Как упорядочить свой внутренний мир

Г. Макдональд

Как упорядочить свой внутренний мир

О книге

Существует ли такое понятие, как внутренняя жизнь человека - неповторимый мир, таинственный сад, цветущий в душе каждого из нас?

Священное Писание, опыт великих святых и произведения выдающихся умов современности говорят нам, что человек наделен неповторимой внутренней жизнью, что ее можно привести в порядок и управлять ею. Когда в душе человека творится хаос и беспокойство, то его внутренние силы пропадают в пустую и он лишен возможности полноценно духовно расти. Но если происходит постоянная "настройка" внутреннего мира и состояние его регулируется, то душа раскрывается и растет, человек возрастает во Христе сам и помогает это делать другим.

Предисловие

В этой книге поднята весьма непростая тема, она касается той стороны жизни человека, о которой трудно говорить даже с очень близкими людьми. Г. Макдональд называет это внутренним миром. Что же это такое - внутренний мир? По определению автора, это то место, откуда исходит духовная энергия, способная обновить человека и изменить его жизнь. Это место, где мы общаемся с Богом. Кто-то называет это место сердцем, кто-то духовным центром, сам Г. Макдональд счел уместным сравнить его с садом, и, говоря о его идеальном состоянии, он употребляет слово "порядок". По аналогии, вся остальная часть жизни называется внешним миром - это и наша работа, и общение с близкими, друзьями, знакомыми, наши интересы, и многое другое, чему мы придаем столь большое значение.

Раскрывая эту тему, Г. Макдональд делит людей на призванных и загнанных. Загнанные люди действуют по принуждению обстоятельств, они направляют все свои силы, способности на то, чтобы достичь как можно больших успехов во внешнем мире. У этих людей никогда нет времени остановиться и осмыслить происходящее, и большинство из них плохо представляет себе, что такое внутренний мир и какое воздействие он оказывает на их жизнь. Таких людей можно встретить в разных слоях общества: их много среди руководителей различных рангов, среди рядовых служащих, это могут быть ученые, спортсмены, домохозяйки, служители церкви и т. д.

Заметьте, верующие не являются исключением! И хотя их действия обусловлены благими намерениями, такие христиане все свои усилия направляют во внешний мир, стремясь достичь как можно больших успехов на своем поприще. И неудивительно, ведь внешний мир так реален, он требует от нас наше время, способности, силы, а внутренний мир не умеет громко кричать о себе, эта тонкая духовная субстанция может долгое время находиться в небрежении, что в конечном итоге способно привести человека к истощению физических и моральных сил.

В отличие от загнанных, призванные люди в состоянии правильно ориентироваться в происходящем, потому что на первое место они поставили свой внутренний мир. Отсюда они черпают духовную энергию, здесь они отдыхают и, главное, - общаются с Богом.

Загнанные люди, как их описывает Г. Макдональд, представляют собой весьма непривлекательное зрелище, но и для них еще не все потеряно - им нужно лишь, разобравшись в себе, начать приводить в порядок свой внутренний мир. И процесс этот не из легких. На это может уйти большая часть жизни. Г. Макдональд называет внутренний мир "одним из величайших полей сражений нашего века". Другими словами, предстоит борьба - борьба с самим собой, своими привычками, устоявшимися взглядами на жизнь, на свое окружение, на веру и многое другое. И справиться с такой борьбой можно лишь с помощью Бога.

Таким образом, для верующих загнанных людей путь к победе будет гораздо короче, ведь неверующим предстоит еще совершить шаг огромной важности - принять Бога, Его любовь, познать Его милость, и тогда - только тогда! - можно рассчитывать на победу.

Сам автор книги уже долгие годы идет этим путем, ему многое удалось, он многое понял и теперь в состоянии поделиться с нами своими мыслями по этому поводу и дать практические советы.

Да, путь труден, но жизнь в непосредственном контакте с Богом - это такая прекрасная перспектива, что никакие усилия не кажутся слишком большими. Для достижения этой цели стоит пожертвовать и нашим престижем во внешнем мире, и нашими ложными критериями, и мнимым успехом.

Глава 2 Взгляд с мостика

Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок лишь в том случае, если я буду ежедневно следить за его состоянием.

