Методы диагностики психологического

Введение

Социальная среда оказывает влияние на человека и является «источником», питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности и роли [24].

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, учащегося, студента, служащего, супруга и родителя [25].

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания [24]. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм [50].

Одним из свойств личности, которое прямо связано с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности является самооценка [1]. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей [36]. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения [48]. В то же время низкая самооценка приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют следующие воздействия низкой самооценки [14]:

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, -- социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей -- потребности в уважении -- развивается резкое ощущение личностного дискомфорта [19]. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе [13].

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [13]. Именно поэтому в данной работе было решено создать группу и реализовать в ней коллективное творческое дело.

Коллективное творческое дело (КТД) - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) [47]. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые [55].

Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет достичь оптимального результата.

Цель: изучение роли коллективного творческого дела в формировании психологического климата в детском коллективе.

Задачи:

· Проанализировать психолого- педагогическую литературу по вопросам психологического климата;

· Изучить особенности организации и проведения коллективного творческого дела;

· Разработать коллективное творческое дело;

· Подобрать и провести диагностики по изучению психологического климата в детском коллективе

Методы исследования:

- теоретический (анализ научной литературы);

- эмпирический (наблюдение, тестирование: методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, методика САН).




3. Организация коллективного творческого дела в детском коллективе

3.1 Проведение коллективного творческого дела в МОУ СОШ № 19

Для организации КТД проводилась работа с 7 «а» классом школы № 19 по следующему алгоритму:

1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или социальной цели (для детской группы).

Необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).

Что к лучшему измениться в этом мире (на этом сборе, в нашем дворе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно (для ребят)?

Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь

2. Определение контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определение содержания дела.

Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы.

Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.

4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.

5. Определение типа и формы дела

Форма определяет, как будет проходить это дело.

Пример: Праздник посвященный 250-тилетию г. Перми. Цель -формирование бережного отношения к своему городу, уяснение таких понятий как родина, отечество, формирование чувства долга. Содержание - представление для жителей микрорайона, субботник, беседы о известных пермяках, о роли каждого в жизни города, праздник города в школе. Форма представления для жителей микрорайона - концерт, субботника, беседы о пермяках- концерт (агитбригада), бесед о роли каждого - диспут, праздника в школе - ярмарка.

6. Решение организационных проблем

Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.

7. Проведение КТД.

8. Подведение итогов КТД.

Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(Обработка - это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений.

Коллективу 7 «а» класса было предложено провести яркое мероприятие, для всей школы, за организацию и проведение которого, были ответственны именно они.

Ребята предложили множество вариантов: спортивный праздник, концерт для ветеранов, выезд в детский дом, со сбором вещей для детей- сирот, но был выбран концерт, силами МОУ СОШ №19 «Минута славы», с приглашением ветеранов и пенсионеров района.

3.2 Диагностика и анализ психологического климата в коллективе

КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Диагностика психологического климата в коллективе крайне важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, профилактики деловых конфликтов и снижения экономических показателей организации. Диагностика социально-психологического климата дает возможность выявить внутренние процессы, происходящие в коллективе, предотвратить конфликты, обеспечить формирование эффективных рабочих групп.

Обычно при диагностике психологического климата применяется комплекс методических процедур: специально сконструированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, шкалы внутригрупповой приемлемости, шкалы-опросники, социометрические опросники и др. Изучение психологического климата можно строить на основе практических (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.) и психологических методов, требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование, шкалирование, референтометрия и др.). [12, с.57] Подбор средств диагностики зависит от непосредственной цели исследования. Существуют различные варианты исследований. Рассмотрим их.

Диагностика эмоционально-психологического климата группы. Выявляется структура эмоциональных отношений, отражающая уровень развития в коллективе эмоционально-психологических показателей (доброта, сотрудничество, взаимное уважение, равнодушие и т.д. - всего 20). Составляется «эмоциональный профиль» группы.

Расчет индивидуального индекса эмоционального благополучия для каждого сотрудника отражает, во-первых, оценку, данную своему коллективу, а во-вторых, личное эмоционально-психологическое состояние человека в команде, опосредованное в такой оценке. Кроме того, на основании проведенного исследования выявляется круг сотрудников, показавших низкие результаты в данной методике, на которых Заказчику рекомендуется акцентировать особое внимание.

