Какие умения особенно нужны педагогам
Успешная организация умственной деятельности детей предполагает наличие определенных педагогических способностей у учителя. Каковы они? В исследовании Р. П. Безделиной разработана структура этой способности учителя начальных классов.
Компоненты способности организовать умственную деятельность младших школьников | Необходимые знания | Умения |
1. Способность учителя анализировать информацию с точки зрения выбора способа ее усвоения (на этапе подготовки к уроку) | Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, степени доступности им материала, уровня владения ими способами и приемами усвоения материала | Умение определить цели и задачи урока, выбрать соответствующий способ подачи материала |
2. Способность учителя представить мыслительный процесс ребенка при усвоении им конкретного содержания (на этапе подготовки к уроку) | Знание этапов решения мыслительной задачи, необходимых умственных действий | Умение определить последовательность необходимых умственных действий при решении задачи |
3. Способность учителя вычленить слабое звено в мыслительном процессе отдельных учеников при усвоении ими конкретного учебного содержания на уроке | Знание возрастных и индивидуальных особенностей мышления, памяти, восприя-гия, внимания учащихся | Умение предвидеть возможные затруднения на каждом этапе усвоения отдельными учениками конкретной информации |
4. Способность учителя определить психологическую причину затруднений при усвоении конкретного содержания отдельными учениками | Знание специфики учебного материала, уровня владения учениками различными умственными действиями | Умение понять психическое состояние ученика при выполнении им учебного задания |
5. Способность учителя подобрать психологически обоснованный адекватный вид коррекции для ликви- | Знание способов организации дифференцированной и индивидуальной работы с учащимися на уроке, | Умение включать ученика в активную умственную деятельность на уроке, соответствующую его |
Продолжение
Компоненты способности | ||
организовать умственную деятельность млад | Необходимые знания | Умения |
ших школьников | ||
дации имеющихся за | особенностей познава | возможностям в дан |
труднений, ошибок | тельных процессов | ный момент |
при решении учебной | каждого ученика | |
задачи | ||
6. Способность учи | Знание способов по | Умение подобрать |
теля различными спо | буждения, стимули | вопросы, задания, |
собами побуждать | рования, помогаю | вызывающие у де |
учащихся к активной | щих включить учени | тей интерес, жела |
мыслительной деяте | ка в соответствующий | ние думать, активно |
льности, включать их | вид деятельности (иг | участвовать в поиске |
в самостоятельный по | ровые приемы, сорев | решения |
иск знаний, т. е. спо | нования, применение | |
собность учителя про | оригинальных посо | |
ектировать собствен | бий, элементов зани | |
ную деятельность на | мательности, проб- | |
этапе организации ум | лемности, формиро | |
ственной деятельно | вание навыка само | |
сти детей | контроля и др.) |
По данным этого же исследования, учителя, работающие в подготовительных классах, очень низко (от 2 до 2,5 баллов по 5-балльной шкале) оценили свои способности по организации умственной деятельности шестилеток, в то время как способность доступно передать информацию детям была оценена ими значительно выше (от 4,5 до 5 баллов). Здесь есть над чем задуматься.,,
ГЛАВА V. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Специфической для шестилетнего возраста является, наряду с игровой, художественная деятельность.
Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, занимаются аппликацией, танцуют, поют, слушают сказки, изображают любимые произведения. Почему в этом возрасте так велика тяга детей к этим видам деятельности?
Исследования А. В. Запорожца, Н. С. Лейтеса и других выявили особую отзывчивость детей, находящихся на разных возрастных этапах, на окружающие воздействия. «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, оенсибильным к определенного рода воздействиям,—отмечает А. В. Запорожец,—в связи с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества».
Развитию художественных видов деятельности детей шестилетнего возраста способствует не только их доступность и привлекательность, но и определенные возрастные особенности детей: их «реактивность» на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, характерное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем. Н. С. Лейтес отмечает: «Дети вообще близки к так называемому «художественному» типу, для которого характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления».