Готовимся к написанию сжатого изложения

ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

I. Критерии оценивания сжатого изложения

Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив всеважные для его восприятия микротемы.
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил 1 микротему.
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, ноупустил или добавил более 1 микротемы.
ИК2 Сжатие исходного текста  
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, илиэкзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена 1 логическая ошибка, и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более 1 логической ошибки, и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
  Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

II. Алгоритм работы над изложением.

Задание № 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

План работы над изложением

1.Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи.

3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли .

4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.

5. Озаглавьте каждую, составьте план.

6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.

7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.

8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.

9 .Продумайте средства связи между частями.

10. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте:

- нет ли у вас грамматических ошибок,

- не нарушена ли связь слов,

- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).

11. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзацев должно быть три!)

12. Напишите изложение

Характеристика основных приемов компрессии текста:

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную,

2) исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

3) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Информация текста

Главная (та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем)   Второстепенная (повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста  

IV. Пример сжатия текста

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:



Исходный текст Вариант сжатого изложения
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное - любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актёра Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдёт призвание че­ловек - и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замеча­тельный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И то­гда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным - и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближаю­щемся к искусству. Это приближение - в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя - ничего не вышло бы из меня. Полу­чился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек. (245 слов) (По В. В. Шахиджаняну) Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.   Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.   В чем высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А на­стоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.   (114 слов)

Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

В тексте ………….. есть такая фраза: ………… В чём её смысл? Я считаю, что автор хотел донести до читателей следующее: ……… . Попробую доказать справедливость данного суждения. ……….

Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

- пересказа текста

- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и грамотно излагать свои мысли. Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Для этого необходимо:

1. Найти предложения, доказывающие тезис, их может быть несколько.

2. Сформулировать смысл каждого из них своими словами и записать на черновике.

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент примером, взятым из текста.

При написании основной части можно использовать следующие речевые клише:

Аргумент 1

(Нельзя брать для доказательств фразу, смысл которой вы объясняете.) В начале основной части используйте следующие вводные слова:

· Действительно, ………….. .

· Об этом говорится в предложениях №……. ………. .

Аргумент 2

Найдите в тексте предложения и ключевые слова. Это предложения (например: 47, 49, 50).

Перефразируйте их своими словами и оформите второй аргумент.

Также……. .
Предложение №подтверждает мысль о том, что … .

О чем писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть: коротким, но ёмким по содержанию логически связан с предыдущим изложением; не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: таким образом, итак, следовательно, значит, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 3). Таблица 3

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы  
ГК1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет, илидопущено не более одной ошибки
Допущено две-три ошибки
Допущено четыре и более ошибки
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет, илидопущено не более двух ошибок
  Допущено три-четыре ошибки
Допущено пять и более ошибок
ГК3 Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет, илидопущена одна ошибка
Допущено две ошибки
Допущено три и более ошибки
ГК4 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет, илидопущено не более двух ошибок
Допущено три-четыре ошибки
Допущено пять и более ошибок
ФК1 Фактическая точность письменной речи  
  Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

Помните, что при оценке грамотности следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 3 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Формулировка задания 15.2


Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,

подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)

Варианты вступлений.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

· Что такое ………..? На мой взгляд, это……..…

· По моему мнению, ……………… – это……….

· Смысл данного слова я понимаю так: …………

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

- пересказа текста

- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли, вы должны доказать справедливость, выраженной в тезисе мысли.

Во-первых, помните о требованиях к аргументам-примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• один аргумент-пример должны быть из указанного текста;
• второй аргумент-пример должен быть основан на личной жизни (пример из личной жизни, из рассказов других, из передач телевидения, из книг, из фильмов);
• каждый пример должен соответствовать заявленному тезису.

О чем писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

· коротким, но ёмким по содержанию

· логически связан с предыдущим изложением

· не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: таким образом, итак, следовательно, значит, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Формулировка задания 15.3

Напишите сочинение-рассуждение.

Как вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Счастье – это…», взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта или опыта ваших близких, друзей, из книг и т.д.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст.

(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая поступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности….

(6) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, что бы успокоиться. (7) А на кухне горел приглушенный свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёмках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

- (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

-(14) Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

- (16) Что ты, милая! (17) о чем ты, Надежда?... (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

(19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21) И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22) А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

- (23) Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24) На душе потеплело.

(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!

Ю. Бондарев.

Текст № 1

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. (По В.А. Осеевой)*

Текст № 2

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое.
(16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

(По В. Осеевой)*

Текст № 3

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу
в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

– (7)Ты куда? – удивился Толя.

– (8)Тебя провожу.

– (9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

– (22)Первый «В»! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:

– (28)Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой, да?

(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой.

(30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– (32)Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(33)Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:

– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

(По А. Алексину)*

Текст № 4

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет.
(6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу)*

Текст № 5

(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.

(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.

(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.

(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным. (13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.

– (18)Не живи чужой жизнью! – уговаривала меня мама, видя это.

(19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.

(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.

– (23)Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.

– (24)Сиять отражённым светом? – (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё: – Смотря чьим светом! (По А.А. Алексину)*

ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации