Упражнение 260. Выполнять работу по дому
Социальные отношения: самостоятельность, 4-5 лет
Познавательная деятельность: сочетание, 1-2 года
Учебная цель: самостоятельно выполнять простую работу по дому
Задание: выполнять полезные действия по домашнему хозяйству без помощи и контроля
Материал: салфетки, прибор, коробка для столовых приборов
Подберите простые задания по дому, которые может выполнить Сергей, чтобы научиться самостоятельно работать и быть полезным в ведении домашнего хозяйства. Если нужно, то приведите в беспорядок салфетки и столовый прибор в коробке, разумеется, чтобы он этого не заметил, так как он должен думать, что действительно выполняет полезную работу. По этим заданиям Сергей должен сложить салфетки, рассортировать приборы или вытереть пыль. Выдумывайте самые разнообразные задания, но следите за тем, чтобы они были простыми и приносили ему радость. Сначала Вы должны быть рядом с ним, чтобы вовремя оказать ему помощь. Постепенно уменьшайте помощь, если он привыкнет работать самостоятельно. Подготовьте ряд картинок, по которым он мог бы узнать, что он должен делать, и какое вознаграждение его ожидает, когда он выполнит работу. Когда начнется его "рабочая смена", покажите ему картинки, которые лучше всего повесить на кухне, и покажите ему, что он должен делать. Добавьте, возможно, и второе задание, чтобы увидеть, начнет ли он его выполнять, когда справится с первым. Похвалите его, когда он сделает работу, и поощрите его, как изображено на рисунке. Предлагайте ему лишь такие задания, которые он знает и может выполнить без помощи.
Упражнение 261. Совершенствование игры на воображение
Социальные отношения: взаимодействие, 4-5 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года
Учебная цель: развитие игры на воображение и улучшение социального взаимодействия
Задание: принимать активное участие в 5-минутной игре
Материал: мягкая игрушка
Если Дима начал принимать участие в краткой игре на воображение (см. упр. 256), то развивайте с помощью своей фантазии и знаний его заинтересованность в более разнообразной сцене продолжительностью 5 мин, которую можете разыграть с ним вместе. Так, можете пойти с ним на "медвежью охоту". Спрячьте где-нибудь в доме игрушку и отправляйтесь с Димой на "медвежью охоту". Идите с ним на цыпочках по дому, как будто бы хотите обнаружить медведя. Пусть он заглядывает за различные предметы и под них в поисках медведя. Когда найдете его, быстро убегайте и спрячьтесь, будто медведь гонится за Вами. Выдумайте другие истории, которые можно разыграть с Димой. Следите, чтобы он активно участвовал в игре.
Упражнение 262. "Что мне нужно?"
Социальные отношения: взаимодействие, 4-5 лет
Учебная цель: улучшение социального взаимодействия и понимания функций предметов
Задание: понять потребности другого человека и подать ему предмет, в котором тот нуждается
Материал: бумажная салфетка, куртка, расческа
Положите все 3 предмета на стол. Мимикой покажите, что Вам нужен один из предметов. Обнимите себя руками и дрожите, имитируя холод, чтобы показать, что Вам нужна куртка. Скажите: "Смотри, Анна!" Сделайте так, будто Вам холодно, и спросите: "Что мне нужно?". Повторите соответствующие движения и укажите на три предмета. Если Анна не реагирует, то еще раз повторите движения, покажите на куртку и скажите: "Дай мне куртку!". Если она даст Вам нужный предмет, то используйте его соответственно и поблагодарите. Если Вы дрожите, например, от холода, и Анна подала Вам куртку, то наденьте ее. Если у Вас насморк и Анна подала Вам платок, высморкайтесь. Или Ваши волосы в беспорядке, то Анна дает Вам расческу и Вы причесываетесь. Повторяйте это
Упражнение, пока Анна не поймет, какую потребность Вы изображаете, и не даст Вам нужный предмет.
