Особенно навыки саморегуляции нужны там, где обычным для себя привычным путем мы желаемого результата достичь не можем и нам требуется подключить к задаче дополнительные ресурсы

В этой книге — система персонального развития, обучаясь по которой, вы обретаете способность снимать «зажатость», начинаете лучше осознавать себя, свои цели и понимаете, как их достичь. Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие. Это относится ко всем, и в первую очередь к педагогам, которые являются для ученика не только источником знаний, но и живым воплощением мира, к которому ведут своим обучением. Входя в класс и не излучая обаяния, трудно рассчитывать на успех урока. И это не зависит от того, как много вы знаете о том, как лучше провести урок. Потому что для того, чтобы делать то, что вы понимаете, нужен внутренний баланс, обеспечивающий гармонию между достижениями ума и состоянием души.

Пример. Все, например, знают, что мир лучше войны, что лучший способ выживания людей — это сотрудничество! И что на конфликте ничего не построишь! А все равно идут войны, происходят конфликты! Все, например, знают, что доброжелательность и ободряющая улыбка решают подчас больше, чем самая хитроумная дипломатия! Но все также хорошо знают, как трудно улыбнуться даже соседу, если у вас всю ночь болел зуб, а с утра — тяжелая голова!

Внутренняя дисгармония создает и жизненные проблемы, определяет ваши удачи и неудачи.

Баланс.

Ведь как хорошо, когда ты прекрасно выспался, когда в душе у тебя праздник, когда ты идешь, например на урок, с чувством, что тебя ждут, что ты — полезен! Как хорошо, когда ты — творец! Когда ты — дарующий!

В этом состоянии гармонии, состоянии творца ты и любую реплику, даже самую колкую фразу ученика умело превращаешь в точку опоры, удачно используешь для лучшего ведения урока. В этом состоянии творца ты чувствуешь всех целостно, как мать. И даже на обидное слово не обижаешься. Думаешь: «Может быть, он не выспался, любви недополучил, а может быть, и голоден...». И тебе хочется ему помочь.

Но если нет баланса, любая реплика — искра. И ты еще больше теряешь равновесие, забываешь, что должен быть полезен, начинаешь защищаться, самоутверждаться, в тебе растет раздражение, ты можешь накричать, сказать обидные слова. А зачем? Разве кто услышит тебя, когда ты раздражен? Нас слышат тогда, когда в нашем голосе есть сигналы любви, сотрудничества, поддержки, помощи. И никому мы не нужны, когда кричим, потому что чем громче голос, тем меньше вслушиваются в смысл сказанного.

Когда мы нервные, мы — дети

Вы слышите меня?!

Или не слышите?!

Я вам говорю!

Я вам кричу!

Когда кричу — как маленький, как дети,

Как в колыбели я кричу!

А рядом с нами — голос твой,

такой же громкий и пустой!

Глас вопиющего в пустыне!

Бегущий по коротким по волнам,

По головам и по ногам

И возвращающийся к нам!

Который слышит только мама.

И только мама рядом с нами.

Навек привязанная к нам.

Скажи себе: Я — Солнце! А что можно сделать такого особенного с помощью этого метода? А что нам мешает жить? Нам мешает жить то, что мы боимся себя и друг друга.

Вот я, например, иду к вам и волнуюсь: как примете, как получится, не провалюсь ли?

И всякий раз при встрече с Неизвестностью мы напряжены, мы защищаемся, самоутверждаемся, мы, как солдаты на фронте, как будто на нас только нападают, мы как чужие.

Может быть, эту неуверенность в себе мы вынесли из детства, когда нас чаще одергивали, чем хвалили за хорошие поступки. И это не потому, что кого-то, может быть, недолюбили. Просто у детей много энергии, много «почему», и дети часто слышат: «Этого нельзя, того нельзя!». Или эта - неуверенность в себе возникает потому, что мы всех судим по себе? Я, например, Думаю, что все жутко заняты и что я никому не нужен! Потому что я сам жутко занят!

