Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Г.А. Гореликова
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное пособие
Кемерово 2003
УДК: 167 /168 (075)
Печатается по решению Редакционно-издательского Совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Рецензенты:
Доцент Кемеровского института (филиала) РГТЭУ,
к.т.н. О.С. Габинская,
Доцент ИПК, к.б.н. А.Ю. Игнатова.
Основы научных исследований: Учебное пособие /
Г.А. Гореликова. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2003. – 52 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Основы научных исследований» и предназначено для студентов специальности 351100 заочной формы обучения. В нем даны основные термины и понятия в области научных исследований. Более подробно рассмотрены вопросы научных исследований в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров.
Ил. 1, библ. назв. 13
1401000000
У 50(03)-03
ISBN 5-89289-223-9
Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности, 2003
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие к выполнению самостоятельной и контрольных работ по курсу «Основы научных исследований» предназначено для студентов специальности 351100 – «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения.
Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с основными понятиями в области научных исследований, организацией УИРС и НИРС, подготовка к выполнению курсовой и дипломной работ.
Программа базируется на знаниях, полученных студентами при изучении фундаментальных курсов химии, биохимии, физики, микробиологии, специальных дисциплин: теоретических основ товароведения и экспертизы, товароведения и экспертизы однородных групп продукции и др.
В теоретической части пособия рассмотрены термины и определения, виды и направления научных исследований применительно к товароведению и экспертизе продовольственных товаров, основные изучаемые объекты и процессы, современные средства и методы, используемые в ходе исследований; дана структура научного исследования и порядок его выполнения.
В результате изучения дисциплины студенты должны ознакомиться с методическим подходом к научному исследованию; приобрести навыки работы с библиотечными каталогами, научной литературой. Студенты должны знать основные направления исследований в области товароведения и экспертизы, уметь выбрать тему исследования, организовать эксперимент, обосновать выбор методов исследования, проанализировать и оформить полученные результаты.
Учебным планом по данному курсу предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. В процессе изучения теоретического материала студенты заочной формы обучения выполняют 1 контрольную работу. По окончании изучения дисциплины студенты сдают зачет.
Данное учебное пособие включает теоретический материал, который могут использовать студенты всех форм обучения, и контрольные вопросы; практическое руководство к выполнению самостоятельной и контрольной работ для студентов заочной формы обучения; задание по контрольной работе и указания по его выполнению.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
К глобальным проблемам можно отнести проблему войны и мира. Национальные проблемы – это те, которые характерны для всей страны в целом: проблема безработицы, распространения наркомании, демографические проблемы (снижение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни) и т.д. Региональные проблемы для населения Кузбасса – экологическое неблагополучие, высокий уровень отдельных видов заболеваний (онкологических, патологии щитовидной железы) и т.д.
Отраслевые проблемы – те, которые можно отнести к отдельной отрасли промышленности, например, проблемы пищевой промышленности. Межотраслевые проблемы являются общими для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и др. Например, проблема качества и безопасности сырья для производства пищевых продуктов относится и к сельскому хозяйству, и к пищевой промышленности.
При выборе проблемы, с целью разрешения которой планируется выполнение научного исследования, важно уметь отличать научные проблемы отпсевдопроблем(мнимых, ложных проблем). Наибольшее количество псевдопроблем связано с недостаточной информированностью научных работников, поэтому иногда возникают проблемы, целью которых оказываются ранее полученные результаты. Это приводит к напрасным затратам средств и труда ученых.
Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследования по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы.
Под научными вопросами обычно понимают мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.
Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Направление исследования часто определяется спецификой научного учреждения, отрасли науки, в которых работает исследователь. Поэтому выбор научного направления часто сводится к выбору отрасли науки, в которой он желает работать. Конкретизация же направления исследования является результатом изучения состояния производственных запросов общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени.
При выборе проблемы и темы научного исследования сначала на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, устанавливается их актуальность.
