Речь: словарный запас, 2-3 года
Учебная цель: расширение словарного запаса и улучшение речевых выразительных способностей
Задание: из двух данных предметов назвать нужный
Материал: 3 различные пары предметов домашнего обихода, которые хорошо знакомы ребенку (1 предмет из каждой пары, который Андрей особенно хотел бы иметь)
Андрей знает, что он должен использовать речь, чтобы получить вещи, которые ему нравятся. Хороший способ показать ему это состоит в том, чтобы он выбирал его из двух предметов, из которых один хотел бы иметь, а другой не имеет для него значения. Сядьте за стол напротив Андрея и на середину положите два предмета. Возьмите, например, игрушечный автомобиль, с которым он любит играть, и крышку от кастрюли. Следите, чтобы второй предмет был таким, который не отвлекает его внимания. Двумя руками возьмите руки Андрея. Подведите его руки к каждому предмету и назовите их медленно и четко. Продолжайте называть предметы и следите, чтобы его руки касались их. Таким образом ему будет легче связать наименование с предметом. Удерживайте его руки, но отведите их от предметов. Спросите: "Андрей, что бы ты хотел?" - и сделайте так, чтобы он понял, что ничего не получит, если не выразит свое желание словами. Если он скажет "машина" или другое подобно звучащее слово, то похвалите его и дайте ему поиграть с ней пару минут. Повторите это действие с парами других предметов. Обращайте внимание, какие предметы он называет быстрее, и начинаются ли эти слова с определенных букв, которые ему легче произносить. Буквы, которые даются детям легче всего: П, Б, М, Н, Д, К и Т.
Упражнение 205. "Чей . . . это?"
Речь: речевые выразительные способности, 2-3 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года
Социальные отношения: взаимодействие, 1-2 года
Учебная цель: расширение речевых выразительных способностей, употребление родительного падежа
Задание: распознать, кому принадлежит предмет
Материал: предметы, которые легко распознать по их принадлежности членам семьи (ботинки отца, платье мамы, автомобиль Саши, кукла Светы)
Сядьте с Сашей за стол и положите на него 4 предмета. Поднимите каждый и скажите, чей он: "Папины ботинки, автомобиль Саши...". Подчеркивайте имя человека и его собственность. После того как Вы назвали людей и предметы, им принадлежащие, попросите Сашу показать их и скажите: "Саша, дай мне папины ботинки!". Проделайте это с четырьмя предметами, пока он Вам не подаст. Затем спросите другим образом: "Чьи это ботинки?". Если он медлит, то подскажите ему начальную букву. Сразу же поощряйте его, если он пытается назвать вещь правильно. Не ожидайте, что он сразу скажет "папины ботинки". Весьма приемлемым ответом для начала будет "папа ботинки". Однако повторяйте окончание -"ны", пока он не начнет произносить его.
Упражнение 206. Игра в "да" и "нет"
Речь: словарный запас, 2-3 года
Познавательная деятельность: понимание речи, 2-3 года
Учебная цель: расширение словарного запаса, отвечать на короткие вопросы словами "да" и "нет"
Задание: на вопрос "Это ...?" отвечать "Да" или "Нет"
Материал: 2 коробки, 5-8 предметов домашнего обихода, которые Роман хорошо знает (ботинок, чашка, мяч, ложка, мыло)
Сядьте за стол напротив Романа и в центре поставьте две коробки. Покажите Роману последовательно все предметы и положите их в коробку. Показывая Роману предметы, дайте ему понять, из каких частей состоит задание. Возьмите один предмет из коробки и покажите его Роману. Когда он на него смотрит, спросите: "Это ботинок?". Сначала отвечать будете Вы, чтобы он повторил за Вами. Скажите: "Нет, это не ботинок". Положите его в другую коробку, чтобы Роман знал, что с этим предметом работа закончена. Поступите так же с другими предметами, пока все не окажутся в другой коробке. Сначала Роман будет отвечать лишь "Да", "Нет" или просто кивать головой. Если он будет прогрессировать, то пусть повторяет за Вами все предложение: "Да, это чашка". Начните с небольшого количества предметов, постепенно добавляя другие, если его концентрация улучшится. Выбирайте для этой игры предметы, которые хорошо знакомы Роману, а также и их названия. В противном случае упражнение будет для него слишком запутанным. Используйте ответы "Да", "Нет" также в повседневной жизни, спрашивая его постоянно: "Ты хотел бы покачаться на качелях?", "Ты Дима?".