Оценка младшими школьниками эмоционального статуса членов семьи
Как оценивают младшие школьники с задержкой психического развития отношение к себе самого значимого для них члена семьи — матери? От кого надеются получить эмоциональный отклик? Могут ли оценить эмоциональный статус всех членов семьи? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, испытуемым предлагалось дать решение двух проблемных ситуаций, ответить на два вопроса.
Первая проблемная ситуация, предложенная детям: Представь себе, что у мамы есть два билета в цирк. Кого она возьмет с собой?
В эксперименте принимали участие те же школьники, что и при выполнении задания проективной методики «Рисунок семьи» (см. табл. 9).
В табл. 11 представлены данные, отражающие распределение предположений детей о предпочитаемых выборах матери (исследование Д. Альраххаля, 1992).
Таблица 11
Представления младших школьников о предпочтениях матери (в процентах)
Объекты выборов | Дети | ||
нормативно развива- | с задержкой психического развития | ||
ющиеся | проживающие в родительской семье | проживающие в интернате | |
Я | 65,0 | 45,5 | 41,7 |
Братья, сестры | 5,0 | 27,3 | 33,3 |
Отец | 25,0 | 22,7 | 25,0 |
Бабушка, дедушка | 5,0 | - | - |
Не знаю | - | 4,5 | - |
Полученные данные свидетельствуют о том, что нормативно развивающиеся дети гораздо более уверены в своей несомненной ценности для матери, чем школьники, отстающие в развитии. В предложенной ситуации все группы детей считают, что предпочтение матери может быть отдано и отцу. Однако большинство младших школьников уверены, что мать выберет именно их, а не отца.
Ответы детей с задержкой психического развития, в отличие от нормативно развивающихся школьников, свидетельствуют о понимании того, что их конкурентами во внимании, привязанности со стороны матери являются сибсы.
Предполагаемый выбор различно обосновывается детьми из разных исследуемых групп. Нормативно развивающиеся школьники говорят о том, что мама их любит, или о том, что совместные выходы во внешний мир — несомненное и принятое в семье дело. У детей с задержкой психического развития, постоянно живущих в родительской семье, крайне редко встречались категорические утверждения («Мама меня любит»). Чаще эти школьники обосновывают свое мнение указанием на родственные отношения («Я ее дочка», «Я ее сын», «Я ей родная»), констатируют уже имевшие место прецеденты («Она всегда меня берет») или обращают внимание на удовольствие, получаемое матерью от общения с собою («Ей весело со мной»).
Характер прогноза детей, живущих в интернате, можно назвать остаточным: ребенок просчитывает возможные житейские ситуации, в которых все члены семьи заняты («Брат в садике и папа на работе») и матери ничего не остается делать, как остановить на нем свой выбор.
Для выяснения того, с кем младшие школьники предпочитают делить положительные эмоциональные впечатления, им предлагалась следующая ситуация: «Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кому ты предложишь идти в цирк вместе с собой?» Результаты предпочитаемых выборов детей, представлены в табл. 12.
Таблица 12 Выбор партнеров для эмоционального общения (в процентах)
Объекты выборов | Дети | ||
нормативно развивающиеся | с задержкой психического развития | ||
проживающие в родительской семье | проживающие в интернате | ||
Мать | 55,0 | 45,5 | 50,0 |
Отец | - | 9,1 | 16,7 |
Братья, сестры | 30,0 | 36,4 | 33,3 |
Бабушка, дедушка | 5,0 | - | - |
Друзья | 10,0 | 4,5 | - |
Не знаю | - | 4,5 | - |
Имеющиеся данные подтверждают материалы, полученные в результате использования других методик, и свидетельствуют о том, что мама является наиболее желанным партнером эмоционального общения (Д. Альраххаль, 1992; Р. Д. Тригер, 1989 и др.).
Вслед за матерью референтной группой благоприятного общения для всех исследованных младших школьников являются их братья и сестры.
Полученные данные, касающиеся роли отца в межличностных отношениях младших школьников (отсутствие выборов у нормально развивающихся детей и их небольшое количество у детей с задержкой психического развития), совпадают с результатами
105
других исследований. Так, А. И. Захаровым (1982) показано, что отец личностно значим для нормативно развивающихся детей в 5, в 8 и в 13 лет.
В то же время необходимо отметить, что выбор отца как партнера привлекательного эмоционального общения у детей с задержкой психического развития, проживающих в интернате, происходит значительно чаще, чем у детей, постоянно живущих в семье.
Представляется значимым тот факт, что младшие школьники с задержкой психического развития не называют сверстников в качестве компаньонов эмоционального общения, в то время как это уже проявляется у обычных детей.
Для того чтобы ознакомиться со способностью младших школьников к оценке эмоционального положения членов семьи, им предлагались два вопроса крайних полярных модальностей: «Кого ты считаешь в семье самым счастливым? Кого ты считаешь в семье самым несчастным?» Полученные данные представлены в табл. 13.
Таблица 13