Каждая тема исследования должна отвечать следующим требованиям: а) быть актуальной (актуальность - важность, необходимость скорейшего разрешения); б) иметь научную новизну (т.е. должна вносить вклад в науку); в) иметь практическую значимость; г) быть экономически эффективной. Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете или на значимости темы исследования для престижа отечественной науки.
Важной характеристикой темы является возможность быстрого внедрения результатов в производство. Особо важно обеспечить широкое внедрение результатов не только на предприятии заказчика, но, например, в масштабах отрасли.
Патентная документация – совокупность документов, содержащих сведения об открытиях, изобретениях и других видах промышленной собственности, а также сведения об охране прав изобретателей. Патентная информация обладает высокой степенью достоверности, так как подвергается тщательной экспертизе на новизну и полезность.
Первичные непубликуемые документы могут быть размножены в необходимом количестве экземпляров и пользоваться правами изданий: научно-технические отчеты, диссертации, депонированные рукописи, научные переводы и др. (рукописи не относятся к научным документам, т.к. являются промежуточным этапом полиграфического процесса).
Наибольший интерес для товароведов представляет такой источник информации, как торговое предприятие (организация), т.к. исходный материал может быть подчинен целям и задачам исследования, надо только уметь правильно извлечь нужную информацию.
При организации сбора информации в торговых предприятиях (организациях), следует обратить внимание на следующие моменты:
- правильный выбор объектов исследования;
- обоснованное определение показателей, подлежащих сбору;
- разработку методик получения отдельных показателей;
- правильное документальное оформление данных исследования.
3.2. Выбор объектов исследования: количественные и качественные требования.
Одним из основных требований, предъявляемых к выбору объектов исследования, является обеспечение достаточной количественной представительности. Количественная представительность объектов исследования определяется с помощью специальных формул, основанных на различной степени достоверности соответствия полученных данных данным генеральной совокупности. В частности, количественная представительность торговых предприятий – объектов исследования – может быть рассчитана по формуле бесповторной выборки:
n = | N t2 s2 N m2 + t2 s2 | , где |
n – объем выборки,
N – объем генеральной совокупности,
t – кратность средней ошибки выборки,
m – допустимая относительная ошибка выборки,
s2 – дисперсия признака.
К объектам исследования также предъявляются и определенные качественные требования, которые определяются задачами исследования.
Задачи могут быть классифицированы следующим образом:
1. С точки зрения направленности исследования полученная информация должна быть использована:
а) для общей характеристики деятельности предприятия;
б) для разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (полученных другими предприятиями, успешно осуществляющими свою деятельность на рынке города);
в) для прогнозирования отдельных показателей.
2. С точки зрения глубины и широты исследования полученная информация должна:
а) охватывать все основные стороны деятельности торгового предприятия;
б) исчерпывающе охватывать отдельные стороны деятельности предприятия.
Если полученную информацию намечено использовать для характеристики общей деятельности торгового предприятия (п. 1.а), то выбранные объекты исследования должны по своим параметрам соответствовать в среднем аналогичным параметрам всей генеральной совокупности. Перечень таких параметров определяется степенью их влияния на динамику исследуемых показателей.
Например, при изучении эффективности использования торговой площади в магазинах города объекты исследования должны обеспечивать представительность магазинов с точки зрения различных форм специализации, размеров торговой площади, применяемых методов продаж. По этим показателям выбранные объекты должны в среднем соответствовать показателям всех торговых предприятий города.
Если полученную информацию намечено использовать для разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (п. 1.б), то сначала проводится предварительный анализ ряда основных показателей, а затем отбираются для обследования те предприятия, которые имеют показатели не ниже среднепрогрессивных по торговому предприятию, городу, области и т.д.
Если полученная информация должна быть использована для прогнозирования отдельных показателей – п. 1.в), то для исследования выбираются такие магазины, которые получают наибольшее распространение в прогнозируемом периоде. Немаловажную роль при этом играет правильный подбор предприятий по формам специализации, размерам, методам продажи, типам зданий, результатам хозяйственной деятельности.