Мой близкий друг служил офицером на борту атомной подводной лодки в составе военно-морских сил Соединенных Штатов. Он рассказал мне о случае, происшедшем однажды во время дежурства подлодки в Средиземном море. Наверху, на поверхности, проходило множество кораблей, и подводной лодке приходилось совершать много отчаянных маневров, чтобы избежать возможных столкновений.

В отсутствие капитана мой друг был дежурным офицером, ответственным за оперативное управление маневрированием подводной лодки. Необычное количество маневров, по-видимому, обеспокоило капитана, и он неожиданно появился на мостике с вопросом: "Все в порядке?" "Да, сэр!" - ответил мой друг.

Капитан бросил быстрый взгляд вокруг и двинулся назад в люк. Покидая мостик, он сказал: "Мне тоже кажется, что все в порядке".

Эта простая, привычная сцена общения морского командира и одного из его доверенных офицеров дала мне наглядное представление о том, как должен быть организован порядок в нашем внутреннем мире. Вокруг подводной лодки повсюду таилась потенциальная опасность столкновения.

Любого бдительного капитана это должно было насторожить. Но опасность эта была снаружи. Внутри же подлодки было спокойное место, где мог осуществляться абсолютный контроль за ситуацией на корабле. И именно туда направился капитан.

На этом командном пункте не было и следа паники. Прекрасно обученная команда моряков делала свое дело, четко выполняя хорошо продуманные действия. Поэтому, когда командир появился на мостике, он убедился, что все в порядке. Он пришел в нужное место и получил должный ответ.

Вот так капитан организовал свою подлодку. Необходимые действия отрабатывались тысячу раз, когда опасности не было, поэтому, когда настало время действовать в опасной ситуации, капитану не было нужды впадать в панику. Он мог предвидеть отличные действия людей на мостике. Когда там все в порядке, подлодка находится в безопасности независимо от обстановки наверху. "Мне тоже кажется, что все хорошо", - говорит в таком случае капитан.

Но если подготовке к кризисным ситуациям не уделяется должного внимания, если необходимые действия заранее не отрабатываются на практике, тогда происходят несчастья. Корабли сталкиваются и тонут, нанося огромный ущерб. Точно так же происходит и в человеческой жизни, когда налицо дезорганизация на "мостике" внутреннего мира. Несчастные случаи, которые происходят тогда, могут быть названы такими словами, как опустошение, крушение или взрыв.

Одно дело для человека - совершить ошибку или даже потерпеть неудачу. В таких случаях мы получаем свои лучшие уроки, понимая, как нужно действовать в подобной ситуации, и укрепляя характер. Но другое дело - видеть, как человеческие существа разрушаются прямо на наших глазах из-за отсутствия источников внутренней поддержки в трудных обстоятельствах.

"Уолл-стрит джернел" недавно представил серию статей, озаглавленных "Кризис администратора". Главным героем одной истории был Джералд X. Максвелл, молодой предприниматель, основавший преуспевающую компанию, которая использовала сложную современную технологию. В течение какого-то времени он считался административным и финансовым гением. Но только какое-то время. Затем последовало крушение, обвал, подобный карстовой воронке.

"Этот день навсегда запомнился Джералду X. Максвеллу. И семья тоже никогда не забудет его. Для них это был день, когда он начал плакать в своей комнате, день, когда его бьющая через край уверенность в себе иссякла и у него началась депрессия, день, когда его мир - и их тоже - превратился в руины".

Максвелл был уволен! Все распалось, он был не способен контролировать ситуацию.

"Впервые в жизни Максвелл потерпел неудачу, и она потрясла его. Сознание своего поражения привело его к эмоциональному срыву, подточило узы, связывающие Максвелла с его женой и четырьмя сыновьями, и подтолкнуло его к краю... "Когда все рухнуло, им было так плохо, а мне ужасно стыдно" - вспоминает мистер Максвелл. Он делает паузу, вздыхает, затем продолжает: "В Библии сказано: просите, и будет дано вам. Что ж, много раз я просил о смерти".

Большинство из нас не просили о смерти, как Максвелл. Но большинство из нас испытывали такое давление со стороны внешнего мира, что спрашивали себя, не надвигается ли своего рода смерть. В такие моменты мы задаемся вопросом о надежности наших резервов - можем ли мы идти дальше, стоит ли упорствовать, не настало ли время "бежать со всех ног". Короче, мы не уверены, что имеем достаточно духовных, психических или физических сил, чтобы придерживаться того темпа, который мы пытались сохранить.

В подобных случаях мы должны делать то, что сделал капитан подводной лодки, о которой я рассказывал. Когда ситуация наверху осложнилась, он направился к мостику, чтобы выяснить, все ли в порядке. Он знал, что ответ можно получить только там, больше нигде. Если там все в порядке, то можно спокойно вернуться к себе. Корабль способен справиться с бурной обстановкой, если на мостике все хорошо.

Одна из моих излюбленных библейских историй рассказывает о том, как однажды вечером ученики попали в страшный шторм на Галилейском море. Вскоре их охватил ужас, и они потеряли все свое самообладание. Это были мужчины, годами ловившие рыбу в море, имевшие собственное снаряжение, они переживали подобные штормы и раньше. Но по какой-то причине на этот раз они были не способны контролировать ситуацию. Иисус же спокойно спал на корме лодки, и они побежали к Нему, рассерженные тем, что Его, похоже, не беспокоила реальная угроза, нависшая над их жизнью. Возможно, нам следует отдать им должное по крайней мере за то, что они знали, куда бежать.

После того как Христос усмирил бурю, Он задал им вопрос, который был центральным вопросом для их личного духовного роста и развития как лидеров: "Где же ваша вера?" Он мог бы спросить, говоря языком, который использую я: "Почему на мостике вашего внутреннего мира так плохо организована работа?" К сожалению, очень многие, столкнувшись с личными конфликтами и трудностями, не торопятся пойти на мостик жизни, а пытаются бежать быстрее, протестовать решительнее, собирать больше данных и приобретать более высокую квалификацию. Мы живем в век, когда, похоже, подсознательно уделяется внимание каждому кубическому сантиметру жизни, кроме нашего внутреннего мира - единственного места, где мы можем почерпнуть силы, чтобы смело встретить и даже победить любую внешнюю бурю.

Библейские писатели верили в принцип обращения к мостику; они знали и учили, что в первую очередь мы должны развивать и сохранять внутренний мир. В этом одна из причин, по которой их работа преодолела границы всех времен и культур. Потому что они записали то, что получили от Создателя, Который создал нас так, чтобы мы работали наиболее эффективно в направлении от внутреннего мира к внешнему.

Автор Притчей выразил принцип сохранения внутреннего мира следующими словами: "Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни" (Брит. 4:23).

В одной простой фразе автор передал нам самое изумительное открытие. То, что я называю "мостиком", он называет "сердцем". Он видит сердце источником и считает, что из него может проистекать энергия, понимание сути вещей и сила, которая не уступает внешней буре, а преодолевает ее. Храни сердце, говорит он, и оно станет неистощимым источником жизни, из которого можешь пить и ты, и другие.

Но что это означает - "хранить" сердце? Во-первых, автор определенно озабочен тем, чтобы сердце было защищено от влияний извне, которые могли бы подвергнуть опасности его целостность. Кроме того, автор озабочен силой и развитием сердца, для того, чтобы увеличить его способность вносить порядок в жизнь человека.

Но даже за этими возможными уроками, извлеченными из метафоры, стоит тот факт, что хранить и защищать сердце, "мостик" человеческой жизни, - это определенный и ответственный выбор, который должны сделать мужчина или женщина. Мы должны сделать выбор - хранить сердце. Нельзя надеяться на его здоровье и продуктивность как на само собой разумеющееся, его надо постоянно защищать и поддерживать. И снова мы должны вспомнить, как действовал капитан подводной лодки, когда почувствовал, что происходит что-то необычное: он немедленно пошел на мостик. Почему? Потому что он знал, что в этом месте можно было найти все необходимое, чтобы встретиться лицом к лицу с опасностью.

В Новом Завете Павел сделал замечание такого же рода, когда призывал христиан: "И не сообразуйтесь с веком сим [внешним], но преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим. 12:2).

Дж. Б. Филипс истолковал слова Павла следующим образом: "Не позволяйте миру втискивать вас в свою форму".

Апостол сформулировал нестареющую истину. Он нацеливал на то, чтобы был сделан правильный выбор. Собираемся ли мы привести в порядок свой внутренний мир, чтобы он оказывал влияние на мир внешний? Или мы будем пренебрегать своим внутренним миром и тем самым позволим внешней сфере формировать нас? Этот выбор нам приходится делать ежедневно в своей жизни.