Определение психологического климата в коллективе. Показывает степень развития наиболее важных семи характеристик коллектива: ответственности, коллективизма, сплоченности, контактности, открытости, организованности, информированности. Данная методика допускает анонимное исследование, что повышает ее надежность.

Экспресс-анализ социально-психологического климата в коллективе. Определяет степень зрелости коллектива и диагностирует опасность конфликтов и неприятностей для команды.

Диагностика ценностно-ориентационного единства организации (подразделения). Изучение сплоченности организации. Исследование определяет степень совпадения оценок, установок, позиций работников по отношению к наиболее значимым для них объектам (людям, задачам, идеям, событиям).

Определение деловых ролей сотрудников организации. Для эффективного управления коллективом руководителю необходимо понимать роли, которые могут выполнять члены команды. Социальная роль базируется на профессиональных навыках, практическом опыте и личностных особенностях, которые сотрудники используют при реализации проекта и решения проблемы.

Данное исследование сможет выявить потенциальную возможность каждого члена коллектива исполнять ту или иную социальную роль при совместной работе в команде: лидер, реализатор, генератор идей, объективный критик, организатор или начальник штаба, снабженец, душа коллектива, отделочник или контролер.

Социометрический опрос в организации. Сущность такого опроса сводится к выявлению «симпатий» и «антипатий» между сотрудниками, то есть к определению системы эмоциональных отношений в организации. Это достигается путем осуществления каждым участником опроса определенных выборов из всего состава подразделения организации по заданным критериям .

Все данные о таких выборах заносятся в особую таблицу - социоматрицу и представляются в виде особой диаграммы (социограммы). Составление социоматрицы позволяет определить: неофициальных лидеров в организации; тех, кто отвергается коллективом; тех, кто не участвует в жизни организации; место, которое занимают руководители разного уровня в неофициальной структуре подразделения, уровень их авторитетности. Кроме того, такое исследование выявляет имеющиеся противоречия между сотрудниками, наличие серьезных конфликтов, которые внешне могут и не проявляться.

После составления и анализа социоматрицы рассчитываются различного рода социометрические индексы, как индивидуальные, так и групповые. На их основании вырабатываются рекомендации по оптимизации межличностных отношений в организации.

Определение существующих элементов корпоративной культуры компании. Позволяет выявить важные разделяемые всеми сотрудниками верования, идеи, мысли, чувства, материальные ценности и т.д.

Определение модели корпоративного поведения. Тест на этику корпоративного поведения, позволяющий определить этический уровень сотрудников организации.

Для благоприятного (зрелого, здорового) психологического климата свойственны:

· преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

· чувство групповой сплоченности и товарищества;

· высокий уровень профессиональной подготовленности работников;

· хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

· равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;

· своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;

· справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;

· нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;

· использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;

· критика и самокритика;

· коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;

· охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.

Методика изучения психологического климата коллектива
3 2 1 0 1 2 3
где 3 – свойство проявляется в группе всегда; 2 – в большинстве случаев; 1 – свойство проявляется редко; 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. 2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. 3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. 4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. 5. Успехи и неудачи товарищей вызывают искреннее сопереживание всех членов коллектива. 6. С уважением относятся к мнению друг друга. 7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. 8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение. 9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. 10. Коллектив активен, полон энергии. 11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива. 12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. 13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых.
1. Преобладает подавленное настроение. 2.Конфликтность в отношениях и антипатии. 3.Группировки конфликтуют между собой. 4.Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. 5.Успехи и неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. 6.Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. 7.Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива. 8.В трудные минуты коллектив "раскисает", возникают ссоры, взаимные обвинения, растерянность. 9.К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно. 10.Коллектив инертен. 11.Новички чувствуют себя чужими, к ним проявляют враждебность. 12.Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. 13.Коллектив заметно разделяется на "привилегированных", пренебрежительное отношение к слабым.

Обработка данных:
Сложить оценки левой стороны – сумма А; сложить оценки правой стороны – сумма В; найти разницу С=А–В. Если С равно 0 или отрицательное, то психологический климат в коллективе неблагоприятный с точки зрения конкретного работника. Если показатель С выше 22, то климат благоприятный. От 8 до 22 – средняя степень благоприятности; от 0 до 8 – начальная неблагоприятность.

