Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Шумящие коробочки»

Материал к заданию и ход работы см. урок 38, задание 3.

Задание 2. «Крестики, точки»

Материал к заданию и ход работы см. урок 19, задание 2. Отличие заключается в увеличении в два раза числа строк до черты и после черты и в увеличении времени выполнения задания: 3 минуты до черты и 3 минуты с переключением после черты.

Задание 3. «Раздели квадрат»

Материал к заданию: индивидуальный набор из 5 бланков с геометрическими фигурами-задачами (см. материалы к урокам, рис. 75).

В каждой задаче нужно прочертить в квадрате линии, которые разделили бы его на заданные части, то есть показать, как из этих частей можно сложить квадрат. Манипулирование реальными предметами не допускается.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 49

Задачи урока

· § Развитие осязательных ощущений.

· § Развитие опосредованной памяти.

· § Развитие зрительных ощущений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Тяжелые коробочки»

Материал к заданию и ход работы см. урок 16, задание 5.

Задание 2. «Подбери картинку»

Материал к заданию: для каждого ученика подготовить набор картинок (15-18) с изображениями различных предметов.

Учитель говорит: «Сейчас вы будете запоминать слова. Чтобы их легче было запомнить, нужно выбрать картинку, которая поможет вам в будущем вспомнить слово. Предметы, обозначаемые словами, которые я буду вам называть, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую картинку, которая сможет напомнить это слово. Чтобы выбрать такую картинку, надо попытаться установить какую-либо связь между заданным для запоминания словом и картинкой. Отобранные картинки отложите в сторону».

Через 15-20 минут после запоминания осуществляется воспроизведение запомненных слов. Для этого ученик смотрит на первую картинку и называет первое слово, затем смотрит на вторую картинку и называет второе слово и т.д.

Примерные слова для запоминания:

пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Картинки: вилка, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, брюки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.

Задание 3. «Цветовая угадайка»

Материал к заданию и ход работы см. урок 13, задание 4.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 50

Задачи урока

· § Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).

· § Развитие мышления (умение сравнивать).

· § Развитие мышления (установление закономерностей).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание 1. «Делаем вместе»

Материал к заданию и ход работы см. урок 30, задание 1.

Задание 2. «Найди отличающиеся»

Материал к заданию: три индивидуальных бланка с рисунками (см. материалы к урокам, рис. 76, а, б, в), карандаш.

Ученики рассматривают первый бланк. Нужно найти два рисунка, отличающиеся как между собой, так и от трех остальных рисунков (правильный ответ - 3, 4). На втором бланке нужно найти два рисунка, отличающиеся как между собой, так и от четырех остальных рисунков (правильный ответ - 3, 4). На третьем бланке нужно найти два рисунка, отличающиеся как между собой, так и от пяти остальных рисунков (правильный ответ - 4, 5).

Задание 3 . «Найди девятый»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с изображением чайников (см. материалы к урокам, рис. 77).

Ход работы см. урок 26, задание 2 (правильный ответ - И).

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 51

Задачи урока

· § Развитие опосредованной памяти.

· § Развитие наглядно-образного мышления.

· § Развитие слухового восприятия.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Зашифруй предложение»

Цель задания - научить детей пользоваться схематическими изображениями предложений как средством их запоминания. Для запоминания даются относительно завершенные высказывания. Например, «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе», «Сегодня светит солнце» и т.д. Нужно обсудить с учениками, что должно быть лаконично нарисовано, чтобы «зашифровать» в рисунке данное предложение. Так, чтобы запомнить фразу «Волк выбежал из леса», можно схематически нарисовать елочку и зубастую пасть волка. Затем учить школьников проводить «дешифровку» рисунка: анализировать изображение, выявляя зашифрованную фразу. За одно занятие давать 2-3 фразы.

Задание 2. «Ленточки»

Материал к заданию: плакат с изображением «разорванной» ленточки и набором вкладышей (см. материалы к урокам, рис. 78). Учеников просят определить, какие именно вкладыши заполнят вырезы в ленточках. (В первой ленточке каждый пробел заполняется одним вкладышем, во второй и третьей - двумя.)