Это поразительная мысль. И это, в некотором роде, интуиция, которой пренебрег уволенный руководитель в статье из "Уолл-Стрит джернел". Доказательство? Его провал, когда окружающий мир стал давить на него с сокрушительной силой. У него не было в запасе внутренней силы, не было порядка в его личном мире.

Мери Слессор, молодая незамужняя женщина, на рубеже века покинула Шотландию, чтобы поехать в ту часть Африки, которая была полна болезней и неописуемых опасностей. Но она обладала неукротимым духом и держалась, когда мужчины и женщины послабее не выдерживали, сбегали и больше никогда не возвращались. Однажды, после особенно тяжелого дня, она пыталась заснуть в убогой хижине среди джунглей. В ту ночь она написала: "Я не слишком забочусь о своей постели в эти дни, и не удивительно, что я мало спала, лежа на тонком слое набросанных грязных веток, покрытых грязной соломенной подстилкой, среди множества крыс и насекомых, с тремя женщинами и младенцем трех дней от роду рядом и более десятка коз, овец и коров снаружи. Но в моем собственном сердце эта ночь была такой спокойной". (Выделено мной.) Это то состояние, к которому мы должны стремиться, наводя порядок в своем личном мире. Назовете ли вы его "мостиком", на языке моряков, или "сердцем", на языке Библии, существо вопроса остается все тем же: должно быть спокойное место, где все упорядочено, место, откуда исходит энергия, которая помогает преодолевать бурю и не пугаться ее. Мы будем знать, что усвоили этот важный принцип, когда придем к убеждению, что развитие и сохранение сильного внутреннего мира - единственная важнейшая функция нашего существования. Тогда в момент, когда появляются неприятности и нарастает напряжение, мы можем спросить себя: "Все в порядке?" И обнаружив, что так оно и есть, скажем от всего сердца: "Мне тоже кажется, что все в порядке".

Глава 7 Возвращение времени

Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я начну ликвидировать "утечки времени" и распределять продуктивное время с учетом своих возможностей, ограничений и приоритетов.

Мы с молодым пастором решили продолжить наш разговор через несколько дней. Тем временем я начал собираться с мыслями, чтобы еще раз увидеть, чему я научился за прошедшие несколько лет; что помогло мне начать приводить в гармонию мою жизнь в этой области; к каким выводам я пришел благодаря своим неудачам, а что почерпнул из разговоров с другими, так же, как этот молодой человек, который собирался прийти поговорить со мной.

Чем больше я смотрел на полученные уроки, тем больше осознавал, насколько важно приобрести контроль над временем как можно раньше в своей жизни. Формулируя свои мысли на бумаге, я обнаружил, что существует всего лишь несколько основных принципов, но до тех пор, пока ими не овладеешь, вопрос времени всегда будет большой и потенциально обескураживающей проблемой. Написанное мною в качестве подготовки к следующему разговору я решил озаглавить так: "Законы упущенного времени Макдональда".

Законы упущенного времени Макдональдса Закон 1: я упускаю время, когда иду на поводу своих слабостей Так как в начале работы я не сумел четко определить суть своей миссии и не был достаточно безжалостным к своим слабостям, то вскоре обнаружил, что обычно трачу непомерно много времени на дела, к которым у меня нет особых способностей, в то время как задачи, которые я способен выполнить безупречно и эффективно, остаются без внимания.

Я знаю многих христианских лидеров, которые чистосердечно признают, что они потратили до 80% своего времени, делая то, в чем они были не самыми лучшими. Например, мой самый сильный дар - это умение проповедовать и учить, при этом я достаточно хороший администратор, но это, конечно, не лучшая стрела в моем пасторском колчане.

Итак, почему я, когда был моложе, тратил почти 75% имевшегося в моем распоряжении времени, стараясь выполнять административные обязанности, и сравнительно мало времени уделял необходимым научным занятиям и подготовке хороших проповедей? Потому что упущенное время всегда направлено к соответствующей слабости человека. Я знал, что могу сделать неплохую проповедь при минимальной подготовке, и не использовал свои способности в полную силу. Именно это происходит, когда человек недооценивает проблему и не принимает решительных мер.