Например, при прогнозировании потребности в оборудовании ТП должны быть подобраны крупные универмаги, универсамы, супермаркеты, гастрономы, применяющие современные методы продажи и имеющие высокий уровень механизации трудового процесса (например, штриховое кодирование реализуемых товаров).
Если исследования связаны с анализом всех основных сторон деятельности ТП, т.е. носят комплексный характер (например, разработка рекомендаций по снижению уровня издержек обращения, повышению эффективности использования торговых площадей и др.), то одним из требований к выбору объектов является наличие в ТП данных бухгалтерского учета и статистической отчетности. Это позволяет без особой трудоемкости собрать и привлечь к исследованию более широкий круг взаимосвязанных показателей.
Одна из наиболее ответственных задач при сборе информации в торговой организации - разработка методик получения отдельных показателей, которая определяется в первую очередь степенью сложности поставленной задачи.
В связи с этим, все подлежащие сбору в ТП исходные показатели классифицируют следующим образом:
- показатели, получаемые по данным статистической отчетности и бухгалтерского учета (например, объем товарооборота, сумма издержек обращения, сумма прибыли, размер торговой площади и др.);
- показатели, получаемые путем «натурного» обследования предприятия (например, тип здания, режим работы, количество расчетных узлов, этажность и др.);
- показатели, получаемые путем проведения специальных обследований (например, затраты времени покупателей на совершение покупок, структура рабочего времени отдельных категорий работников, количество обслуженных покупателей в отдельные часы торговли, оценки и предпочтения покупателей и др.).
1) Наименее трудоемким является сбор показателей, отражаемых бухгалтерским учетом или статистической отчетностью. При сборе этих показателей необходимо определить источник получения показателей (книга учета или другая форма отчетности), период, за который производится сбор показателей (для системы показателей он должен быть сопоставимым), единицу измерения. Например, при сборе показателя «объем товарооборота магазина» необходимо указать, по данным какой формы он берется (3-торг и др.), определяется ли он за месяц, квартал или год, выражается в руб. или в тыс. руб. и т.д.
Период сбора показателей «натурного исследования» должен быть аналогичен периоду, за который собираются показатели статистической отчетности или бухгалтерского учета (для того, чтобы результаты были сопоставимы).
3) Наиболее трудоемок сбор показателей путем проведения специальных исследований. В основу разработки методики получения показателей при этом должны быть положены: определение путей сбора показателей (хронометражные замеры, фотографии рабочего дня, анкетный опрос, кино- или фотосъемка и т.д.), четкая классификация изучаемых процессов, определения количества наблюдений, позволяющего дать достоверное представление о каждом процессе или изучаемом вопросе и т.п.
Например, затраты времени покупателей на ожидание обслуживания в магазине намечено исследовать путем хронометражных замеров. С этой целью проведена следующая классификация основных видов затрат времени:
- ожидание консультации (от момента подхода к продавцу-консультанту до начала консультации);
- ожидание расчета (от момента подхода к расчетному узлу до начала расчета);
- ожидание получения товара (от момента подхода к столу выдачи товаров или к продавцу с чеком до получения покупки).
Замеры намечено провести в различных секциях ТП (по 50 замеров в каждой секции). Для изучения максимальных показателей затрат замеры проводят в часы « пик », т.е. в период наиболее интенсивного покупательского потока в магазине.
Особое место в специальных обследованиях занимают анкетные или устные опросы покупателей отдельно взятого торгового предприятия или нескольких ТП, торгующих аналогичными товарами (форма анкеты приведена в Приложении 1).
3.5. Правильное документальное оформление данных исследования.
Сбор информации в ТП (ТО) связан с ее правильным документальным оформлением (формы научных документов были даны в разделе 2.1: это текстовые, графические документы: схемы, чертежи, графики; аудиовизуальные: фотографии, звукозаписи, видеофильмы и др.).