Упражнение 263. Самостоятельно рисовать
Социальные отношения: самостоятельность, 5-6 лет
Координация глаз-рук: рисование, 5-6 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Учебная цель: самостоятельное выполнение работы и более умелое рисование
Задание: самостоятельно нарисовать простой рисунок
Материал: бумага, карандаши
Прежде чем начать занятие, приготовьте простые рисунки предметов, которые Игорь рисовал в последнее время. Рисуйте на одном листе лишь один рисунок, например простой дом, дерево или человека. Дайте Игорю лист бумаги, карандаш и Ваш рисунок, например, дома. Укажите на Ваш рисунок и скажите: "Нарисуй дом!". Пообещайте ему хорошее вознаграждение, если он нарисует дом. Помогите ему начать и отвлекитесь, чтобы заняться другими домашними делами. Посматривайте лишь на него, чтобы убедиться, что он не отвлекается. Если он начнет рисовать каракули или прекратит рисование, когда Вы отходите от него, верните его к рисунку, говоря: "Рисуй дом!" - и напомните ему о поощрении. Дайте ему его лишь тогда, когда он закончит рисунок. Будьте довольны вначале любым сходством с оригиналом, но когда он станет рисовать лучше, обратите его внимание на детали, которые он упустил, и велите ему усовершенствовать рисунок, прежде чем дать вознаграждение.
Упражнение 264. Самостоятельно рисовать, следуя письменным указаниям
Социальные отношения: самостоятельность, 5-6 лет
Координация глаз - рук: рисование, 5-6 лет
Познавательная деятельность: чтение, 6-7 лет
Учебная цель: самостоятельно выполнять работы, следовать простым письменным указаниям
Задание: читать простые письменные указания и самостоятельно по ним рисовать
Материал: бумага, карандаши
Напишите на бумаге простые указания, из которых следует, какие предметы Саша должен нарисовать. Сформулируйте их так, чтобы Саша мог их прочитать и понять. Он должен понимать каждое отдельное слово и уметь нарисовать каждый названный предмет. Такое указание может звучать следующим образом: "Нарисуй папу!" или "Нарисуй дом!". Думайте о том, что каждое непонятное слово может его запутать и сделает задание бессмысленным. Написав указания, дайте Саше лист бумаги, карандаш и ряд заданий. Помогите ему прочитать вслух первое указание и пусть он начинает рисовать. Когда Саша начнет, потихоньку отойдите от него. Поглядывайте на него, чтобы убедиться, что он не отвлекается. Когда увидите, что он почти закончил, вернитесь к нему и похвалите Сашу за то, что он нарисовал, и за то, что выполнил Ваши указания. Когда он привыкнет рисовать по указаниям, дайте ему лист бумаги, 3 карандаша и 3 указания. Пообещайте ему особенное поощрение, если он выполнит все 3 задания. Повторяйте это
Упражнение, пока он не сможет самостоятельно рисовать в течение 20-30 минут.
Упражнение 265. "Я играю со своими вещами"
Социальные отношения: взаимодействие, 5-6 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Речь: языковые выразительные возможности, 3-4 года
Учебная цель: различать "мое" и "твое"
Задание: учитывать собственность всех членов семьи и пользоваться ими только с разрешения
Материал: предмет, который точно принадлежит определенному члену семьи, коробка из-под обуви, фотографии членов семьи
Наклейте на каждую коробку фото члена семьи. Покажите Тане каждую коробку и скажите: "Эта коробка для вещей мамы, эта - для вещей Тани, эта - для вещей Пети". Дайте Тане в руку один предмет и скажите ей, чей он. Например: "Это мамы". Помогите ей положить его в нужную коробку, повторяя имя и указывая на фото. Не позволяйте ей играть с предметом, так как он не ее. Если она попытается играть с предметом другого члена семьи, то прервите ее словами: "Это мамин!" - и подведите ее руку с предметом к соответствующей коробке. Если она начнет играть с ее предметом, то скажите: "Да, он твой!" - и позвольте ей поиграть с ним несколько минут. Когда Таня поймет задание, научите ее просить разрешения поиграть с другим предметом. Дайте ей при выполнении одного задания вещь брата и скажите: "Это вещь Пети!". Возьмите ее за руку и подведите ее к Пете. Помогите ей показать предмет брату и спросить: "Можно Тане поиграть?". Если Петя ответит "да", то пусть Таня поиграет. Если он скажет "нет", то отведите ее с вещью к коробке, чтобы она положила ее в коробку и не играла с ней. Если она овладеет этим примером поведения в рамках упражнения, то перенесите это на другие ситуации. Если она опять проявляет намерение взять себе что-то, что ей не принадлежит, то прерывайте ее, ведите с этой вещью к тому, кому она принадлежит, и пусть она просит разрешения. Поощряйте ее всегда, когда она просит разрешения.