Обоснованное определение показателей, подлежащих сбору.

Наряду с правильным выбором объектов исследования большую роль при организации сбора информации в ТП (ТО) играет определение показателей, подлежащих сбору. Эта работа проводится в несколько этапов.

1) На первом этапе разрабатывается перечень всех исходных показателей по каждому изучаемому вопросу. При этом важно разграничивать показатели первичной информации и вторичной (первичная – это исходная информации, вторичная – аналитическая, полученная из исходной). Например, аналитический показатель «товарооборот на 1 м2 торговой площади» основан на двух исходных показателях – «объем товарооборота торгового предприятия» и «размер торговой площади магазина».

2) На следующем этапе составляется сводный перечень всех исходных показателей по теме. При этом исходные показатели, необходимые для изучения отдельных вопросов, подвергаются логическому анализу с точки зрения их повторяемости, взаимосвязи и возможности получения дальнейших аналитических показателей.

3) На третьем этапе определяются источники информации по каждому показателю. При этом выясняется, какие показатели могут быть получены по статистическим данным, по материалам исследований других авторов и т.п., а какие исходные показатели необходимо получить в процессе обследования ТО.

Разработка методик получения отдельных показателей.

Одна из наиболее ответственных задач при сборе информации в торговой организации - разработка методик получения отдельных показателей, которая определяется в первую очередь степенью сложности поставленной задачи.

В связи с этим, все подлежащие сбору в ТП исходные показатели классифицируют следующим образом:

- показатели, получаемые по данным статистической отчетности и бухгалтерского учета (например, объем товарооборота, сумма издержек обращения, сумма прибыли, размер торговой площади и др.);

- показатели, получаемые путем «натурного» обследования предприятия (например, тип здания, режим работы, количество расчетных узлов, этажность и др.);

- показатели, получаемые путем проведения специальных обследований (например, затраты времени покупателей на совершение покупок, структура рабочего времени отдельных категорий работников, количество обслуженных покупателей в отдельные часы торговли, оценки и предпочтения покупателей и др.).

1) Наименее трудоемким является сбор показателей, отражаемых бухгалтерским учетом или статистической отчетностью. При сборе этих показателей необходимо определить источник получения показателей (книга учета или другая форма отчетности), период, за который производится сбор показателей (для системы показателей он должен быть сопоставимым), единицу измерения. Например, при сборе показателя «объем товарооборота магазина» необходимо указать, по данным какой формы он берется (3-торг и др.), определяется ли он за месяц, квартал или год, выражается в руб. или в тыс. руб. и т.д.

Несколько более трудоемким является сбор показателей путем «натурного» обследования.

Например, при исследовании фактического режима работы ТП отражаются показатели: часы открытия и закрытия магазина, начала и окончания обеденного перерыва, количество выходных дней и т.п. Если за отчетный период режим работы менялся, то данные берутся за большинство рабочих дней ТП в отчетном периоде.

Период сбора показателей «натурного исследования» должен быть аналогичен периоду, за который собираются показатели статистической отчетности или бухгалтерского учета (для того, чтобы результаты были сопоставимы).

3) Наиболее трудоемок сбор показателей путем проведения специальных исследований. В основу разработки методики получения показателей при этом должны быть положены: определение путей сбора показателей (хронометражные замеры, фотографии рабочего дня, анкетный опрос, кино- или фотосъемка и т.д.), четкая классификация изучаемых процессов, определения количества наблюдений, позволяющего дать достоверное представление о каждом процессе или изучаемом вопросе и т.п.

Например, затраты времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине намечено исследовать путем хронометражных замеров. С этой целью проведена следующая классификация основных видов затрат времени:

- ожидание консультации (от момента подхода к продавцу-консультанту до начала консультации);

- ожидание расчета (от момента подхода к расчетному узлу до начала расчета);

- ожидание получения товара (от момента подхода к столу выдачи товаров или к продавцу с чеком до получения покупки).

Замеры намечено провести в различных секциях ТП (по 50 замеров в каждой секции). Для изучения максимальных показателей затрат замеры проводят в часы « пик », т.е. в период наиболее интенсивного покупательского потока в магазине.

Особое место в специальных обследованиях занимают анкетные или устные опросы покупателей отдельно взятого торгового предприятия или нескольких ТП, торгующих аналогичными товарами (форма анкеты приведена в Приложении 1).

3.5. Правильное документальное оформление данных исследования.

Сбор информации в ТП (ТО) связан с ее правильным документальным оформлением (формы научных документов были даны в разделе 2.1: это текстовые, графические документы: схемы, чертежи, графики; аудиовизуальные: фотографии, звукозаписи, видеофильмы и др.).

Наши рекомендации