Развитие речи шестилетнего ребенка

Речь теснейшим образом связана с мышлением ре­бенка. 6 лет — период дрезвычайно интенсивногоееразвития.

Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей дея­тельностью является игра. В процессе разыгрывания си­туаций и ролей владение функциями и формами речи становится для него очень важным. При этом физиче­ская сторона речевой действительности отходит на зад­ний план, заслоняется задачей усвоения многообраз­ных функций речи и форм их выражения. Акцент пере­мещается на семантическую (смысловую) сторону речи.

Значительное расширение круга общения ребенка к 6 годам ведет к развитию его свободной речи. К мо­менту поступления в школу он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем.

Так, согласно исследованию В. Логиновой, уже в сло­варе трехлетнего современного ребенка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего возрастает почти в 3 раза (3000—3500 слов). По данным Ж. Е. Кон-диян, словарный запас армянских детей 6—7 лет дости­гает 4000—5000 слов.

Однако части речи в словаре детей шестилетнего воз­раста представлены неодинаково. Так, по данным Л./А. Калмыковой, существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы—32%, местоимения—10%, наречия—7% и лишь 2% — прилагательные. В числе характерных особенностей речи детей, поступающих в

школу, отмечают ее глагольность. Наиболее часто ими используются глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит).

Овладение понятиями и их значениями позволяег шестилетнему ребенку применять обобщение в речи и развивает его мышление.

Достаточно развитой к 6 годам является и граммати­ческая сторона речи ребенка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, тра­диционные формы чередования звуков, способы слово­изменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения.

В этом возрасте (и даже чуть раньше) дети уже под­мечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (мор­фемы). В основе этого явления лежит ориентировка ре­бенка на звуковую форму слова, на звучание граммати­ческих форм. Однако выделить эти морфемы из слова дети затрудняются, а иногда и не могут. К 6 годам у де­тей уже сложилась первичная, неполная абстракция, до­ступная им без специального обучения. Специалисты от­мечают чуткость детей к языковым явлениям, которая проявляется в их способйости понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ра­нее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогу, работающему с шестилетками, важно исполь­зовать это «чутье языка», не дать ему «притупиться» в ходе овладения родным языком.

К 6 годам совершенствуется и синтаксическая сто­рона речи ребенка. Если еще в среднем дошкольном воз­расте в речи преобладают простые предложения, то в 5—6 лет возрастает количество распространенных пред­ложений с однородными членами, увеличивается -объем простых и сложных предложений. Поступая в первый класс, дети уже владеют, как правило, почти всеми сою­зами и приставками. По данных Л. А. Калмыковой, 55% их речевых высказываний составляют простые предложе­ния, примерно 45% —сложные (из них сложносочинен­ные с союзами, а, и, но—21%, сложноподчиненные с подчинительными союзами что, когда, потому что, чтобы, где— 19%, бессоюзные—5%). Значительно уве­личивается в 6—7 лет количество обобщающих слов и рост придаточных предложений, что свидетельствует о •развитии у детей словесно-логического мышления.

Уровень овладения шестилетним ребенком грамма­тикой относительно высок, но поскольку русский язык имеет сложную систему грамматических правил и мно­жество исключений из них, многочисленные случаи пе­реноса ударения, то ребенок все же допускает еще ошибки.

На шестом году своей жизни ребенок переживает новый этап в овладении грамматикой родного языка. До поступления в школу ребенок усваивал правила грамматики практически. Здесь же он должен усвоить грамматику начиная с ее основных правил и понятий (о составе слова, предложения и т. п.). Это предпола­гает осознанное отношение к речи, к ее словарному со­ставу, грамматическому строю. Способен ли шестилет­ний ребенок к этому?

Учителям, уже имеющим опыт работы с шестилет­ками, хорошо известно, что даже дети, достигшие вы­сокого уровня практического использования речи, за­трудняются, если перед ними ставится задача сделать слово и словесные отношения предметом своего созна­ния. Есть ли средства для преодоления этого рода трудностей?

Действительность речи осознается очень смутно и слабо дифференцируется в том случае, если перед ре­бенком ставится задача вычленения слов из предложе­ния, но не организуется ориентировка на существенные признаки слова. В то же время С. Н. Карповой дока­зана принципиальная возможность формирования у де­тей шестилетнего возраста умения вычленять из речи слова всех категорий на основе даваемых им в доступ­ной форме критериев слова: 1) слово представляет со­бой звуковую совокупность, 2) слово всегда имеет оп­ределенное значение.

