Характеристика образов воображения ребенка

Воображение в этом возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с. предшествующими годами. Неуем­ной фанатазии шестилетнего ребенка трудно не пора­зиться...

Одну из глав своей книги «Психология раннего дет­ства» известный немецкий психолог В. Штерн назвал «Беззаботность детской фантазии». В этой беззаботно­сти я усматривает он преимущество детской фантазии, Так ли это? Действительно ли дети, как говорил Гете, «могут из всего сделать все»? В экспериментах Д. Б. Эльконина детям предлагалось съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в конце первое. Это вызывало протест не только детей 6—7 лет, но также средних и даже младших. Не все возможно, с точки зре­ния ребенка, даже в сказке. Например, в сказке, при­думанной экспериментатором для детей 6—7 лег, в ка­лоше варили кашу, чернильница сторожила дом, лаяла. «Нет, это не ее дело, — возражали дети, — Лучше бы она плевалась чернилами».

Своеобразный реализм, стремление следовать прав­де поведения в жизни проявляются и в рассказах, сказ­ках, сочиненных самими детьми шестилетнего возраста,

«Отлет» же детского фантазирования от действи­тельности заключается главным образом в том, что ре­бенок, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, не знает основных закономерностей объективной действи­тельности и потому легко нарушает жизненную реаль­ность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности проявлением скорее слабости кри­тической мысли ребенка, чем силы его воображения.

Воображение ребенка, возникнув на границе ранне­го и дошкольного возраста, претерпевает серьезные из­менения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникно­вением новых, более сложных видов деятельности, с из­менением содержания и форм общения ребенка с окру­жающими, в первую очередь со взрослыми.

Вначале образы произвольного воображения возни­кают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре.

Несколько позже произвольное воображение прояв­ляется и в других видах деятельности, требующих пред­варительного планирования (рисование, лепка, кон­струирование, труд, учение и др.).

К шестилетнему возрасту возрастает целенаправлен­ность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Это, в частности, находит выражение в увеличении про­должительности игры на одну тему, в большей устой­чивости ролей, в более детальном предварительном пла­нированииее хода(Т. А. Репина, А. П. Усова и др.).

Важную роль в развитии воображения ребенка иг­рает внешняя опора. Если на первых этапах, в период своего зарождения воображение дошкольника практи­чески неотделимо от реальных действий с игровым ма­териалом и определяется характером игрушек, атрибу­тами роли, сходством предметов-заместителей с заме­няемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и вооб­ражение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые.

Особенно легко развертывается игра у детей 6—7 лет, когда в качестве игрового материала они ис­пользуют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).

Образам воображения в этом возрасте присущи осо­бая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость.

Нельзя не обратить внимания на большую эмоцио­нальную окрашенность образов детского воображения. Она особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значе­ние игры в психическом развитии ребенка в значитель­ной степени объясняется тем, что чувства, испытывае­мые играющим ребенком,—настоящие. Немало ис­кренности вкладывает ребенок в созданные им образы. Не зря крупнейший советский режиссер К. С. Станис­лавский советовал актерам учиться игре у детей. Вы­сокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста.

Воображение шестилетнего ученика часто носит вос­создающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чем говорит учитель, что написано в

книге, чего еще не было в непосредственном опыте, па­мяти ребенка (события истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, расте-ния и т. п.). Но воображение ребенка этим не ограни­чивается.

Наши рекомендации