Культуры Ленинградской области
Культуры Ленинградской области
«Дом народного творчества»
Филиал «Вепсский центр фольклора»
с. Винницы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «OZAV»
Автор пособия: Молчанова Лилия Анатольевна
Руководитель: Гульнева Евгения Александровна
Год
I. Речевой тренинг | ||
1. РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ | ||
а) Массирование | б) Постукивание | |
в) Вибрационный массаж | ||
2. АРТИКУЛЯЦИЯ | ||
а) «Назойливый комар» | б) «Хомячок» | |
в) «Рожицы» | ||
2.1 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ | ||
а) «Улыбка – хоботок» | в) «Веселый пятачок» | |
б) «Часы» | г) «Шторки | |
2. 2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА | ||
а) «Уколы | д) «Коктейль» | |
б) «Змея» | е) «Львенок и варенье» | |
в) «Самый длинный язычок» | ж) «Жало змеи» | |
г) «Чаша» | з) «Колокольчик» | |
и) «Язык на ребро» | ||
3. ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ | ||
а) «Катание» | в) «Зевающая пантера» | |
б) «Удивительный бегемот» | г) «Горячая картошка» | |
4. ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ | ||
а) «Треугольник» | е) «Эхо» | |
б) «Я» | ж) «Звуки» | |
в) «Соединение гласной и согласной» | з) «Чистоговорки» | |
г) «Парные гласные» | и) «Сплетня» | |
д) «Сложные звукосочетания» | к) «Переброс» | |
л) Чистоговорка в образе | ||
4.1 ИГРЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ | ||
а) «Испорченный телефон» | в) «Змейка с воротцами» | |
б) «Ручной мяч» | г) «Фраза по кругу» | |
д) «Главное слово» | ||
5. ДЫХАНИЕ | ||
а) «Свечка» | н) «Поклонение солнцу» | |
б) «Погреем руки» | о) «2 вдоха и 2 выдоха» | |
в) «Разброс» | п) «Черепаха» | |
г) «Снайпер» | р) «Арлекин» | |
д) «Упрямая свечка» | с) «Мельница» | |
е) «Комарик» | т) «Кофемолка» | |
ж) «Насосик» | у) «Катание на мячике» | |
з) «Счет» | ф) «Тряпичная кукла - 1» | |
и) «Егорка» | х) «Примус» | |
к) «Скакалка» | ц) «Львенок греется» | |
л) Упражнения с мячом | ч) «Цветочный магазин» | |
м) «Перед сном» | ш) «Свеча» | |
щ) «Дровосек» | ||
5.1 РОЖДЕНИЕ ЗВУКА | ||
а) «Бамбук» | д) «Фонарь» | |
б) «Тряпичная кукла - 2» | е) «Антенна» | |
в) «Корни» | ж) «Разноцветный фонтан» | |
г) «Резиновый круг» | з) «Спираль» | |
и) «Орган» | ||
5.2 ИГРЫ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ | ||
а) Игры со свечкой | б) «Мыльные пузыри» | |
5.3 УПРАЖЕНИЯ НА 3 ВИДА ВЫДЫХАНИЯ | ||
а) 1-е упражнение | б) 2-е упражнение | |
в) 3-е упражнение | ||
5.4 ИГРЫ И УПРАЖЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ | ||
а) «Дрессированные собаки» | б) «Птичий двор» | |
5.5 РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА | ||
а) «Больной зуб» | д) «Баня» | |
б) «Капризуля» | е) «Темная ночь» | |
в) «Идиотики» | ж) «Мама мыла…» | |
г) «Коровка» и «Коровка бодается» | з) «Выращивание цветов» | |
5.6 РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА | ||
а) «Этажи» | г) «Оркестр» | |
б) «Маляр» | д) «Самолетик» | |
в) «Колокола» | е) «Чудо-лесенка» | |
ж) «Колокольчики» | ||
6. ЛОГИКА РЕЧИ | ||
а) «Поставь правильно ударение и правильно услышь его» | в) «Игра в откровенность» | |
б) «Окрась текст своим отношением» | г) «Поговорили» | |
д) Игры «Забавные стихи» | ||
6.1 ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ | ||
а) «Волшебная корзинка» | е) «Придумай диалог» | |
б) «Вкусные слова» | ж) «Расскажи от имени героя» или «Моя сказка» | |
в) «Сочини предложение» | з) «Похожий хвостик» | |
г) «Сочини сказку» | и) «Фантазии о…» | |
д) «Вопрос-ответ» | к) «Ручной мяч» | |
II. Актерское мастерство | ||
1. ВНИМАНИЕ | ||
а) «Путь в школу и домой» | о) Упражнение 4 | |
б) «Расклад предметов» | п) Упражнение 5 | |
в) «Арифмометр» | к 5 ) Упражнение 5 | |
г) «Пишущая машинка» | к 6) Упражнение 6 | |
д) «Кто как одет» | к 7) Упражнение 7 | |
е) «Мешаем читать» | л) «Отстающие движения» | |
ж) «Прочитай письмо» | м) «Зеркало» | |
з) «Теплоходы SOS» | н) «Тень» | |
и) «Испорченный телеграф» | о) «Проводник» | |