Правильные ответы к задачам-вырезам: а - 9, б - 3, в - 10, г - 9, 12, д - 4, 8, е - 2, 5, ж - 10, 7.

Пояснение к заданию. В задачах а. б, в ученик, построив образ конфигурации пробела, должен мысленно перенести этот образ в нижнюю часть рисунка, чтобы среди готовых вкладышей найти его «двойника». В задачах г, д сначала запоминается конфигурация левой стенки выреза. Соответствующий образ переносится в нижнюю часть рисунка. Отбираются все вкладыши, которые имеют тождественную конфигурацию с левой стороны. Затем анализируется правая сторона данного выреза.

Задание 3. «Назови и проверь постукиванием»

Ход работы см. урок 5, задание 4.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 52

Задачи урока

§ Развитие словесной памяти и произвольного внимания.

§ Развитие пространственных представлений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова»(см. урок 12).

Основная часть

Задание 1. «Найди слова»

Материал к заданию: таблица со словами, входящими в заданные тексты, но расположенными в случайном порядке.

Учитель читает текст по одному предложению (на начальном этапе длинные предложения можно называть в два приема). Ученики как можно быстрее отыскивают в таблице слова, входящие в прочитанное предложение в соответствующей последовательности.

ТЕКСТЫ

1. Несла Жучка кость через мост. Видит - в воде ее тень. Решила Жучка, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту отнять. Ту не забрала, а своя ко дну пошла.

2. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она начала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода поднялась и можно было пить.

Задание 2. «Что изменилось? Что не изменилось?»

Материал к заданию: набор составных прямоугольников (см. материалы к урокам, рис. 79).

Учитель выстраивает в ряд прямоугольники и просит учеников описать расположение их составляющих частей, используя понятия «вверху», «внизу», «между».

Задание 3. «Превращение фигур»

Материал к заданию: демонстрационный набор геометрических фигур большого размера для учителя и набор таких же геометрических фигур меньшего размера для учеников (см. материалы к урокам, рис. 80, а, б, в, г).

Учитель прикрепляет на доске геометрические фигуры так, как показано на рис. 80 а. Учеников просят ответить на вопросы: какую фигуру справа от вертикальной линии можно получить при складывании частей, расположенных слева от вертикальной линии? Как называются фигуры 1, 2, 3? Чем они похожи? Чём отличаются?

Аналогично выполняются задания б, в. Свои ответы ученики проверяют практически. (Правильные ответы: а - 1, 2; б - 1, 3; в - 2).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 53

Задачи урока

· § Развитие умения воспроизводить образец.

· § Развитие мышления (процессы синтеза).

· § Развитие двигательной сферы (макродвижения).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9).

Основная часть

Задание 1. «Дорисуй рисунок»

Материал к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с несколькими половинками рисунков (см. материалы к урокам, рис. 81).

Ученики должны нарисовать вторую половину рисунков таким образом, чтобы при перегибании листа пополам по пунктирной линии обе части в точности совпали друг с другом.

Задание 2. «Что здесь изображено?» Ход работы см. урок 36, задание 3. Для рассматривания приготовить картинку, достаточно сложную по сюжету, с разнообразными мелкими деталями.

Задание 3. «Иголка и нитка»

Выбирается водящий, который играет роль иголки, а все другие ученики - роль нитки. Под веселую музыку «иголка» бегает между стульями, выполняет отдельные гимнастические движения, а «нитка» {группа детей) неотступно следует за «иголкой» и повторяет все ее движения.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 54

Задачи урока

· § Развитие мышления (процессы анализа).

· § Развитие наглядно-образного мышления.

· § Развитие осязательных ощущений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).

Основная часть.

Задание 1

Вариант 1. «Найди футболистов в одинаковой форме» Материал к заданию: рисунок с изображением 8-12 фигурок футболистов (см. материалы к урокам, рис. 82, а). Из них 2-3 футболиста имеют одинаковую форму. У остальных форма отличается отдельными деталями. Задача - как можно быстрее найти футболистов в одинаковой форме (правильный ответ - футболисты под номерами 4 и 8).

Вариант 2. «Цирк» Материал к заданию: рисунок с изображением 10 клоунов (см. материалы к урокам, рис. 82, б). Из них только два совершенно одинаковые.