В исследованиях, связанных со сбором информации в торговой организации, особое место занимают табличные информативные документы. Эти документы могут быть разработаны в виде раздельной или сводной табличных форм (табличные формы лучше продумать и заготовить заранее).
В том случае, если перечень изучаемых показателей по обследуемым предприятиям или организациям сравнительно небольшой, целесообразно их собирать в единой табличной форме (образец формы сбора показателей приведен в Приложении 2). Если же круг показателей обширный, то возможна разработка нескольких табличных форм – при этом группировка показателей производится на основе отдельных вопросов (разделов) темы или на основе характеристики отдельных сторон деятельности организации (например, сводная таблица по ассортименту одной из групп товаров, реализуемых ТО).
Первичная информация экономического характера подвергается статистической обработке. Статистическая обработка позволяет не только выявить количественные связи, но и повышает их достоверность, создает базу для последующего анализа.
Обычная обработка результатов многофакторного процесса (к которым относится процесс торговли) начинается с определения существования связи между фактором и откликом (корреляционный анализ), а затем и определение функциональной зависимости этой связи (регрессионный анализ).
Фактор – это измеримая величина, принимающая в некоторый момент некоторое определенное значение и соответствующая одному из возможных способов воздействия на объект. Каждый фактор имеет определенную область изменения, которая ограничена экономическими условиями.
При проведении факторного анализа большую помощь оказывает построение динамических рядов и графиков. Динамический ряд представляет собой последовательность значений экономического показателя во времени. Различают интервальный ряд со значениями показателя за определенные промежутки времени (например, товарооборот по месяцам) и моментный ряд, где значения показателя могут приводится только на определенные даты (например, численность работников).
Предварительная обработка динамических рядов для последующего их анализа и сопоставления заключается в вычислении относительных чисел и графическом их изображении. Графическая обработка материала позволяет не только представить результаты исследования в наглядной форме, но и определять эмпирические соотношения между величинами.
Если на графике ясно заметно изменение уровня динамического ряда, то представляет интерес его «выравнивание» и определение «тренда» – кривой, характеризующей общую тенденцию изменения динамического ряда (др. методы рассматриваются в курсе статистики).
Выдвигая те или иные предложения, исследователь должен определить их эффективность. Если речь идет о внедряемой технологии, организации торговли, системе управления и т.д., необходимо учесть не только их положительный эффект, но и рассчитать и сопоставить с этим эффектом объем связанных с их внедрением затрат – трудовых, материальных и денежных. Без такой оценки невозможно будет определить степень реальности проведения и окупаемости предлагаемого мероприятия.
Разрабатывая экономическое обоснование предложений, необходимо обращать внимание на 2 момента:
- во-первых, наряду с прямым эффектом осуществления предлагаемых рекомендаций следует учитывать и косвенный эффект. Например, внедрение новой методики планирования может относительно сократить численность плановых работников;
- во-вторых, наряду с экономическим эффектом следует определять и эффект внеэкономический (социальный и др.). Например, совершенствование системы стимулирования труда в торговле способствует закреплению кадров торговых работников, позволяет повысить культуру обслуживания покупателей и т.п. Прямое сопоставление затрат с эффектом в этом случае неосуществимо, поскольку они выражаются в разных показателях, окончательное решение в этом случае может быть принято только на основании экспертных оценок широкого круга компетентных лиц. Дело исследователя – выявить преимущества предлагаемой им рекомендации и ее слабые места.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные источники научной информации в товароведении и экспертизе.
2. На что следует обратить внимание при подготовке к сбору информации в торговой организации ?
3. Выбор объектов исследования в торговой организации: качественные и количественные требования.
4. Как определить показатели, подлежащие сбору в торговой организации ?
5. Разработка методик получения отдельных показателей.
6. Перечислите этапы обработки и анализа материалов, собранных в торговых организациях.
7. Расскажите, как правильно документально оформить полученные данные.
8. Статистическая обработка информации экономического характера.
9. Обоснование выводов и практических рекомендаций.