к) «Хлопки» | п) «Режиссер и актер» | |
к 1) Упражнение 1 | р) «Узлы и фигуры» | |
к 2) Упражнение 2 | с) «Мой любимец» | |
к 3) Упражнение 3 | т) «Зоопарк» | |
к 4) Упражнение 4 | у) «Цирк» | |
1.1 ПОНЯТИЕ О МАЛОМ И БОЛЬШОМ КРУГЕ ВНИМАНИЯ | ||
2. ВООБРАЖЕНИЕ | ||
а) «Ходьба» | е) «Письмо» | |
б) «Оправдание позы» | ж) «Оркестр» | |
в) «Шкатулка» | з) «Новичок в классе» | |
г) «Пристройка» | и) «Знакомство в метро» | |
д) «Повтори фигуру» | к) «Очередь» | |
2.1 УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ | ||
а) «Оправдание позы» | в) «Сочини историю» | |
б) «Оправдание места действия» | г) «Групповой рассказ» | |
3. ВИДЫ ЭТЮДОВ | ||
3.1 ЭТЮДЫ | ||
а) «Органическое молчание» | в) «Свяжи этюд» | |
б) «Беспредметное действие» | г) «Ожидание» | |
д) «Новый финал» | ||
3.2 ЭТЮДЫ НА ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОПРАВДАННОГО МОЛЧАНИЯ | ||
а) «На экзамене» | г) «В читальном зале» | |
б) «У телефонной будки» | д) «Туфли» | |
в) «Переезд на новую квартиру» | е) «Карикатура» | |
ж) «Ссора» | ||
Приложение 1. Скороговорки | ||
Каждый педагог выбирает упражнения, представленные в этом пособии по своему усмотрению. Игровые упражнения нужно менять чаще, чтобы у детей не пропал интерес к ним. При выборе упражнений, нужно также учитывать поставленную задачу на конкретное занятие. Если вы проводите разминку перед репетицией, то она не должна превышать 20-40 минут (в зависимости от возраста детей). Все этюды на 1 году обучения желательно проводить без слов. Чтобы дети учились действовать, а не прятались за текст. Познакомьте детей с основными принципами поведения на сцене: Я ВИДЕН, Я СЛЫШЕН, Я НИКОМУ НЕ МЕШАЮ.
Требования к упражнениям:
1. Вера в предлагаемые обстоятельства!
2. Быть серьезным при исполнении заданий!
3. Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие!
Главное правило актеров, спектакли играются:
1. Для глухих. Наши действия, движения, пластика должны быть очень выразительными, чтобы человек понял по ним суть спектакля.
2. Для слепых. Наша речь должна быть четкой, громкой и богатой интонациями.
I. Речевой тренинг
РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ
а) Массирование (1 – 1,5 минуты)
Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Если лбу стало тепло, значит Вы делаете правильно. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращайтесь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.
б) Постукивание(1 – 1,5 минуты)
Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Далее постукивают губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».
в) Вибрационный массаж
Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному и свободному течению звука. Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер. Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Обязательно игровая форма: представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.
АРТИКУЛЯЦИЯ
Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, педагог объясняет детям, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
а) «Назойливый комар»
(подготовительное упражнение: разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас нет рук, нет ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
б) «Хомячок»
Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
в) «Рожицы»
Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Подраздуть ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
а) «Улыбка – хоботок»
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.
б) «Часы»
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.
в) «Веселый пятачок»
1. На счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов.
2. Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево.
3. Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
г) «Шторки»
Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:
· «в» - верхняя губа поднимается вверх;
· «м» - возвращается на место;
· «з» - нижняя губа опускается вниз.
Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.
Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
а) «Уколы»
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
б) «Змея»
Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.
в) «Самый длинный язычок»
Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.
г) «Чаша»
Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.
д) «Коктейль»
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
е) «Львёнок и варенье»
Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.
ж) «Жало змеи»
Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
з) «Конфетка»
Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
и) «Колокольчик»
Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
к) «Язык на ребро»
Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
а) «Катание»
Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
б) «Удивленный бегемот»
Отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
в) «Зевающая пантера»
Нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить: «Вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
г) «Горячая картошка»
Положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
а) «Треугольник»
С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ, произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.
б) «Я» (из упражнений Е. Ласкавой)
Участники становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони кверху, произносит «Я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше.
в) «Соединение гласной и согласной»
В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произносить однотипные слоги. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.
г) «Парные согласные»
Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.
д) «Сложные звукосочетания»
Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».
е) «Эхо»
Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
ж) «Звуки»
БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ
МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ
ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ
ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ
БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДЫБДТ-БДГИБДТ
з) «Чистоговорки»
В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания.
и) «Сплетня»
С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Упражнение может использоваться и в разделе «Логика речи». Только там основной акцент будет сделан на новость, а здесь на чёткость произношения.
к) «Переброс» (из упражнений Е. Ласкавой)
Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.
л) «Чистоговорка в образе» (из упражнений Е. Ласкавой)
Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «От топота копыт пыль по полю летит» - как учительница русского языка, читающая диктант. Ту же чистоговорку, но в дице приказывающего человека и т.д.
ИГРЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ
а) «Испорченный телефон»
Играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи, и последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её вслух.
б) «Ручной мяч»
Ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребёнка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.
в) «Змейка с воротцами»
Дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребёнок повторяет скороговорку.
г) «Фраза по кругу»
Дети, сидя по кругу произносят одну и туже фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – отработка интонации;
д) «Главное слово»
Дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.
ДЫХАНИЕ
а) «Свечка»
Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.
б) «Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой)
Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.
в) «Разброс»(из упражнений М. Гансовской)
На входе прыжком широко расставляются ноги, и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхается воздух и собирается всё тело вместе.
г) «Снайпер»
То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.
д) «Упрямая свечка»
То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.
е) «Комарик»
Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
ж) «Насосик»
Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» сгибается в пояснице до прямого угла, «накачивает мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями.
Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.
з) «Счёт»
Распределить выход на заранее заданное количество счетов: четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно даётся кратным четырем, но Е. Ласкавая делает счет кратным трём. Большое значение в кратности трём или четырём я не вижу.
Это упражнение, сопровождается движением руки. Пока рука двигается в одну сторону, произносится одна цифра (один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую сторону – следующая (и тоже один раз непрерывным звуком).
и) «Егорка»
«Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание.
Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.
Очень важно помнить, что время выполнение каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.
к) «Скакалка»
Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.
Катер, катер, белый катер.
Белый, белый катерок.
Катит, катит, словно гладит
Скатерть белый утюжок.
л) «Упражнение с мячом»
Стукая мяч об пол, читать стихи:
Барабанил в барабан
Барабанщик Андриан
Барабанил, барабанил
Бросил барабан
Пришел баран,
Прибежал баран,
Прободал барабан
И пропал барабан
м) «Перед сном»
Лечь на пол на спину, положить руку на живот. Полностью расслабить все мышцы и, вспоминая, как умиротворённо дышится перед сном, попытаться отследить технологию этого вдоха. Затем следует обратить внимание на положение живота, диафрагмы, грудной клетки в процессе дыхания и попытаться мысленно зафиксировать это положение.
Необходимо повторить вдох, сознательно утрируя движение мышц живота, обратить особое внимание на расслабленность плеч. Когда же ученик понял принцип дыхания и овладел им, приступаем к вариантам упражнения со счётом (выполняются лёжа).
Вдох – задержка дыхания – выдох на счёт. Сначала выдох длится 3 счёта, затем 6, 9 и т.д.
Вдох 5 с. – задержка дыхания 5 с. – выдох 5 с. Повторить 6 раз.
н) «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
· вдох – руки и голову поднять вверх;
· выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
· вдох - левую руку отставить назад, голову поднять вверх;
· выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
· вдох – выдох – повторить тоже самое с правой ноги;
· вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
· выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.
Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.
о) «2 вдоха и дв2 выдоха»
Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.
п) «Черепаха-2»
Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через длинное произнесение звука «п».
