Внимание, потребности, эмоции

С формированием механизмов восприятия тесно связано и развитие механизмов организации других ком­понентов познавательной деятельно­сти и, прежде всего, внимания.

Роль внимания состоит в созда­нии общей мобилизационной готов­ности к деятельности и ее избира­тельной организации в соответствии с актуализированной потребностью.

Двусторонняя связь восприятия и внимания способствует прогрессивно­му развитию в онтогенезе обоих про­цессов. Развитие сенсорных систем (блок анализа и обработки информа­ции по А.Р. Лурия) и совершенст­вование воспринимающей функции мозга определяют возможность при­влечения внимания к более сложным признакам объекта, а это, в свою очередь, способствует его более глубокому и полному описанию и опознанию.

Внимание, как и восприятие, яв­ляется сложно организованной сис­темой, включающей мозговые струк­туры разного уровня (см. гл. 7). Общая мобилизационная готовность обеспечивается ретикулярными и лимбическими структурами, оказы­вающими активирующее облегчаю­щее влияние на корковые процессы (блок поддержания тонуса и бодр­ствования). Избирательность и на­правленность внимания создаются системой регуляции и контроля ак­тивации на основе проанализирован­ной информации и в контексте доми­нирующей потребности. Высшим звеном этой системы являются лоб­ные отделы коры (третий блок по А.Р. Лурия).

Функциональная многоплановость; внимания, сложность и многоуровневость его мозговой организации опре­деляют постепенность его созревания в онтогенезе и возрастные особеннос­ти его взаимодействия с другими пси­хическими процессами.

Параметр новизны как детерми­нанты внимания в младенческом возрасте сохраняет свое значение в дошкольный период и является ве­дущим фактором развития познава­тельной деятельности. Приблизитель­но около 4-х лет отмечается всплеск интереса к новому, активный поиск новизны, проявляющийся в беско­нечных «почему»? Специфика этого периода состоит в том, что к имевше­муся предпочтению новизны добави­лось и стремление к разнообразию, что можно связать с вовлечением в мозговую систему внимания ключевой структуры лимбического мозга - гиппокампа. Важное значение в из­менении характеристик внимания имеют и возрастные преобразования системы восприятия в 3-4-летнем возрасте - описанное ранее повыше­ние функциональных возможностей обработки информации. С 4-х и до 7 лет идет быстрое нарастание объема I внимания.

Поведенческая реакция на «очень интересное новое» (непроизвольное внимание) часто проявляется в за­стывании с приоткрытым ртом и фиксации глазами предмета (ввод ин­формации). В ЭЭГ, как и в младенчес­ком возрасте, наблюдается увеличение амплитуды и представленности медленных волн, в основном тета-ритма, отражающего эмоциональный тип реакции активации (рис.23).

Внимание базируется на принци­пе удовольствия, непосредственном предпочтении. Принцип удоволь­ствия является важным фактором развития психической жизни и дея­тельности ребенка, оказывая стиму­лирующий эффект, который организм стремится максимизировать. Дейст­вительно, функциональная роль эмо­циональной активации, «обслужива­ющей» стремление к впечатлениям (вариант познавательной мотивации для этого возраста), состоит в поддержании интереса и внимания к стиму­лу для облегчения его восприятия и анализа.

Внимание, потребности, эмоции - student2.ru

Рис.23. Незрелый вариант реакции активации в ЭЭГ ребенка 3лет 6мес. в ответ на первое предъявление стимула (отметка на верхней линии). Отведения обозначены слева от кривых. Две нижние линии - регис­трация сердечного ритма и КГР

Это особенно важно для 3-5-летних детей, когда система вос­приятия носит определенные черты незрелости. Еще не специализиро­вано участие заднеассоциативных структур в зрительном восприятии, что определяет затруднения в анали­зе сложных изображений, не имею­щих аналогов в индивидуальном опыте ребенка. При появлении незна­комых абстрактных стимулов дети ограничиваются их общих осмотром и беглым впечатлением. Недостаточ­ность процессов переработки и оцен­ки информации компенсируется, согласно представлениям П.В. Симо­нова, эмоциональной активации, ко­торая, пролонгируя общение с объек­том, способствует продуктивной реализации тех перцептивных воз­можностей, которые имеются к дан­ному возрасту.