В конце концов я решился на крутые меры. Несколько чутких человек помогли мне увидеть истинное положение дел и показали, что я, по-видимому, напрасно растрачиваю свои способности. С их помощью я принял решение передать руководство делами нашей конгрегации компетентному пастору-администратору. Сначала это было нелегко, потому что я все еще хотел сказать свое слово по каждому решению, выразить мнение по каждому вопросу. Мне пришлось отступить и оставить все в его руках. Но это сработало! И когда я смог полностью положиться на нашего пастора-администратора (что оказалось легко сделать), то получил возможность направить огромное количество энергии на то, что, по воле Божьей, я, скорее всего, делаю хорошо.

Я почти слышу, как кто-то говорит: "Прекрасно, когда есть деньги, чтобы нанять кого-то выполнить то, в чем я не силен". Возможно, что мои заметки лишь помогут осознать, почему мы чувствуем себя разбитыми, когда время, кажется, ускользает от нас. Но я должен добавить, что помощь будет более ощутимой, если мы на деле сможем найти созидательные пути, чтобы разделить наши задачи с другими. Во-первых, мы должны сесть и подумать: что каждый из нас умеет делать лучше других? Это применимо в доме, в конторе, в церкви.

Закон 2: я упускаю время под влиянием людей, доминирующих в моей жизни Знаменитый "духовный закон" гласит, что "Бог любит нас и у Него есть план относительно нашей жизни". Человек, который не владеет своим временем, обнаруживает, что то же самое можно сказать о людях, способных оказывать влияние на нашу жизнь.

Люди, подпадающие под этот закон, выясняют, что поскольку сами они не определили бюджет своего времени, то другие вторгаются в их жизнь и определяют для них расписание и приоритеты. Будучи молодым пастором, я обнаружил, что, поскольку мое время не было как следует организовано, я находился во власти всякого, кто имел фантазию посетить меня, пригласить на чашку кофе или желал моего присутствия на заседании комитета. Мой календарь был неорганизован, и я не мог сказать "нет". И потом, будучи молодым человеком, я очень хотел угодить людям.

Из-за недостатка организованности я не только был лишен возможности использовать свое время с большей пользой для себя, но и моя семья часто страдала от этого, напрасно ожидая те прекрасные часы, которые я должен был уделять ей. И так это продолжалось: активные люди распоряжались моим временем лучше, чем я, потому что я не взял на себя инициативу и не распорядился своим временем прежде, чем они это сделали за меня.

Закон 3: я упускаю время, уступая всем срочным требованиям Лучше всего говорит об этом Чарлз Хаммел в маленькой, ставшей классической брошюре: всеми нами управляет тирания срочности. Те из нас, кто несет на себе обязанности руководителя, - в бизнесе, в доме или в церкви - постоянно окружены событиями, взывающими к немедленному вниманию.

Как-то летом, когда наш второй пастор и я - оба - были в отпуске, священник, ответственный за христианское образование, ответил на звонок одного члена церкви, который хотел, чтобы я провел службу на похоронах его дальнего родственника. Когда ему сказали, что я уехал на месяц, он спросил о моем заместителе и был разочарован, узнав, что он тоже уехал. Ему предложили, чтобы службу провел какой-нибудь другой пастор, но он отказался, сказав: "Нет, мне не подойдет кто-нибудь ниже рангом, чем номер два".

Люди с подобным образом мыслей создают срочные, напряженные ситуации для руководителей. Каждый хочет привлечь внимание первого лица. Каждый комитет и правление хотят, чтобы на заседаниях присутствовало первое лицо, даже если они не всегда собираются выслушать его мнение. Большинство людей в случае затруднения хотели бы получить немедленный отклик со стороны главного руководителя.

Как-то в субботу днем в нашем доме раздался телефонный звонок. Когда я ответил, на другом конце линии зазвучал встревоженный женский голос. "Мне надо срочно встретиться с вами", - сказала женщина. Я спросил ее имя и сразу понял, что никогда не встречался с ней раньше и что едва ли она посещала нашу церковь.

"По какой причине мы должны встретиться прямо сейчас?" - спросил я. Это был важный вопрос, один из нескольких, которые я научился задавать. Если бы это происходило много лет тому назад, когда я был молодым, я бы немедленно откликнулся на ее просьбу, учитывая слова о срочной необходимости, и, отменив все дела, назначил бы встречу через десять минут в моем офисе.

"Мой брак распадается", - ответила она.

Тогда я спросил: "Когда вы поняли, что он распадается?" Она ответила: "В прошлый вторник".

Я задал следующий вопрос: "Как долго, по вашему мнению, уже идет процесс распада?" Следующая ее реплика была незабываемой: "О, это продолжается в течение пяти лет".

Мне удалось подавить мою подлинную реакцию и сказать: "Поскольку вы видите, что идете к разрыву в течение почти пяти лет и поскольку вы с прошлого вторника знаете, что это должно произойти, почему для вас так важно встретиться со мной прямо сейчас? Мне необходимо знать это".

Она ответила: "Сегодня после полудня у меня свободное время, и я просто подумала, что было бы неплохо встретиться с вами".

Закон номер три, как правило, означал бы, что я уступил бы ее желанию видеть меня немедленно. Но к этому моменту моей жизни мое время по большей части было распределено, поэтому я сказал: "Я не могу понять, почему вы думаете, что у вас срочная проблема. Сейчас я буду очень откровенным с вами. Завтра утром я должен прочитать проповедь, и, откровенно говоря, моя голова целиком занята этой обязанностью. Поскольку вы живете со своей проблемой уже в течение нескольких лет и поскольку у вас было несколько дней, чтобы обдумать вашу ситуацию, я хочу предложить вам позвонить мне в понедельник утром, и мы сможем назначить время для встречи, когда мой ум будет в лучшем состоянии. Я хочу быть способным уделить вам максимум внимания. Но сегодня днем это сделать невозможно. Как вы находите мое предложение?" Она сочла это потрясающей идеей и поняла, почему я предложил подобный план. И она, и я закончили разговор вполне удовлетворенными. Она - зная, что все-таки поговорит со мной; я - потому что сберег время для наиболее важного в ту субботу дела. Казавшееся срочным дело не сломало бюджет моего времени. Не все, что громко кричит, является самым срочным.

В своей духовной автобиографии "Пока еще день" Элтон Трублад пишет: "Общественный деятель, хотя во многих случаях ему необходимо быть доступным, должен научиться скрываться. Если он доступен всегда - это означает, что он не вполне стоит того, чтобы быть доступным. Однажды я написал главу на вокзале в Цинциннати. Это было своего рода укрытие, потому что никто не знал, кем был человек с блокнотом, и, следовательно, никто не приближался ко мне в течение пяти замечательных часов до отправления следующего поезда в Ричмонд. Мы должны использовать все имеющееся у нас время, потому что даже в лучшем случае его никогда недостает". (Выделено мной.) Закон 4: я упускаю время, вкладывая его в то, что получает общественное одобрение Другими словами, мы склонны отдавать свое неучтенное время делам, которые могут принести скорейшие и наибольшие похвалы.

Когда мы с моей женой были молодоженами, то обнаружили, что могли бы получать много приглашений на банкеты и встречи разного рода, если бы умели петь соло или дуэтом. Было бы приятно слышать аплодисменты и приобретать популярность. Но концерты не были нашим призванием. Им были проповедь и пасторские заботы. К сожалению, в молодых проповедниках не было большой нужды, и у нас появилось искушение делать именно то, чего от нас ожидали.

Нам пришлось сделать решающий выбор. Используем ли мы наше время на то, чего от нас больше всего ждут другие, или мы займемся серьезным делом и обратим свое внимание к тому, что является самым важным: учиться быть проповедником и советчиком? К счастью, мы решили избегать соблазна и избрали второй путь. Это окупилось.

Нам приходилось не раз делать подобный выбор в течение всей супружеской жизни. И не раз я делал неверный выбор. Было время, когда казалось, что для пользы дела нужно лететь через всю страну, чтобы выступить на банкете. И время использовалось не лучшим образом. Старое замечание "проповедь - это то, ради чего я пересек бы страну, чтобы прочитать, но не пересек бы улицу, чтобы услышать", слишком похоже на правду, чтобы быть приятным. Когда-то было так лестно находиться за главным столом молитвенного завтрака политиков или давать интервью для христианской программы на радио, но и подобное использование времени нельзя было назвать продуктивным.

Таким образом, законы упущенного времени снова и снова возвращаются, чтобы преследовать неорганизованного человека, до тех пор пока он не примет решение взять инициативу в свои руки, прежде чем это сделает за него другой человек или иное событие.