Нужно ориентироваться на три признака: колпачок, детали костюма и шарики над головой клоуна (правильный ответ - 4 и 7). Усложненный вариант: клоун ищет друга. Ученики решают, что нужно изменить в облике того или иного клоуна, чтобы он нашел себе пару.

Задание 2. «Раздели квадрат» Материал к заданию: индивидуальный набор из 5 бланков с геометрическими фигурами-задачами (см. материалы к урокам, рис. 83). Ход работы см. урок 48, задание 3. Данное задание представляет собой более сложный вариант аналогичного предыдущего.

Задание 3. «Шершавые дощечки» Материал к заданию см. урок 6, задание 2. Ход работы, как в уроке 15, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 55

Задачи урока

· § Развитие опосредованной памяти.

· § Развитие зрительных ощущений.

· § Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Зашифруй предложение»

Выполняется, как задание 1, урок 51.

Задание 2. «Цветовая угадайка»

Материалы к заданию и ход занятия см. урок 10, задание 4.

Задание 3. «Зеваки»

Ученики идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп!» ученики останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ученик запутался или ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 ученика останутся в игре. Они - победители.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 56

Задачи урока

· § Развитие мышления (операция сравнения).

· § Развитие зрительной непосредственной памяти.

· § Развитие мышления (установление закономерностей).

· § Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (см. урок 3).

Основная часть

Задание 1. «Найди одинаковые»

Материал к заданию: два индивидуальных бланка с .рисунками (см. материалы к урокам, рис. 84), карандаш. На первом бланке нужно найти две пары одинаковых рисунков (правильные ответы: 1 и 5, 2 и 4). На втором бланке - три пары одинаковых, рисунков (правильные ответы: 1 и 6, 3 и 7, 2 и 5).

Задание 2. «Одинаковое, разное»

Материал к заданию: плакат с изображением ваз (см. материалы к урокам, рис. 85).

Учитель задает вопросы типа: «У каких двух ваз колпачки одинаковые? Что разное у ваз 7 и 9? 2 и 5? 4 и 3? У каких двух ваз форма одинаковая, а горлышко и колпачки разные? У каких двух ваз два признака разные, а один одинаковый?» и т.п.

Задание 3. «Точно такие»

Материал к заданию: см. предыдущее задание.

Учеников просят внимательно рассмотреть и запомнить изображения ваз 1, 2, 9. Затем эти изображения закрываются картонными кружками. Ученикам задаются вопросы типа: «У ваз 1 и 7 колпачки одинаковые? Что разное у ваз 2 и 9? У какой незакрытой вазы колпачок такой, как у вазы 1? У какой закрытой вазы горлышко такое, как у вазы 7?» и т.п.

Задание 4. «Найди девятый» Материал к заданию: см. задание 2. Ход работы см. урок 26, задание 2 (правильный ответ - В).

Задание 5. «Рукопожатие» Ход работы см. урок 47, задание 4.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 57

Задачи урока

· § Развитие мышления (обобщение наглядного материала).

· § Развитие мышления (установление закономерностей).

· § Развитие осязательных ощущений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (см. урок 10).

Основная часть

Задание 1. «Четвертый лишний»

Материал к заданию: 3-4 набора картинок, на каждой из которой изображены четыре предмета (см. материалы к урокам, рис. 86).

Учитель объясняет ученикам, что три предмета из четырех подходят друг к другу и могут быть названы одним (обобщающим) словом, а четвертый предмет не подходит к ним, он лишний. Нужно указать этот лишний предмет.

(Правильные ответы: 1 рис. - нож, 2 рис. - платье, 3 рис. - хлеб, 4 рис. - свекла.)

Задание 2. «Найди фигуры»

Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур (см. материалы к урокам, рис. 87), картонный кружок.

Ход работы см. урок 34, задание 1. Фигуры рассматривать по вертикали (в каждой вертикали нижние фигуры в клеточках одинаковые).

Задание 3. «Тяжелые коробочки»

Материал к заданию и ход работы см. урок 19, задание 1.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 58

Задачи урока

§ Развитие внутреннего плана действия.

§ Развитие зрительной опосредованной памяти.

§ Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (см. урок 7).

Основная часть

Задание 1. «Совмести фигуры»

Материал к заданию: листы с изображениями квадратов с нарисованными внутри маленькими кружками (см. материалы к урокам, рис. 88).

Учитель показывает лист «а» и просит учеников мысленно наложить друг на друга два квадрата. Обращается внимание, что при этом некоторые кружки совпадут, а некоторые - нет. Нужно определить, как будут расположены кружки после совмещения двух квадратов. В качестве ответа выбрать один из двух предлагающихся вариантов ответа. Выбор учеников анализируется. Затем аналогичная работа проводится с листом «б» и т.д. (правильные ответы: а - 1, б - 3, в -6, г - 7).

Задание 2. «Запомни фигуры»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (см. материалы к урокам, рис. 89), карандаш.

Учитель говорит ученикам, что им предстоит научиться запоминать фигуры по их частичному изображению (знакам). Для пояснения учитель рисует на доске комбинацию фигурок и их знаков:

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (см. урок 9). - student2.ru

Каждая фигура и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигуры.

На листах бумаги, которые получают ученики, нарисованы парами фигуры и их знаки.

Нужно внимательно посмотреть на эти пары и запомнить их.

Дается 3 минуты на запоминание 10 пар изображений.

Работа начинается по сигналу «Начали!», а заканчивается по сигналу «Стоп!».

Листы у учеников забираются и одновременно раздаются бланки для воспроизведения.

Ученики должны вспомнить и нарисовать в пустых клетках против соответствующей фигуры ее знак.

Время на припоминание не ограничивается.

Разрешается исправлять нарисованное.

Задание 3. «Замри!»

Играет веселая, ритмичная музыка. Ученики свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается. Дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем через 7-10 сек. музыка вновь возникает, и ученики продолжают движение.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Урок 59

Задачи урока

§ Развитие произвольного внимания (распределение).

§ Развитие мышления (абстрагирование).

§ Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (см. урок 4).

Основная часть

Задание 1 . «Вычеркивай буквы и слушай»

Материал к заданию: индивидуальные бланки с рядами букв (см. урок 39, задание 1).

Задача учеников остается такой же: слушать рассказ, читаемый учителем, и вычеркивать на бланке буквы. Однако теперь задача несколько усложняется за счет вычеркивания не одной, а двух букв (например, так: #, к). В остальном порядок работы сохраняется.

Задание 2. «Посмотри вокруг»

Учеников просят посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала, предметы, названия которых начинаются с одной и той же буквы. Один ученик начинает, другие его дополняют.

Задание 3. «Где находится чайник?»

Материал к заданию: плакат с рисунками чайников (см. материалы к урокам, рис. 77). Ученикам даются пояснения, как в задании 1 урока 13 и задании 2 урока 35. Затем учитель задает вопросы: «Где, в каком ряду и столбце расположен чайник 5? Какой чайник находится в верхнем ряду и среднем столбце? В каком столбце нет чайника с ручкой, как у 8? и т.п. Какой чайник расположен выше свободного места? Какой чайник находится левее и ниже чайника 5? У каких чайников через один одинаковая форма? У каких несоседних чайников одинаковые крышки?» и т.п.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Урок 60

Задачи урока

· § Развитие мышления (умение сравнивать).

· § Развитие мышления (установление закономерностей).

· § Развитие зрительного восприятия формы.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения» (см. урок 1).

Основная часть

Задание 1. «Найди отличающиеся»

Материал к заданию: индивидуальные листы с изображениями фигур для сравнивания (см. материалы к урокам, рис. 90), карандаш. Ученики рассматривают рисунки на первом листе и находят три отличающихся от других рисунка (правильный ответ - 1, 4, 6). Затем три отличающихся от других рисунка находят на втором листе (правильный ответ - 2, 5, 8). Ответы учеников анализируются.

Задание 2. «Найди девятый»

Материал к заданию: плакат с изображением человечков (см. материалы к урокам, рис. 91). Ход работы см. урок 26, задание 2 (правильный ответ - И).

Задание 3. «Загадочные контуры»

Материал к заданию и ход работы см. урок 29, задание 3.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Наши рекомендации