Возрастные особенности внимания проявляются и в динамике его веге­тативных компонентов. Изменения ЧСС отражают направленность про­цессов внимания на облегчение разных операций восприятия. Если внимание направлено на облегчение приема и анализа стимула - «откры­вание сенсорных входов», это прояв­ляется в замедлении ЧСС. При облегчении процессов обработки ин­формации отмечается учащение серд­цебиений. Для 3-4-летних детей, так же как и для детей раннего возрас­та, характерно длительное, до не­скольких секунд, замедление ЧСС, отражающее продолжительность ана­лиза нового стимула, что и требует поддержания внимания, осуществ­ляющегося за счет эмоциональной активации.

Существенные изменения в органи­зации системы восприятия с 6 лет - специализированное вовлечение в анализ и обработку зрительной инфор­мации заднеассоциативных отделов - создает условия для углубленного восприятия предметов, оперирования большим набором признаков. Этому соответствует качественное измене­ние электрофизиологического кор­релята внимания. Усиление тета-ритма в ответ на новые стимулы начинает перемежаться со зрелым типом реакции активации - блока­дой (десинхронизацией) альфа-рит­ма в каудальных отделах коры. Во­влечение альфа-ритма в процесс внимания по зрелому типу и локали­зация ЭЭГ реакции активации име­ют важнейшую функциональную значимость. Десинхронизация альфа-ритма, отражающая «распад» сло­жившейся в состоянии покоя функци­ональной организации мозга, создает условия для формирования новой си­стемы анализа информации, необхо­димой для снятия неопределенности, расширяет сферу действия внима­ния, обеспечивая его направленность не только на стимулы, обладающие непосредственной привлекательнос­тью, но и на более широкий спектр внешних воздействий; изменяется характер влияния внимания на дру­гие психические функции, в особен­ности на процесс восприятия.

В старшем дошкольном возрасте обнаруживается возможность произ­вольной регуляции зрительного вос­приятия по внешней инструкции. Анализ динамики регионарных ВП при обусловленной инструкцией не­обходимости выделения значимого стимула и быстрого на него реагиро­вания показал, что 3-4-летние дети, даже повторяя инструкцию, не мог­ли соответствующим образом органи­зовать свою деятельность; значимые изменения параметров ВП и времени реакции при переходе от спокойного наблюдения к мобилизационной го­товности не были обнаружены. На­чиная с 4-5-летнего возраста, отме­чается увеличение амплитуды ВП (облегчение ответа), одинаково выра­женное во всех отведениях (рис. 24). К концу дошкольного возраста это облегчение носит более выраженный и локальный характер, проявляясь в лобных и центральных областях коры, с которыми связана оценка значимости и организация ответно­го действия. Поведенческим прояв­лением успешности выполнения за­дачи является сокращение времени реакции на значимый стимул.

Развивающаяся в дошкольном возрасте возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции является предпосылкой способности ребенка к управлению своим вниманием. Скачок в струк­турно-функциональном созревании лобных областей к 6-7 годам созда­ет физиологическую основу осоз­нанной регуляции активационных процессов - включение механизмов произвольного внимания. Реализация этих возможностей на данном этапе развития требует участия взрослого, направляющего и организующего внимание ребенка. Это может быть осуществлено как в процессе игро­вой деятельности, так и с помощью речи. Для ребенка-дошкольника пред­почтительнее игровая ситуация, учи­тывая, что игровая деятельность - ведущая на данном этапе развития. Она является источником и способом удовлетворения познавательной по­требности. В игре, которая для ре­бенка эмоционально окрашена, мо­делируется деятельность человека, вырабатываются и усваиваются пра­вила. Ребенок получает удовольствие от следования правилам и постепен­но переходит к построению внутренних программ поведения.