10. Расскажите об экономическом обосновании предложений, приведите примеры прямого эффекта, косвенных и социальных эффектов.
ТЕМА 4. ЭТАПЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
4.1. Выбор темы научного исследования.
По результатам данного этапа составляется обзор литературы или оформляется реферат (статья или другой вид публикации). При его написании следует следить за тем, чтобы цитаты и данные, взятые из разных источников, были логически связаны между собой, чтобы не нарушалась последовательность изложения. Следует тщательно проверять правильность написания цифр и формул.
Данный этап очень важен для научного исследования, так как позволяет изучить историю вопроса и ознакомиться с современным состоянием проблемы, помогает исследователю ориентироваться в выбранной теме. На данном этапе определяется наиболее актуальное и перспективное направление исследований в рамках выбранной темы.
Первые 2 этапа («Выбор темы научного исследования» и «Поиск и анализ литературных данных») взаимосвязаны друг с другом и часто выполняются параллельно. Иногда первый этап предшествует второму: то есть сначала проводится анализ имеющихся литературных данных, в результате чего определяется проблема и формулируется тема, в рамках которой предстоит выполнить исследование. Такой порядок возможен для более самостоятельных ученых (аспирантов, научных сотрудников и т.д.).
4.3. Выбор и обоснование методов исследования: критерии выбора метода исследования; методы, используемые при научном исследовании в товароведении и экспертизе.
Данный этап - выбор и обоснование методов исследования (теоретических, экспериментальных и т.д.) - очень важен, т.к. правильный выбор метода повышает эффективность исследования, а устарелый или не отработанный метод может обесценить полученные результаты. Неправильный выбор метода может привести к необходимости повторного выполнения работы.
Важные критерии выбора метода исследования – эффективность, надежность метода, простота, ясность и доступность. Если используется не общепринятая методика исследования (разрабатывается экспресс-метод или адаптируется методика, взятая из методов исследования другой группы продуктов), то необходимо также провести исследования с помощью стандартных методов, чтобы подтвердить точность и достоверность полученных результатов.
При выполнении научных исследований в товароведении и экспертизе используют стандартные методы: органолептические, физические, химические, микробиологические и др. Выбор конкретных методов зависит от того, какой именно пищевой продукт анализируется.
Ø Органолептические методы – методы определения показателей качества с помощью органов чувств. К недостаткам данных методов относят субъективизм, относительное выражение результатов органолептического анализа в безразмерных величинах (цвет – зеленый, красный и т. п.; вкус – сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т. п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов.
К достоинствам относятся доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях.
В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяются на пять групп: визуальный (метод, основанный на восприятии внешнего вида и/или цвета объекта с помощью зрения), осязательный (основан на восприятии консистенции или состояния поверхности с помощью тактильных ощущений), обонятельный (основан на восприятии запаха с помощью рецепторов обоняния), вкусовой (основан на восприятии вкуса с помощью вкусовых рецепторов) и аудиометод (основан на восприятии звуков органом слуха – редко применяется для пищевых продуктов).
Ø Инструментальные методы.
При товароведной оценке жидких продуктов (молока, сока, безалкогольного напитка) определяют полноту налива или объем с помощью стеклянных колб с градуированной горловиной. Для твердых и сыпучих продуктов применяют взвешивание с помощью технохимических весов. Полученные отклонения массы или объема продукта сравнивают с допустимыми.
Для большинства пищевых продуктов нормируются такие показатели, как содержание сухих веществ (или массовая доля влаги), для многих продуктов - активная или титруемая кислотность. В продуктах с высокой влажностью содержание сухих веществ определяют с помощью рефрактометра. Метод основан на измерении показателя преломления жидкого анализируемого вещества (или его раствора). Для продуктов с небольшой влажностью используют метод высушивания продукта до постоянной массы.
Активную кислотность (рН) измеряют с помощью индикаторной бумаги или, более точно, с использованием рН-метра (или любого иономера), к которому присоединяют измерительный электрод и электрод сравнения, погружаемые в анализируемый раствор.