Как вернуть время Собирая материал для будущей встречи с молодым пастором, я оглянулся на свой собственный опыт, пытаясь выявить принципы, которые, будучи воплощенными в жизнь, внесли некоторый порядок в мой внутренний мир. И когда я серьезно задумался о пути, который я прошел, то пришел к выводу, что я смог успешно овладеть временем с помощью трех способов.

Я должен знать свои ритмы максимальной эффективности Внимательное изучение своих привычек в работе привело меня к важному открытию. Есть разные задачи, которые я лучше всего выполняю в определенные периоды времени и при определенных обстоятельствах. Например, в первые дни недели я неэффективно работаю над моей воскресной проповедью. Двухчасовая работа в понедельник почти ничего не дает, тогда как один час в четверг или в пятницу почти бесценен. Я просто лучше концентрируюсь. С другой стороны, лучше всего я общаюсь с людьми в начале недели когда напряжение предстоящей проповеди еще не завладело мной. Я имею тенденцию снижать эффективность взаимоотношений с людьми в конце недели, когда целиком занят предстоящей воскресной работой на кафедре.

Я могу идти в своих наблюдениях дальше, к более мелким деталям. Работой за письменным столом мне лучше заниматься рано утром, когда у меня есть в достаточной мере никем не нарушаемое уединение. А мое лучшее "время для людей" - после полудня, когда я чувствую себя внимательным и проницательным.

Изучение своих ритмов научило меня откладывать занятия за письменным столом на конец недели и планировать время для работы с людьми и в комитетах, по возможности, на первую половину недели. Таким образом, мой бюджет времени отражает и использует ритмы моей жизни.

Я также заметил, что я - утренний человек ("жаворонок"). Я встаю рано и несколько тревожусь, если не пошел спать вовремя предыдущей ночью. Поэтому для меня важно придерживаться установленного времени сна. Мы использовали этот принцип в жизни наших сыновей, когда они были детьми. Я не знаю, почему нам раньше не приходило в голову, что и взрослым было бы разумным использовать определенное время для сна. И когда я наконец понял это, то постарался ложиться спать каждый вечер в одно и то же время.

Прочитав специальную статью по этому вопросу, я начал экспериментировать, чтобы определить для себя необходимую продолжительность сна. В процессе эксперимента автор советовал завести будильник на определенное время и вставать в это время в течение трех дней подряд. Затем перевести будильник на десять минут раньше на следующие три дня. Таким образом, переводя стрелку будильника каждые три дня на десять минут раньше, человек в итоге придет к точке естественной усталости, когда в течение всего последующего дня он не будет чувствовать себя достаточно отдохнувшим. Я постарался проделать это, выяснил, что мог вставать значительно раньше, чем предполагал, и это добавило почти целых два - весьма ценных - часа к моему дню.

Итак, есть недельные ритмы, дневные и годовые. Я выяснил, например, что в определенные месяцы способен испытывать патологическое эмоциональное утомление, когда какая-то часть меня хотела бы сбежать от людей и от ответственности. Необходимо было справиться с этим.

С другой стороны, были периоды в году, когда мне надо было быть сравнительно более сильным в качестве христианского руководителя, потому что многие вокруг меня испытывали слишком сильную усталость и напряжение. Таким временем были февраль и март, когда все мы в Новой Англии боремся с последствиями долгой зимы и склонны к раздражительности и критицизму. Я научился готовить себя к тому, чтобы стать дополнительной, особой поддержкой другим людям в такие времена. А когда приходит весна и люди чувствуют себя возродившимися, тогда я могу позволить себе переживать мое собственное время слабости.

Я выяснил также, что летние месяцы для меня - прекрасное время для дополнительного чтения и моей духовной подготовки к следующему году. А с января по март включительно по причинам, о которых я только что упомянул, большую часть времени я планирую проводить с людьми, так как мой список нуждающихся в совете резко увеличивается. Все мои книги были прочитаны в летнее время; нет возможности сделать это зимой.

Зная свои ритмы, я не удивляюсь, когда чувствую себя внутренне опустошенным после периода напряженных выступлений и преподавания. Я не могу жить день за днем за пределами эмоциональных границ, наступает момент, когда я должен опуститься несколько ниже границы эмоциональной нормы, чтобы восстановить растраченные силы. Поэтому разумно не принимать важные решения в понедельник, после дня, когда были прочитаны несколько проповедей. И если день за днем я испытываю сильное напряжение во время летних отпусков, для меня разумно запланировать короткое время отдыха, когда все закончится.