Методика САН
(Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения).

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Типовая карта методики САН

Фамилия, инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____ Дата_________________________ Время____________

Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
Пассивный Активный
Малоподвижный Подвижный
Веселый Грустный
Хорошее настроение Плохое настроение
Работоспособный Разбитый
Полный сил Обессиленный
Медлительный Быстрый
Бездеятельный Деятельный
Счастливый Несчастный
Жизнерадостный Мрачный
Напряженный Расслабленный
Здоровый Больной
Безучастный Увлеченный
Равнодушный Взволнованный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Свежий Изнуренный
Сонливый Возбужденный
Желание отдохнуть Желание работать
Спокойный Озабоченный
Оптимистичный Пессимистичный
Выносливый Утомленный
Бодрый Вялый
Соображать трудно Соображать легко
Рассеянный Внимательный
Полный надежд Разочарованный
Довольный Недовольный

3.3. Разработка рекомендаций по формированию психологического климата в детском коллективе

Как создать комфортный психологический климат? 1. Учеными доказано, что достаточно чисто территориального разделения, чтобы связи между людьми нарушились, поэтому если ваш коллектив располагается в разных кабинетах, то отношения между людьми будут прохладными. А объединить людей в разы сложнее, чем поссорить, и объединяющим началом служит общая беда, общий враг или совместное решение общей сложной, проблемной ситуации. 2. Психологический климат проще изначально строить позитивным и затем его поддерживать, чем потом исцелять конфликты. Только искренняя забота о людях руководителя, его включенность и сердечность являются плодородной почвой. При формальном отношении к людям связи рушатся. 3. Для позитивного психологического климата важно формировать систему наставничества, выделяя лучших сотрудников по результатам труда в тех или иных сферах и как почетную функцию возлагая на них заботу о новичках. 4. Важны перспективы, положительный образ будущего через год, три и пять лет. Добивайтесь того, чтобы сотрудники видели себя через это время уже сегодня, чтобы этот образ им нравился, их мотивировал. 5. Надо создать свои правила общения и решения спорных вопросов.   Одним из важных правил является «анализ без оценки», где разбираются сложные ситуации и поведение сотрудников, при этом нет оценки личности человека. Безоценочность создает атмосферу безопасности и доверия.   Как поддержать комфортный психологический климат? 1. Разговор в открытую, с уважением к личности каждого и с бережным отношением к чувствам каждого – это основа для поддержания психологического климата. 2. Отношения начинают трещать по швам, если нарушены нормы труда, если люди перерабатывают и физически не успевают восстанавливаться. Заботьтесь о своих сотрудниках! 3. Каждый работник периодически должен делиться позитивом, новым результатом, который его самого развивает. Это создает общую атмосферу развития, успеха, и постепенно ценность развития и работы на результат становится ценностью всего коллектива.

Заключение

Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей [21]. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку [34].

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка [48].

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки [14].

Низкая самооценка приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют следующие воздействия низкой самооценки [48]:

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, -- социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей -- потребности в уважении -- развивается резкое ощущение личностного дискомфорта [4]. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе [3].

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [4]. Именно поэтому в работе было решено создать группу и реализовать в ней коллективное творческое дело. Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет достичь оптимального результата.

Цель коллективного творческого дела:создание условий для повышения социометрического статуса и самооценки в группах младших подростков.

Задачи:

§ создать группу детей для реализации коллективного творческого дела;

§ мотивировать детей на предстоящую работу;

§ стимулировать самостоятельность и активность детей;

§ создать атмосферу доброжелательности и принятия;

§ улучшить психологический климат в группе;

Этапы:

I. Знакомство. Установка контакта с детьми. Проведение диагностических методик (см. приложения 1 и 2).

II. Проведение коллективного творческого дела.

III. Проведение повторной диагностики, сравнение с первичной диагностикой.

IV. Формулировка выводов.

Содержание коллективного творческого дела

Заключение

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам [32]. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса [28].