Титруемую кислотность определяют посредством титрования исследуемого раствора раствором щелочи заданной концентрации.Записывают объем, пошедший на титрование. Иногда (если это требуется) производят пересчет на процентное содержание кислоты (лимонной, винной и др.).
Широко применяются при определении содержания белка, витаминов и многих других соединений фотоколориметрия и спектрофотометрия. Данные методы анализа основаны на измерении интенсивности света, прошедшего через исследуемый раствор (окрашенный или неокрашенный) при заданной длине волны. При использовании этих методов содержание искомого вещества находят по калибровочному графику, построенному по стандартным растворам известной концентрации.
Используются и другие методы исследования в зависимости от того, какие показатели анализируются. Например, метод определения содержания спирта (используется при изучении алкогольных напитков), метод определения массовой доли углекислого газа (при анализе газированных напитков) и т.д.
В области товароведения и экспертизы используются также другие методы исследования, широко применяемые студентами, аспирантами и преподавателями кафедры биотехнологии, товароведения и экспертизы пищевых продуктов КемТИПП:
Ø Метод социологического опроса потребителей.
Целью данного исследования является изучение потребительских предпочтений в отношении товаров, реализуемых на продовольственном рынке города, области и т.д.; изучение мнения покупателей по отношению к работе отдельно взятого торгового предприятия и т.д. Социологический опрос проводится методом интервьюирования или анкетирования респондентов. Пример анкеты приведен в приложении 1.
Ø Методы изучения фактического питания различных групп населения.
Целью данного исследования является получение сведений о степени полноценности и сбалансированности рационов питания различных групп населения, выявление глубины и распространенности дефицита отдельных компонентов пищи, необходимых для организма человека. Используется 2 метода в зависимости от объекта исследования: метод обработки меню-раскладок организованных коллективов и метод обработки анкет, самостоятельно заполняемых опрашиваемыми (в течение определенного периода: недели, месяца и т.д.). Обработка данных может проводиться самостоятельно или с применением компьютерной программы «Фактическое питание», разработанной на кафедре БТиЭПП КемТИПП.
Ø Метод оценки профилактической эффективности пищевых продуктов специального назначения.
Данный метод используют в случае разработки нового пищевого продукта лечебно-профилактического назначения (например, йодированного, витаминизированного, обогащенного железом и т.д.). Могут приняться клинические исследования на лабораторных животных (лабораторных крысах, мышах) или натурные наблюдения на отдельной группе населения (членах организованных коллективов или добровольцах), в рацион которых включают разработанный продукт в течение определенного периода времени (месяца и более). Измеряют определенные показатели, по которым можно судить о профилактическом эффекте продукта (например, обеспеченность организма витаминами и т.п.), до проведения эксперимента и по его окончании.
4.4. Выполнение теоретического исследования: цель и основные стадии теоретического исследования. Понятие о гипотезе, требования, предъявляемые к ней.
Решение задач начинается с формулирования центрального вопроса, определяющего четкое направление исследования. Это создает возможность для формулирования гипотезы, как первого возможного ответа на центральный вопрос.
Гипотеза – предположение, для выдвижения которого уже имеется достаточное количество данных, однако недостаточных для превращения предположения в достоверное утверждение об объекте.
К выдвигаемой гипотезе предъявляется ряд требований: а) при построении гипотезы следует учитывать все ранее установленные в науке законы; б) гипотеза должна быть проверяемой; в) не должна иметь противоречий; г) должна объяснять все те факты, для объяснения которых она выдвигается; д) гипотеза должна строиться по принципу наиболее возможной простоты (чем проще, тем лучше).
Теоретические исследования включают: анализ физической сущности предмета, явлений; формулирование гипотезы исследования; разработка физической модели; проведение математического исследования; анализ теоретических решений; формулирование выводов. В технических науках необходимо стремиться к математической формализации (выражению в виде формул) выдвинутых гипотез и выводов.