р) «Арлекин»
Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закреплённом плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.
с) «Мельница»
Вдох в живот – руки поднимаем вверх. Задержка дыхания. Выдох – наклон, руки опускаем вниз. И так 6 раз. Усложняем упражнения. Вдох – корпус, голову, руки опускаем вниз. Выдох – корпус выпрямляем, руки поднимаем вверх 6 раз.
т) «Кофемолка»
Садимся на «мячик». Вдох в живот. Задержка дыхания. Выдох – круговое движение бёдрами: 3 в одну сторону и 3 в другую.
у) «Катание на мячике»
Из положения «сидим на мячике» перекатываемся с пятки на носок – выдох, с носка на пятку – вдох. Затем, наоборот: с пятки на носок – вдох, с носка на пятку – выдох.
ф) «Тряпичная кукла»
Вдох – руки поднимаем вверх «в замок», выдох – бросок расслабленного тела вправо, влево, вперёд.
х) «Примус»
Резкий вдох в низ живота. На «холодном выдохе» через «п» - резкое поджимание ягодиц.
ц) «Львенок греется»
Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется» всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и приступаем к следующему блоку.
ч) «Цветочный магазин»
Представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем через нос ароматы цветов. Если ученик точно выполняет задание, то он автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем через рот, как бы беззвучно произнося «ха» (тёплый выдох).
ш) «Свеча»
Это упражнение включает 3 ступени. Движение каждой повторяем 6 – 8 раз.
1-я ступень: делаем вдох в живот, затем представляем себе, что дуем на пламя свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в горизонтальном положении.
2-я ступень: упрямая свеча. Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет. Выдох становится более интенсивным.
3-я ступень: затушу свечу. Теперь делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.
щ) «Дровосек»
Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.
Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве посредствам физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.
РОЖДЕНИЕ ЗВУКА
Следует обратить внимание на тот факт, что чем конкретнее ученик представляет технологию звукоизвлечения, тем более стабильно он достигает результатов. Мы апеллируем к воображению ребят, добиваясь от них полного сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно передвигать его в своём теле и пространстве и, наконец, осознанно овладеть им. Необходимо продолжить все усилия для того, чтобы студийцы учились слышать себя и своих товарищей. Для этого нужно каждый раз обращать их внимание на верный звук, а также на ошибки в звучании и стараться помочь определить причины этих ошибок.
Все последующие упражнения начинаются с правильного вдоха в живот.
а) «Бамбук»
Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно выстраиваем позвоночник, начиная с копчика, представляя, что каждый позвонок – это звено молодого бамбука. В каждом звене мы умозрительно посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом стоне – прерывисто произнося звук «м». Но в тот момент, когда берётся дыхание, не должно возникать жёстких точек. Когда позвоночник выстроен, бамбук острой стрелой пронзает небо.
б) «Тряпичная кукла-2»
Это упражнение аналогично дыхательному «Тряпичная кукла – 1», правда на выдохе мы стонем на звук «м».
в) «Корни»
После полузевка представляем, что наши ноги превращаются в корни деревьев и уходят глубоко в землю, с ними же в землю уходит звук «а».
г) «Резиновый круг»
Представляем себе, что наши бёдра скованы упругим резиновым кругом, и мы звуком «о» на выдохе отталкиваем его от себя кистями рук и животом.
д) «Фонарь»
Представляем себе, что в нашей груди находится столп света, который мы со звукам «я» на выдохе выпускаем наружу, освещая им всё пространство вокруг.
е) «Антенна»
Мы представляем себе, что из нашего темени в небо уходит антенна со звуком «и».
ж) «Разноцветный фонтан»
Произносим весь блок гласных звуков – А, О, Я, Э, И, представленных в предыдущих упражнениях (от «Корней» до «Антенны»). Добиваясь звучания, аналогичного достигнутому: воображаем, что через наше тело пробивается наружу и вверх разноцветный фонтан воды.
з) «Спираль»
Всё те же звуки прокручиваем по спирали снизу вверх вокруг нашего позвоночника.
и) «Орган»
Дети лежат на спине, «переливая» любой гласный звук или сонорный «м» по телу от ног до головы.
РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА
а) «Больной зуб»
Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.
б) «Капризуля»
Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.
в) «Идиотики»
Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 -8 раз.
г ) «Коровка» и «Коровка бодается»
На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Когда и это выполнено, руководитель даёт команду: «По моей руке – «идиотики». Рука быстро идёт вниз - вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук подобие «м – м – мам – м – м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.