Внимание, потребности, эмоции - student2.ru

Рис24. Сопоставление вызванных ответов, регистрируемых от четырех областей коры - сверху вниз: заты­лочной, височно-теменно-затылочной, центральной и лобной при спокойном наблюдении за предъявляемы­ми изображениями (пунктир) и при необходимости выбора одного, значимого сигнала и быстрого реагиро­вания (сплошная линия). Начало ответа совпадает с моментом предъявления изображения.

Родите­лям, и в особенности воспитателям детского сада, нужно также учиты­вать, что игровая деятельность долж­на быть направлена не только на сле­дование определенным правилам, но и на стимуляцию ребенка к экспери­ментированию, созданию своих ва­риантов игры. Это способствует раз­витию творческих возможностей ребенка, формированию собственных программ поведения и саморегуля­ции внимания.

Моделированию окружающего ми­ра, построению внутренних программ поведения способствует изобрази­тельная деятельность ребенка. Так же как и игра, она углубляет осмысление интересующих ребенка сюжетов, спо­собствует созданию внутренних пла­нов. Их слабая сформированность нуждается в материальных опорах, одной из которых является рисунок. Художественное воспитание в этом возрасте оказывает огромное влия­ние на развитие познавательных и творческих возможностей ребенка. Присущая дошкольнику высокая эмоциональность реализуется в про­цессе художественного творчества. Это самовыражение в рисунке чрез­вычайно важно, оно требует положи­тельного подкрепления со стороны взрослого.

Речь и мышление

Усложняющейся деятельности ре­бенка соответствует развитие речи как средства общения и планирова­ния поведения. В общении с взрос­лыми обогащается словарный запас, начинают строиться правильные кон­струкции предложений, рассказ и пересказ. Структурной основой рече­вого развития являются преобразо­вания нейронного аппарата речевых полей ассоциативных корковых зон. На протяжении дошкольного возра­ста речь ребенка постепенно превра­щается в средство планирования и регуляции его деятельности, слива­ясь с мышлением. Это осуществляет­ся при непосредственном участии лобных областей коры.

Речь ребенка, возникающая в про­цессе деятельности и обращенная к самому себе, - так называемая эго­центрическая речь - претерпевает существенные изменения на протя­жении дошкольного возраста. Внача­ле она проявляется как констатация и комментирование деятельности, а к концу этого периода опережает и направляет практическую дея­тельность - план поведения, выска­занный вслух. Подвергаясь интериоризации, эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю, явля­ющуюся основой мышления.

Таким образом, дошкольный воз­раст является важным этапом в развитии психических процессов, определяющих функциональные воз­можности ребенка к началу обуче­ния. В реализации этих возможнос­тей существенная роль принадлежит направляющим влияниям взрослого.

Проверь себя

1.Какие факты характеризуют специфи­ку процессов восприятия и запечатления ин­формации в дошкольном возрасте?

2.Каковы особенности потребностной и эмоциональной сфер в 3-4-летнем возрасте и как они связаны с процессом внимания?

3.Как по поведенческим проявлениям можно судить о нормальном ходе развития познавательной потребности и эмоциональ­ной сферы ребенка?

4.Какие факты свидетельствуют о существенных психофизиологических преобразованиях к концу дошкольного периода?

5.Какие новообразования в старшем дошкольном возрасте обусловливают готовность к систематическому обучению в школе?

6.Как, используя функциональные воз­можности ребенка дошкольного возраста, можно способствовать целенаправленному формированию произвольной регуляции по­ведения и развитию познавательной деятель­ности?

14

Психофизиология младшего школьного возраста

Начало систематического обуче­ния в школе - переход к новым со­циальным условиям - ставит перед ребенком новые задачи и являет­ся стрессогенным фактором. Зна­ние физиологических механизмов, определяющих особенности психи­ческих процессов и функциональ­ные возможности ребенка в процес­се обучения, является важнейшим условием адаптации к школе.

Наши рекомендации