Простейшим примером теоретического исследования может служить литературный поиск и написание обзора литературы, реферата, обзорной статьи теоретического характера.
4.5. Выполнение экспериментального исследования: цель и организация эксперимента; виды экспериментов, используемых в товароведении и экспертизе. Соблюдение техники безопасности при выполнении лабораторного эксперимента.
Основной целью экспериментальных исследований является выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе – широкое и глубокое изучение темы научного исследования.
Перед организацией экспериментальных исследований разрабатываются задачи, выбираются методика и программа эксперимента. Его эффективность существенно зависит от выбора средств измерений. При решении этих задач необходимо руководствоваться инструкциями и ГОСТами.
Затем составляется рабочий план, в котором определяются объем экспериментальных работ, методы, оборудование и сроки, в течение которых должна выполняться работа.
Основой любого эксперимента является научно поставленный опыт с точно учитываемыми условиями. Существует несколько классификаций эксперимента. По структуре изучаемых объектов и явлений различают простые и сложные эксперименты; по числу варьируемых факторов – однофакторные и многофакторные; по организации проведения исследования различают лабораторные, натурные, производственные и т.д. Лабораторный эксперимент проводят в лабораторных условиях с применением типовых приборов, установок и т.д. Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец. При проведении лабораторных исследований нужно помнить, что должно быть несколько параллельных проб (2-5), чтобы получить более точные результаты путем усреднения результата. При выполнении эксперимента необходимо вести лабораторный журнал, куда тщательно заносят время и условия проведения эксперимента, все полученные результаты, их математическую обработку. Однако лабораторный эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса. Поэтому может возникнуть необходимость проведения натурного эксперимента. Натурный эксперимент проводят в естественных условиях и на реальных объектах (проведение социологического опроса и других маркетинговых исследований, изучение профилактической эффективности лечебно-профилактического продукта и т.д.).
Соблюдение техники безопасности при выполнении лабораторного эксперимента (Общие требования безопасности).
К работе в лаборатории допускаются лица, прошедшие инструктаж по безопасным методам работы в лаборатории и пожарной безопасности. Студенты выполняют лабораторные исследования только в присутствии руководителя или лаборанта.
Любые работы в лаборатории надо выполнять точно, аккуратно, не допуская поспешности и беспорядочности. На рабочем столе могут находиться только необходимые в данный момент приборы и оборудование. К работе в лаборатории можно приступать только в том случае, если все её этапы понятны и не вызывают никаких сомнений. При возникновении каких-либо неясностей следует обратиться к руководителю (преподавателю). Работы, связанные с повышенной опасностью, необходимо проводить под непосредственным наблюдением лаборанта или руководителя.
Любую работу в исследовательской лаборатории студенты должны выполнять в халате. Для индивидуального использования в лаборатории должны быть защитные приспособления: очки или маска для защиты глаз, лица при работе с пылящими веществами, резиновые перчатки и прорезиненный фартук для работы с крепкими кислотами и щелочами, а также сапоги. Данная работа должна выполняться при включенной тяге.
Студенты и другие лица, работающие в лаборатории, должны знать, где находится аптечка и владеть приёмами оказания первой (доврачебной) помощи при несчастных случаях.
Более подробно с требованиями по технике безопасности студенты должны ознакомиться при прохождении обязательного инструктажа перед выполнением лабораторного эксперимента.
4.6. Обработка и анализ собранных материалов: систематизация полученных цифр, их статистическая обработка и представление в удобно читаемой форме; использование компьютерных программ на данном этапе.
Важный момент – обработка полученных в ходе эксперимента данных. Обработка данных сводится к систематизации всех цифр, их классификации и анализу. Результаты эксперимента должны быть сведены в удобно читаемые формы записи: таблицы, формулы, графики, позволяющие быстро сопоставить полученное и проанализировать результаты. Рисунки в виде графиков, круговых, столбчатых и диаграмм и другие удобно создавать с помощью компьютер