Упражнение 188. Упорядочить картинки - 2

Познавательная деятельность: образовать последовательность, 5-6 лет
Познавательная деятельность: понимание речи, 4-5 лет
Речевая деятельность: разговор, 5-6 лет (по выбору)

Учебная цель: осознать последовательность времени, понимание понятия "сначала", "затем", "наконец".

Задание: разложить 3 картинки последовательно в соответствии с рассказанными ранее историями

Материал: альбомы или серии рисунков, по которым можно рассказать историю

Возьмите из книги 3 картинки. Они должны отчетливо представлять сцены из истории и не иметь подписей. Расскажите Денису историю и укажите ему на соответствующие места на рисунках. Проследите, чтобы он хорошо рассмотрел картинки, прежде чем Вы продолжите историю. Укажите на важную деталь, чтобы сконцентрировать его внимание на рисунке. Когда Вы показали картинку и рассказали историю, возьмите картинку в руку, смешайте их и разложите в обратном порядке на столе. Спросите: "Что произошло сначала? Что было потом? Что в конце?". Помогите ему найти после каждого вопроса нужную картинку. Если он может разложить картинки в нужной последовательность, велите ему рассказать фрагменты истории по картинкам. Не беспокойтесь, если пройдет много времени, прежде чем он заполнит детали между изображенными сценами. Пройдет еще много времени, пока память и уверенность Дениса усовершенствуются в такой степени, что он самостоятельно сможет заполнить пробелы в истории.

Упражнение 189. Реагировать на вопросы

Познавательная деятельность: понимание речи, 5-6 лет
Познавательная деятельность: образовывать категории, 2-3 года

Учебная цель: реагировать на ряд вопросов

Задание: показывать соответствующие картинки, отвечая на вопросы "Кто? Что? Где?"

Материал: рисунки предметов (мяч, автомобиль, стул, кровать), животных (собака, лошадь, корова, кошка) и людей (мать, отец, ребенок, пожарник)

Выберите из каждой группы рисунков один и положите его перед Иваном. Привлеките его внимание к рисунку и убедитесь, что он Вас слушает, когда Вы спрашиваете. Изучайте с ним лишь одно слово за один раз в такой последовательности: кто, что, где. Для примера положите перед ним рисунки взрослого, коровы, мяча и спросите: "Кто едет на автомобиле?". Помогите ему выбрать правильный рисунок. Если он на вопрос "Кто?" отвечает правильно, то переходите к вопросу "Что?". Используйте рисунки автомобиля, ребенка и собаки и спросите: "Что делает мама?". Если Иван на все 3 вопроса правильно выбирает соответствующие рисунки, то перемешайте их и спрашивайте в любой последовательности. Покажите ему, например, рисунок мяча, пожарника, собаки и кровати. Спросите его: "Что ты можешь бросить?", "Кто ездит на пожарном автомобиле?", "Где ты можешь спать?". Если он выберете не тот рисунок, то повторите вопрос, особенно подчеркивая ключевые слова. Помогайте ему лишь тогда, когда это необходимо.

Упражнение 190. Предлоги

Познавательная деятельность: понимание речи, 5-6 лет
Координация глаз, рук: рисование, 4-5 лет

Учебная цель: понимать указание места на двух уровнях

Задание: рисовать на листе бумаги по просьбам, которые содержат указание места

Материал: карандаши, бумага

Прежде чем начать упражнение, подготовьте ряд листов с простыми рисунками. Например, рисунок дома, девочки, дерева. Следующий рисунок четырехугольника, круга, треугольника. Сядьте с Робертом за стол и дайте ему 1 листок. Давайте ему простые указания, которые содержат предлоги "в", "под", "вокруг", "за" и "рядом". Скажите: "Роберт, нарисуй круг вокруг девочки!". Возьмите его палец и обведите им девочку. Подчеркивайте слово "вокруг" и повторяйте его, обводя фигуру его пальцем. Затем дайте ему карандаш и велите обвести круг вокруг девочки. Пусть таким же образом он проведет линию под домом и поставит точку рядом с деревом. Давайте Ваши указания просто. Следите, чтобы обозначения нарисованных предметов были ему знакомы, и чтобы он мог нарисовать нужную фигуру. Если он делает успехи, то задание можно постепенно усложнять. Дайте ему, например, 2 карандаша и попросите нарисовать голубой четырехугольник в кругу.

Реестр 1: Функциональная сфера

Раздел 7 Речь

Этот раздел содержит ряд упражнений, которые используются при стимулировании экспрессивных языковых способностей аутичных детей. Мы выбрали для каждого уровня развития речи несколько упражнений, чтобы продемонстрировать многообразие возможных учебных целей и методов. Так как каждая программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами, следующие упражнения не представляют собой общепринятой программы. Упражнения проводились родителями или воспитателями (учителями) сначала во время структурированного занятия. Как только ребенок начал приобретать новые навыки, мы предложили, как можно больше стимулировать ребенка перенести эти навыки в повседневную жизнь. К учебным целям относятся: произносить простые звуки, говорить односложные предложения, формулировать короткие предложения, ставить вопросы, описывать действия, делать сообщения и беседовать с кем-то. Каждое отдельное задание выбиралось так, чтобы оно соответствовало коммуникативным потребностям отдельного ребенка. Так, первыми словами, которым обучали ребенка, были такие, которые могли выражать его желание. Для одного ребенка это было слово "царапать", для другого "автомобиль" или "кекс". Слова выбирались так, чтобы они что-то значили для ребенка, были полезны и соответствовали его уровню развития. Методические приемы также приспосабливались к интересам ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети охотно поют, другие охотнее двигаются, третьи охотно рассматривают картинки или головоломки. Внимание и концентрация ребенка или развитие речи повышаются, если упражнения содержат материал, который для него интересен. Мы попытались проиллюстрировать все эти вариации примерами, чтобы читатель имел целую палитру всевозможных приемов. Упражнения тесно связаны с упражнениями раздела 1 (Имитация) и 6 (Познавательная деятельность). Языковые навыки приобретаются, прежде всего, через подражание; ребенок слышит слово и повторяет его. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда понимается повторяемое слово. Ребенок может, как попугай, повторить целый ряд слов, но общаться с помощью этих слов он сможет только лишь тогда, когда поймет их значение. Поэтому в каждую программу по совершенствованию речи вводятся упражнения, которые стимулируют имитацию и развитие речи. У детей, которые еще не разговаривают, в начальных упражнениях речь комбинируют с жестами. Читатель найдет в следующих упражнениях указания по использованию жестов и других знаков. Специальные упражнения по приобретению навыков жестикуляции по местным причинам не проводились.



Наши рекомендации