Было время, когда я еще не научился замечать мои личные ритмы. Я помню, как настал день, когда все, казалось, стало рушиться на глазах. До этого я дважды в течение недели совершал обряд на очень печальных похоронах; у меня не было достаточного отдыха в течение десяти дней. В то же время я прочел расстроившую меня книгу и совсем не поддерживал своих духовных занятий. Время, которое я проводил с семьей, постоянно нарушалось посторонними делами в течение нескольких дней, а часть моей работы была на грани крушения. Поэтому не было ничего удивительного в том, что субботним днем, находясь в центре своего маленького личного кризиса, я внезапно заплакал. Слезы текли, и я был не в состоянии остановиться почти в течение трех часов.

Хотя здесь не было ничего похожего на настоящее крушение в классическом смысле, я узнал из этого болезненного опыта, как важно постоянно следить за нагрузками и стрессами и знать, когда и как я выполняю определенные задачи наилучшим образом. Я не хотел, чтобы это произошло снова, и это не повторилось. Я был слишком напуган этим опытом, чтобы позволить себе когда-нибудь снова залезть в такие эмоциональные долги. Мне надо было научиться лучше, чем прежде, рассчитывать свое время.

Сейчас я могу оценить отрывок из письма, которое Уильям Бут, основатель Армии спасения, получил однажды, находясь в длительной поездке, от своей жены. Она писала: "Твои записи за вторник прибыли в сохранности, я рада была услышать о постоянном успехе твоей работы, однако жаль, что ты так измотан; я опасаюсь последствий всех этих волнений и напряжения, пагубных для твоего здоровья, и, хотя мне не хотелось бы мешать твоей полезной работе, я хочу предостеречь тебя от неразумной траты своих сил.

Помни, что длинная жизнь, наполненная постоянным, последовательным, святым трудом принесет в два раза больше плодов, чем жизнь, сокращенная и разрушенная судорожными и расточительными усилиями; будь внимателен и береги свои силы там, где усилия не являются необходимостью".

Я должен иметь правильные критерии, чтобы выбирать, как использовать свое время Много лет назад отец поделился со мной мудрой мыслью. Он сказал, что одним из самых больших испытаний человеческого характера является момент выбора, когда среди всех возможностей, встречающихся на жизненном пути, необходимо что-то выбрать, а от чего-то отказаться. "Твой выбор, - сказал он мне, - будет заключаться не в отделении хорошего от плохого, а в том, чтобы выбрать самое лучшее из всевозможного хорошего". Он был абсолютно прав. Мне действительно пришлось научиться (иногда с тяжелым сердцем) говорить "нет" тому, что мне очень хотелось сделать, чтобы сказать "да" самому лучшему.

Следование этому совету означало иногда необходимость отказаться от обедов и спортивных мероприятий в субботу вечером, чтобы чувствовать себя свежим духовно и (физически в воскресенье утром, или отказаться от каких-то выступлений, хотя на самом деле очень хотелось сказать "да".

Иногда мне бывает трудно сделать такой выбор просто потому, что мне нравится получать одобрение от людей. Когда человек учится говорить "нет" чему-то хорошему, он рискует приобрести себе врагов и критиков: а кому надо иметь их больше, чем есть? Поэтому мне трудно говорить "нет".

Я обнаружил, что большинство людей, чья жизнь связана с той или иной формой руководства, испытывает ту же проблему. Но если мы стоим перед необходимостью распорядиться временем, нам придется набраться мужества и сказать твердое, но вежливое "нет" возможностям, которые являются хорошими, но не самыми лучшими.

Этого требует, как и во времена служения нашего Господа, суть нашей миссии. Что мы призваны делать? Как лучше всего распорядиться своим временем? Что является необходимым, без чего мы не можем идти вперед? Все остальное должно рассматриваться как подлежащее обсуждению: разумное, но не необходимое.

Я люблю слова К. С. Льюиса, написанные в "Письмах к американке", о важности такого выбора: "Не давайте слишком легко себя убедить, что Бог в действительности хочет, чтобы вы делали всякого рода работу, которую вы делать не обязаны. Каждый должен исполнять свои долг "в

Наши рекомендации