д) «Баня» (из упражнения Е. Ласкавой)
Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция.: дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам. Похлопывание производится поочерёдно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.
е) «Тёмная ночь»
На удобной ноте почти пропевается фраза «тёмная ночь». Особенно педалируются звуки «мн» и «н». Во время выполнения упражнения надо следить, чтобы хотя бы звуки «мн» и «н» произносились в соответствии с правилами произнесения масочного звука.
ж) «Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила».
Это упражнение идентично предыдущему. Единственное, что изменено, - это фраза. В процессе выполнения упражнения надо проследить, чтобы оно начиналось и заканчивалось звуком «м». То есть произносится «не любилам – м – м», а не «не любила».
з) «Выращивание цветов»
Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».
РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА
а) «Этажи»
Педагог выбирает мальчика, который задаёт самый низкий звук. Все остальные должны подстроиться к нему. Затем ведущий поднимает звук на одну ступеньку вверх, произнося слова: «Второй этаж». Все повторяют эти слова уже в новой «тональности». Третий этаж – ещё одна ступенька вверх. И тек до пятого этажа. Затем дети при помощи голоса «спускаются» в «подвал». Это упражнение можно довести до 15 «этажей», но постепенно, по мере того как у ребёнка будет расширяться диапазон голоса.
б) «Маляр»
Ребята красят забор, и вместе с рукой перемещается их голос: «Вверх и вниз, вверх и вниз…»
в) «Колокола»
По принципу «этажей» дети опускают и поднимают звук на слоги: «бом», «бим», «дили», «дон» и т.д. Когда максимальный диапазон звучания достигнут, педагог предлагает новое задание. Студийцы распределяются по группам. За каждой закрепляется один из слогов, который произносится в определённом ритме. Когда каждая группа усвоила свою «партию», они объединяются в совместном звучании. Возникает своеобразная полиритмия – гармоничный «колокольный звон».
Это упражнение помогает расширить диапазон голоса, развить умение выдерживать свой ритмический рисунок в речевом многоголосии.
г) «Оркестр»
Это упражнение строится по тому же принципу, что и «Колокола». Каждый студиец выбирает себе инструмент. Затем все по очереди «звучащие инструменты» начинают играть в оркестре, чётко выдерживая темп «произведения», которое прямо на занятии импровизируется.
д) «Самолётик»
Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа – это один «мотор» «самолёт». Руководитель поочерёдно включает каждый «мотор». «Мотор» «работает» на звуке «а» и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», руководитель начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко снимается.
е) «Чудо-лесенка»
Каждую последующую фразу участники произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой-шагаю,
Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:
Шаг-на-го-ры,
Шаг-на-ту-чи…
А-подъ-ём-всё-вы-ше, кру-че…
Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
ж) «Колокольчики»
Участники распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар – бом! И отзвук – ммм…
БУммм – Боммм! БУммм – Боммм! БУммм – Боммм!
ДИньнь – Доннн! ДИньнь – Доннн! ДИньнь – Доннн!
ЛОГИКА РЕЧИ
а) «Поставь правильно ударение и правильно услышь его»
Задаётся три вопроса с разным логическим ударением, и надо дать ответы именно на эти вопросы.
«Добылбобыль бобы?»
«Добылбобыль бобы»
Добыл бобыльбобы?»
«Добыл бобыльбобы»
«Добыл бобыль бобы?»
«Добыл бобыль бобы»
б) «Окрась текст, своим отношением»
Фраза, окрашивается отношением к ударному слову: какой это бобыль умница; и зачем ему эти бобы; да не добыл, а украл и т.д. и т.п.
в) «Игра в откровенность»
Выбирается скороговорка и её текстом высказывается отношение к чему-либо или к кому-либо. Это упражнение делается в трёх вариантах. Во–первых, объясниться с руководителем (он одушевлённый и в достаточной мере нейтрален) на заранее заданную тему (я вас люблю, вы мне надоели, давайте поговорим и т.д.), во–вторых, каждый участник выбирает себе партнёра, и они объясняются на одну тему с помощью чистоговорок. В–третьих, объяснение с неодушевлённым предметом.
г) «Поговорили»
Предлагается сделать этюд на тему фраз: «Не хотите ли чаю?» - «Спасибо, я уже пил». Первой фразой надо:
1. Пригла<