениями особенно восприимчивы к непредсказуемым изменениям. Проживание в большой тревожной
группе повышает уровень беспокойства у всех членов группы и затрудняет их дальнейшее развитие.
Другими причинами являются изоляция, нехватка жизненного пространства и отсутствие возможностей для личной жизни. Это • - так же как и депривация и связанные с расставанием шоковые потрясения • касается людей с нормальными умственными способностями в той лее мере, что и людей с серьезной задержкой развития. Размер жилой площади, который, согласно нормам, является достаточным, может оказаться недостаточным, если это единственное помещение, в котором приходится проводить и день, и ночь. Постоянное существование бок о бок с другими людьми на ограниченной территории сильно нарушает эмоциональное равновесие.
Возможность побыть наедине с самим собой тогда, когда этого хочется, и расслабиться или заняться чем-нибудь интимным (поплакать, помастурбировать, отправить естественные надобности) важна и для людей с серьезной задержкой развития.
Таким образом, можно сделать вывод: нарушения эмоциональной сферы очень типичны для закрытых учреждений. Важнейшими причинами являются отсутствие эмоционального стимулирования (депривация), а также прерванные эмоциональные контакты — прежде всего с родительским домом. Дополнительным фактором является также непредсказуемая и не поддающаяся влиянию обстановка в закрытом учреждении.
Потребности
Ранее уже отмечалось, что из-за расставания и переезда в закрытое учреждение могут негативно изменяться различные потребности. Реакциями на это могут стать зверский аппетит или отсутствие аппетита. Нарушения сна, связанные
с расставанием, могут перейти в сонливость и в постоянное желание спать - - это следствия разрыва с родными и собственного бессилия.
В одном исследовании проводилось сравнение двух групп детей с интеллектуальными нарушениями: 40 детей были переведены в закрытое учреждение, а 25 детей продолжали жить дома. Все они имели синдром Дауна. У детей из первой группы - - которых перевели в закрытое учреждение -ухудшилось умение пользоваться туалетом, а также двигаться и самостоятельно есть. Дети с серьезной задержкой развития из второй группы, имеющие большее жизненное пространство и, к тому же, защищенные от чужих взглядов, меньше пачкали постельное белье и размазывали собственные экскременты.
В одном очень похожем на больницу закрытом учреждении для самых тяжелых инвалидов проводилось исследование того, как влияют на таких людей активизация личного участия персонала и проживание в небольшой группе. Были отобраны три группы людей с интеллектуальными нарушениями, в одной из которых были тяжело поддающиеся уходу, в другой - - апатичные и равнодушные, а в третьей - - агрессивные. Эти группы должны были в течение трех месяцев проживать в нормальных квартирах, которые были оборудованы внутри учреждения. Благодаря небо л ь-шому количеству людей в группе, децентрализованной ответственности, активному личному участию персонала и человеческим жилищным условиям произошли важные и серьезные изменения. Спустя всего лишь месяц количество грязного постельного белья и одежды уменьшилось на 1,8 кг в день в расчете на одного человека. Развитие навыка пользования туалетом может рассматриваться как прямое следствие улучшения адаптации и ослабления страхов, выраженное здесь в психосоматических функциях. Кроме того, наблюдалось снижение агрессивности, ослабление беспокойства, улучшение концентрации и другие позитивные реакции. Персонал получал более стимулирующие задачи и мог больше времени уделять подопечным и меньше времени, например, уборке.
Результаты изменения окружающей обстановки показывают в первую очередь, что даже люди с серьезнейшей задержкой развития, при соответствующих условиях, восприимчивы к обучению и могут достичь такого уровня функциональных умений, который сделает возможной элементарную социальную адаптацию.
Отношения
Анализ исследований показал, что совсем немного сообщений касаются отношения людей с интеллектуальными нарушениями к различным формам проживания или же влияния различных форм проживания на такое отношение.
В одном исследовании, описывающем отношения людей с незначительной задержкой развития к своим жилищным условиям, 71% участников упоминают, что они недовольны тем, что дверь не запирается, а 31% сообщают, что у персонала отсутствует привычка постучаться, прежде чем войти. Было установлено, что дети с интеллектуальными нарушениями, помещенные в закрытые учреждения, были лишены контактов со взрослыми, а также одобрения с их стороны, и поэтому им более важно, чем детям без умственных нарушений, получать подтверждение такого одобрения. Им также более важно угодить взрослым, и довольствуются они меньшим, чем другие дети. В разделе, посвященном эмоциям, говорилось о том, что у людей с интеллектуальными нарушениями, живущих в закрытом учреждении, более поверхностное социальное общение. Они также более неразборчивы в своих попытках установить контакты.
Нереалистичное мышление и пустые мечтания у людей с интеллектуальными нарушениями могут быть следствием нарушений и плохих контактов с реальной действительностью. Преобладающей несбыточной мечтой у людей с умеренной задержкой развития, помещенных в закрытое учреждение, является мечта о воссоединении со своей семьей.
Взаимоотношения между эмоциями и умственными способностями
Эмоциональное созревание и развитие не зависят от умственных способностей. Человек может иметь высокую степень умственных способностей, а в эмоциональном отношении быть зрелым или незрелым. Точно так же человек может отставать в плане интеллекта, а в эмоциональном отношении - - быть зрелым или незрелым.
Равнодушие и апатия у людей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в закрытых учреждениях, иногда истолковывались таким образом, будто у них чувства или совсем отсутствуют, или более слабые, и им все равно, как выглядит окружающий мир. Это, как следует из приведенных выше исследований, абсолютно ошибочное заключение. Даже если люди с серьезной задержкой развития не могут выражать свои чувства в вербальной или понятийной форме, они могут делать это при помощи языка сигналов или жестов. Тогда становится понятно, что они переживают расставание с кем-нибудь из любимых так же сильно, как и другие люди.
Следовательно, дело не в том, что нарушения эмоциональной сферы зависят от интеллектуального нарушения, а в том, что они прежде всего зависят от ухода за такими людьми.
Пришлось сделать следующий вывод: нарушение эмоциональной сферы, которое, как считалось, зависит от умственной отсталости, на самом деле является порождением той среды, в которой люди с интеллектуальными нарушениями вынуждены проживать.