И этот комплекс неуверенности в себе я, взрослый, и преодолеваю разумом — иду и говорю себе: «Я иду, чтобы помочь, я полезен, значит, я нужен, значит, я хороший, я Солнце!»

А для того чтобы найти согласие с самим собой, соединить достижения ума с состоянием души, я вспоминаю освоенное во время тренировки с Ключом это «соединяющее» состояние внутренней гармонии. Мое оптимальное состояние. Мой камертон для самонастройки.

И на душе вдруг теплеет. Может, это нескромно говорить себе: «Я — хороший, я — Солнце?»

А что, было бы лучше, если бы я чувствовал себя серым камнем, лежащим у вас на дороге?

Различие между культурами Запада и Востока и России между ними, проблема родителей.

Что есть свобода?

Свобода внешняя и свобода внутренняя не есть одно и то же. Иначе «свободные» американцы не создали бы себе армию психоаналитиков.

Тогда как Запад занимался внешним раскрепощением человека, Восток был озабочен его внутренней свободой.

С точки зрения геополитической структурной психофизиологии, внимание западного человека направлено вовне, он ищет себе опору во внешней деятельности, его свобода — это свобода выбора, это доминанта материальных ценностей, а внимание человека Востока направлено в себя, он ищет Вселенную в себе, его свобода — это свобода воли, это доминанта духовных ценностей.

В России, перекрестье между Западом и Востоком, происходит поиск баланса между внутренней и внешней свободой человека, качание «маятника» между доминантой материальных и духовных ценностей, и поэтому — переписывание своей истории каждый раз заново.

Западное общество потому и создало институт демократии, потому что внимание человека Запада направлено вовне. Внутренний контакт с самим собой человек Запада делегировал обществу и осуществляет через общество. Получил, например, американец «тяжелое» письмо, идет к своему психоаналитику, спрашивает?, нормально ли то, что он в депрессии.

- Тяжелое письмо? — спрашивает психоаналитик.

- Да, тяжелое!

- Ну, тогда это нормально! — говорит психоаналитик.

- Раз, нормально, значит, о'кей!

И так успокаивается.

Между человеком Запада и его внутренним состоянием стоит общество, общество принимает законы, члены общества этими законами пользуются и считают себя при этом свободными. Надо знать специфику культур. Например, россиянин, читающий про «летающих йогов» в Индии, должен знать, что в книгах на Востоке имеется в виду летать не в прямом смысле, а «летать внутри себя». Механическое копирование моделей Запада и Востока в России приводит к «раздвоению личности» россиян.

Часть людей при этом превращается в так называемых бизнесменов, критерием истины для которых являются материальные ценности, а часть — в так называемых экстрасенсов, подверженных очарованию идей о «сверхспособностях» на основе практик духовного опыта.

Родители при этом не знают, на какие ценности ориентироваться при воспитании детей, так как человеку с идеалами выживать в условиях социального кризиса трудно, а против воспитания циничных «бизнесменов» протестует нормальный родительский инстинкт. И правильно протестует родительский инстинкт.

Потому что человек есть в своей основе единая духовно-физическая сущность, и ему одинаково важны как свобода выбора, так и свобода воли, как свобода внешняя, так и свобода внутренняя. Найти баланс между материальными и духовными ценностями — историческая миссия России, ее вклад в мировую культуру. Уметь находить в себе баланс — необходимость для каждого человека. Исключительная ценность России в мире и ее возможность интенсивного качественного развития — в осознании своей ведущей роли как творческого посредника между культурами Запада и Востока.

Потому что ни доминанта материальных ценностей, ни доминанта духовных ценностей, необходимых для устойчивого развития, сами по себе в отдельности не могут быть опорой всему человечеству. России свойственно быстро обучаться. Большинство россиян уже испытали, в частности, и методы релаксации, и медитации, ознакомились с НЛП и аутотренингом, научились критично относиться к так называемым экстрасенсам и гипнотизерам, уже осознав, что ждать чудес не приходиться, что надо рассчитывать на себя, уметь самостоятельно управлять своим состоянием. И поэтому именно в России создан метод Ключ, работающий на новых качественных принципах и доступный для каждого.

Наши рекомендации