Каждый человек участвует в комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играет несколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляют собой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формирования его самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархической системы [48]. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различий обнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большой степени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не может позволить себе их разочаровывать [27].

В распространенном в психологии смысле, творчество -- это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания,решения, способы действия, материальные продукты) [9].

Рассматривая коллективное творческое дело, как многоуровневую модель, видно, что большая часть воспитательных задач решается на уровнях подготовки и организации, поэтому при рассмотрении творческого дела следует особенное внимание уделять процессу подготовки и организации дела. Таким образом, при работе с детьми, главным педагогическим результатом является процесс подготовки и организации дела, а не его внешний результат [55].

Экспериментальной базой для реализации коллективного творческого дела было выбрано МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 села Смоленского Смоленского района Алтайского края». В работе принимали участие дети пятых классов в количестве 40 человек.

Были созданы 2 экспериментальные группы:

§ в качестве экспериментальной группы «А» были выбраны учащиеся 5-го «А» класса;

§ в качестве экспериментальной группы «Б» были выбраны учащиеся 5 «Б» класса.

Для реализации целей исследования были выбраны несколько методик:

1. методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено;

2. методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

После проведения первичной диагностики выяснилось, что по результатам исследования, в группе «Б» более нестабильная ситуация, чем в группе «А» как по уровню благополучия взаимоотношений, так и по уровню самооценки.

В экспериментальной группе «А» эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе «Б».

После реализации коллективного творческого дела социометрический статус и самооценка некоторых детей изменились в сторону улучшения. в обеих экспериментальных группах произошла перестройка отношений и многие дети перестали быть «отверженными», коллективы стали относиться к ним более уважительно, взаимоотношения в группах улучшились, дети чувствуют себя комфортно, уверенно, удовлетворены общением, в группах положительный эмоциональный фон.

Для подтверждения достоверности различий между первичной и вторичной диагностикой самооценки было произведено сравнение средних по зависимым выборкам (t-критерий Стьюдента для зависимых выборок). В результате получился вывод, о том, что существуют достоверные различия между выборками при уровне значимости p<0,05.

Таким образом наша гипотеза подтвердилась, по результатам исследования можно сделать вывод, что разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует повышению социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков.

Следовательно, поставленная в начале исследования цель достигнута, основные задачи решены, наша гипотеза подтвердилась.

Самооценка, как составляющая «Я - образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие [40]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки [4].

Экспериментальная база:исследование проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» села Смоленского Смоленского района Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 младших подростков, обучающихся в пятых классах.

Сроки проведения: исследование проводилось в период с ноября 2008 года по апрель 2009 года.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами и педагогами при организации внеклассной работы с детьми с целью формирования детского коллектива и улучшения климата в группе. С этой целью разработаны методические рекомендации «Методические рекомендации по организации коллективного творческого дела с подростками в рамках воспитательной работы в школе».

Практические наработки могут быть использованы студентами при организации психолого-педагогической практики. По результатам экспериментального исследования подготовлено и реализовано выступление на педсовете школы.

Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются ее объект, предмет, цель, гипотеза, формулируются задачи, методы исследования, экспериментальная база, и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы изучения социометрического статуса и самооценки в психологической литературе»определено основное содержание понятий, раскрывающих тему исследования; описано влияние групповых норм и требований на развитие личностных качеств подростков

В работе уточнены и конкретизированы следующие понятия: личность, социальная среда, процесс социализации, социализация в группе, социальная роль, социометрический статус, самооценка, творчество, коллективное творческое дело.

Во второй главе «Экспериментальное исследование социометрического статуса и самооценки младших подростков»: описываются выбранные методики исследования; дается классификация социометрического статуса подростков в учебной группе; представлены результаты исследования социометрического статуса подростков в группе; представлены результаты исследования самооценки подростков.

В заключении сделаны выводы по результатам экспериментального исследования.

Список литературы включает 60 источников.

В приложения включены следующие материалы: социометрические матрицы, обработка и интерпретация результатов исследования самооценки, социометрическая карточка, вопросы для интервью с преподавателями.

Введение

Социальная среда оказывает влияние на человека и является «источником», питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности и роли [24].

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, учащегося, студента, служащего, супруга и родителя [25].

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок п

Наши рекомендации