Вместе с тем, понятийных критериев речи при обу­чении детей элементарному членению речи на. слова мож­но и избежать. Для этого слову дается не словесное оп­ределение, а остенсивное — путем наглядного показа, демонстрации, примеров его использования и т. п.

Специалисты в области обучения грамоте рекомен­дуют с этой целью широкое использование упражнений и игр, в которых бы особое внимание обращалось на слово «слово».

Гладко, плавно лился

стих, Вдруг споткнулся

и притих, Ждет он и вздыхает, Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый

путь Стих потек, как

речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко.

От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит

(тень).

Говорю я брату: Ох, С неба сыплется

горох! — Вот чудак, —

смеется брат,— Твой горох ведь это (град).

(Е. Серова. «Подскажи словечко»)

Ребята «подсказывают» нужное словечко. В другом случае им читается стихотворение, но не до конца, и дается задание—придумать, как закончить стихотво­рение.

Такого рода упражнения приводят к тому, что дети на основе остенсивных определений усваивают элемен­тарное, пока еще очень приблизительное значение сло­ва «слово». Однако даже это уже облегчает педагогу проведение словарной работы, так как упрощает «дело­вое общение» с детьми, повышает действенность мето­дических приемов, позволяет более точно формулиро­вать задания, направленные на ознакомление дошколь­ников с речью как языковой действительностью, со сло­вом как единицей речи (77).

В исследовании Г. П. Беляковой остенсивное опреде­ление слова осуществлялось с помощью специально разработанного моделирования словесного состава пред­ложения. Детям предлагалась игра «Живые слова». Вызванные педагогом дети «превращались» в слова— играли роли слов («Ты будешь словом «самолет», а ты «летит» и т. д.). Из таких «слов» составляли предло­жения, слова «меняются местами — переходят из одно­го предложения в другое». Такое моделирование направ­ляет внимание детей непосредственно на речевую действительность, отделяя ее от предметной действитель­ности. Оно позволяет ребенку выделить главные все­общие свойства речи—последовательность речевых еди­ниц (линейность) и членораздельность (дискретность). Этот метод следует широко применять в работе с шести­летками, так как он отвечает их возрастным особенно­стям.

Что характерно для звуковой стороны речи шести­летнего ребенка? Насколько овладел он к этому воз­расту правильным произношением? Как развит его фо­нематический слух?

Развитие голосового аппарата шестилетнего ребен­ка дает ему возможности правильно произносить все звуки родного языка. Но в классе встречаются дети с дефектами в речи, не произносящие отдельные звуки, например Л, Р, Ш, Ж и т. д. Причина — в недостаточ­ной подвижности мускулатуры артикуляционного аппа­рата, неправильном произношении членов семьи и т. п. Педагог, обнаружив дефекты в речи детей, должен сразу направить их к логопеду. Не следует это оттягивать. Ведь неправильное произношение будет затруднять ре­бенку и овладение грамотой.

Хотя основная группа детей-шестилеток верно про­износят все фонемы, все же работать в области звуко­вой стороны речи в этом возрасте есть над чем. Разве всегда мы довольны тем, как дети читают стихи? Выра­зительностью их речи в повседневном общении с нами и с товарищами? Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма педа­гоги с успехом используют скороговорки, потешки, по­словицы, чтение по ролям, драматизацию, слушание ска­зок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же ни­что не заменит богатой, выразительной речи самого пе­дагога. Ведь она своего рода эталон для ребенка.

Особое значение в шестилетнем возрасте приобрета­ет развитие фонематического слуха—способности вос­принимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К 6 годам на основе формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков ребенок на­чинает осваивать нормы произношения, заботиться о его правильности.

В 6 лет перед поступившим в школу ребенком вста­ет новая задача—задача звукового анализа слова. По­ложительные результаты дает здесь использование ме­тода поэтапного формирования умственных действий, предложенного известным советским психологом П. Я. Гальпериным.

Согласно этому подходу интеллектуальное действие в ходе своего формирования проходит ряд этапов, в хо де которых принимает обобщенный и сокращенный вид

Не так уж просто шестилетнему ребенку сразу в уме

определить, сколько звуков в слове «рак», «щука», «морж». Нелегко разобраться в том, почему квадратики, нарисованные под картинкой в «Букваре», означают «мак», «аист». Их рассматривание быстро надоедает. Нельзя ли здесь помочь чем-то ребенку?

Ведь можно обучение проводить так: на первом эта­пе дать ребенку карточку с изображением предмета, под рисунком—схему звукового состава названия этого предмета. В схеме должно быть столько точек, сколько звуков в слове. Кроме карточки, пусть ребенок получиг и фишки. Далее ребенок, последовательно вычленяя с помощью педагога один звук за другим, ставит фишки в первую, вторую и т. д. клеточки схемы, пока не проана­лизирует "все слово и не заполнит соответственно все клетки. Так анализировать звуковой состав ему значи­тельно легче. На следующих этапах будем постепенно убирать сначала схему звукового анализа (конечно, так выполнить задание труднее, но легче, чем в умственном плане) и, наконец, уберем фишки. В ходе такого обуче­ния максимально материализованное практическое дей­ствие становится свернутым, интериоризованным, умст­венным. Ребенок постепенно переходит от громкого про-говаривания слова к его прошептыванию и, наконец, к действию в уме.

Исследование, проведенное Л. Е. Журовой под руко­водством Д. Б. Эльконина, показало, что при таком ме­тоде формирование звукового анализа слова проходит значительно успешнее, чем при обычном способе обу­чения. При этом у детей скорее развивается фонемати­ческий слух—важнейшая основа для обучения грамоте.

К концу обучения дети усваивают звуковой анализ слова любой сложности в умственном плане. Дети на­учаются различать гласные, твердые и мягкие звуки, на­ходить ударение и переносить его с одного гласного зву­ка на другой, усваивают их различительные свойства.

Важнейшая функция речи — функция общения. Шес­тилетний ребенок, общаясь со взрослыми и сверстника­ми, применяет ситуативную, контекстную, объяснитель­ную формы речи.

Ситуативная речь, характеризующаяся сверну-тостыо, недосказанностью, жестко связана с конкрет­ной ситуацией и наиболее типична для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Но и шестилетний ре­бенок прибегает к ней. Однако в целом ситуативная речь к 6 годам свертывается, уступая место контекстной

речи, сообщению о ситуациях и явлениях, которых нет в данный момент. Ее развитие вызвано расширением кругозора ребенка, его самостоятельности, развитием потребности быть понятым вне зависимости от ситуации. Чтобы быть понятым людьми, которые не были в той ситуации, о которой ребенок хочет расска­зать, его речь должна быть связной, развернутой, ло­гичной. Отличительная ее черта—произвольность.

Вместе с тем, контекстная речь к 6 годам не вытес­няет полностью ситуативную. Ребенок прибегает то к одной, то к другой форме речи, в зависимости от харак­тера общения, его содержания. Когда речь идет о быте, он обычно прибегает к ситуативной речи, но при пере­сказе, например, прочитанного ему рассказа спонтан­ность речи снижается.

К 6 годам формируется и такая форма речи, как объ­яснительная (рассуждение, объяснение способа дейст­вия, констатация, обдумывание плана предстоящей дея­тельности и др.). Здесь уже требуется точная лексика, описывающая свойства и качества предметов, указываю­щая на время и место происходящих или минувших со­бытий. Этот вид речи отличается от простого рассказа, так как не допускает произвольного изложения содер­жания, требует определенной последовательности со­подчиненных звеньев. Этот вид речи достаточно сложен, и его развитие к 6 годам еще не завершается.

Наряду с функцией общения речь шестилетнего ре­бенка выполняет и планирующую функцию. Ее берет на себя внутренняя речь, появление которой относят к пя-ти-шестилетнему возрасту.

Усвоение грамоты в первом классе осуществляется на основе принципов, разработанных Д. Б. Элькониным. Обучение грамоте включает в себя обучение первона­чальному чтению, письму, работу по развитию речи.

Чтение рассматривается Д. Б. Элькониным как про­цесс воссоздания звуковой формы слова по его графи­ческой модели. В процессе обучения чтению ребенок должен пройти три взаимосвязанных этапа:

I. Формирование звукового анализа слов и общей ориентировки в звуковой системе языка.

II. Освоение системы гласных фонем, их обозначение буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы.

III. Освоение системы согласных фонем, их обозна­чение буквами и формирование механизма чтения.

Как воплотить эту систему в работе с шестилетками? Учителю, много лет проработавшему в начальной шко­ле, может показаться, что проблем здесь нет. Но это только на первый взгляд, до первой встречи с шестилет­ними детьми. Всего год отличает их от прежних перво­классников, но успешно используемые обычно методы здесь, с шестилетками, часто не работают.

Специфические формы и методы обучения грамоте шестилетних детей на основе метода Д. Б. Эльконина разработаны Л. Е. Журовой (42). (О некоторых из них мы уже говорили выше.) Особое внимание в них об­ращается не на достижение плавного чтения, а на овла­дение детьми звуковой стороной слова, их свободное ориентирование в словесном составе предложений.

В методике Л. Е. Журовой учитель найдет способ обучения шестилетних детей слоговому чтению. В нас­тоящее время углубленно изучается механизм перехода от чтения целым словом к чтению предложением и раз­рабатывается методика овладения им. Так, Н. С. Стар-жинской выделены следующие ступени овладения на­чальным связным чтением:

1) выработка внимания к грамматическим признакам читаемых слов и их роли в связи слов в предложении;

2) слитное чтение слова, редуцирование безударных гласных;

3) слитное чтение фонетического слова (знамена­тельного слова с примыкающими служебными или час­тицами и редуцирование последних);

4) формирование умения читать предложения с уда­рением в каждом слове;

5) объединение знаменательных (фонетических) слов в словосочетания, считывание их без двойного про-читывания;

6) .актуальное членение считываемого предложения и его последующее выразительное связное чтение.

Первые пять ступеней служат формированию у де­тей умения слитного чтения слова и плавного чтения предложения. Шестая ступень—выработке смыслового анализа предложения. В совокупности эти умения со­ставляют связное сознательное чтение. .

В исследовании Н. С. Воронцовой были выявлены оптимальные сроки обучения грамоте. Установлено, что дети дошкольного возраста обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте: дети 5 лет осо­бенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шести-

летние дети — к чтению. Итак, педагогам и родителям важно не упустить оптимальный срок обучения звуково­му анализу—5 лет, для обучения чтению наиболее бла­гоприятный (сензитивный) период—6 лет.

Письмом шестилетние дети овладевают медленнее, чем семилетние первоклассники. Ведь овладение пись­мом требует определенной физической готовности, а у шестилетнего ребенка еще отсутствует точная и тонкая координация движений, необходимая при письме, слабо развиты мелкие мышцы кисти рук, да и позвоночник еще слаб. Специалисты предостерегают: поспешность на этом этапе, слепое применение привычной методики мо­гут пагубно отразиться на здоровье детей, привести к координационному неврозу, писчему спазму, ухудшению зрения, искривлению позвоночника.

«Хорошее начало равно победе»—гласит мудрость. Поэтому начальный этап в обучении шестилетних пись­му требует немало времени и длится около двух меся­цев. Собственно обучения грамоте здесь еще нет, основ­ное внимание педагога обращено на формирование пра­вильной позы при письме; детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, са­мостоятельно работать.

На первом этапе важно развитие движений руки, их координации с глазом. Здесь помогают не только специ­альные упражнения, но и такие, которые как будто бы к письму прямого отношения не имеют, но помогают подготовить руку к письму (застегивание и расстегива-ние пуговиц, плетение, завинчивание деталей конструк­тора и т. д.). Существенную помощь в подготовке руки и глаза к письму оказывают и занятия изобразитель­ной деятельностью (о чем мы уже писали). Обучая де­тей письму, не следует торопить детей, требовать безот­рывного письма, важнее, по мнению специалистов, пра­вильное восприятие каждого элемента буквы, ритмич­ность движений.

В классе обычно бывает несколько левшей. Как быть с ними? Их не следует переучивать писать правой ру­кой, как и требовать от них наклонного письма. Таких детей лучше посадить вместе либо по одному. Забота учителя здесь будет еще и в другом—важно, чтобы де­ти не восприняли эти свои особенности как что-то пло­хое, постыдное, чтобы их товарищи так же правильно, как и учитель, относились к ним. Важно обеспечить каж­дому ребенку эмоциональное благополучие в классе.

Заказ 85

ГЛАВА XI. ВООБРАЖЕНИЕ РЕБЕНКА ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Наши рекомендации