Ж. Пиаже и А.А. Венгер: заочный диалог
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Мышление ребенка как предмет изучения генетической психологии Ж. Пиаже. Основные понятия концепции. Стадии развития интеллекта. Основные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Научные диалоги: Ж. Пиаже — Л.С. Выготский; Ж. Пиаже — П.Я. Гальперин; Ж. Пиаже — А.А. Венгер.
Основные понятия: умственные конструкции, интеллектуальное развитие; аккомодация, ассимиляция, «задачи Ж. Пиаже», «феномены Ж. Пиаже», глобальность восприятия, эгоцентрическая речь.
Наиболее доступно и просто концепция Ж. Пиаже изложена в работе К. Флэйк-Хобсона. В изложении К. Флэйк-Хобсона она выглядит следующим образом. В поле внимания Ж. Пиаже — проблемы мышления и процессы усвоения знаний. Согласно Ж. Пиаже, мышление детей существенно отличается от мышления взрослых. Дети являются активными субъектами собственного умственного развития.
Способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит «общее развитие детского организма» и «расширяются горизонты изучаемого ребенком мира».
Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Ж. Пиаже рассматривал как «непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов — людей, предметов, явлений». Он считал, что такая форма обучения в процессе деятельности необходима для нормального развития ребенка и успешного процесса его взросления.
По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит четыре больших периода:
1) чувственно-двигательный (сенсомоторный), охватывающий период от рождения до 2 лет;
2) дооператорный период — от 2 до 7 лет;
3) период конкретного мышления — от 7 до 11 лет;
4) период формально-логического, абстрактного мышления — от 11 —12 до 18 лет и старше.
Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Однако, согласно Ж. Пиаже, не каждый человек способен достичь четвертой стадии развития мышления.
Л.Ф. Обухова о концепции Ж. Пиаже
Л.Ф. Обухова — автор целого ряда работ, посвященных развитию детского мышления. Большое внимание в связи с этим она уделила концепции Ж. Пиаже. В ее работах вы найдете глубокий анализ трудов выдающегося психолога.
Л.Ф. Обухова выделила и раскрыла содержание основных понятий концепции Ж. Пиаже. Идея трансформации, идея конструкции, схема действия, группировка, аккомодация и ассимиляция, равновесие — описание этих и других категорий вы найдете в работах Л.Ф. Обуховой.
Она же обратила внимание на уникальные слова Ж. Пиаже о том, что человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии»; «познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур».
Д.Б. Эльконин о концепции Ж. Пиаже
Д.Б. Эльконин вступает в полемику с Ж. Пиаже по поводу его размышлений относительно роли и функций эгоцентрической речи у ребенка дошкольного возраста. В соответствии со своей общей концепцией развития сознания у детей Пиаже различает речь социализированную, выполняющую функцию общения, и речь эгоцентрическую, которая не выполняет функции общения, являясь речью для себя. С точки зрения Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь в дошкольном возрасте составляет значительную часть всех высказываний ребенка. Эгоцентрическая речь занимает преобладающее положение в младших возрастах и постепенно вытесняется социализированными формами. Это вытеснение происходит в силу приспособления ребенка к «социализированной мысли взрослых».
Концепция Ж. Пиаже, по свидетельству Д.Б. Эльконина, исходит из первичного аутизма детского сознания. Для Ж. Пиаже эгоцентрическая речь является симптомом эгоцентричности сознания, вырастающего из аутизма младенца, его направленности на собственные внутренние переживания и состояния. Эгоцентризм — это переходная ступень от аутизма к социализации, показатель того, что ребенок не отделяет себя достаточно четко от внешнего мира, а «проецирует в этот мир содержание своего субъективного мира». Однако общность интересов между ребенком и его товарищами и усиление влияния со стороны взрослых Ж. Пиаже называет в качестве факторов, способствующих уменьшению эгоцентризма.
В своей работе Д.Б. Эльконин достаточно подробно прослеживает основные линии заочных диалогов Ж. Пиаже — Л.С. Выготский; Ж. Пиаже — А.А. Венгер.
Ж. Пиаже и А.А. Венгер: заочный диалог
По мнению Ж. Пиаже, в дошкольном возрасте эгоцентризм мышления, неотделенность «я» ребенка от среды приводят к тому, что ребенок не выделяет «реальных причинно-следственных связей». Только к 7—8 годам снижается эгоцентризм, вычленяется «я» и как следствие появляются интерес к действительной причинности и первые формы ее объяснения. К этому времени приходит к ребенку понимание относительности своей точки зрения при сравнении ее с точкой зрения других людей. Индивидуальная точка зрения заменяется, а точнее, «вытесняется» социальной. Последняя навязывает ребенку свои законы, законы логического мышления. В этом возрасте впервые появляется возможность усвоения человеческого опыта. По Ж. Пиаже, обучение и другие воздействия взрослых могут по настоящему влиять на развитие ребенка, начиная лишь с 7 — 8-летнего возраста.
А.А. Венгер в собственных экспериментальных исследованиях предприняла попытку изучить вопрос понимания причинности детьми дошкольного возраста. Детям даже самого младшего дошкольного возраста (3—4 года) в известной степени доступно понимание причинности. Понимание причинности неуклонно растет на протяжении дошкольного детства. Существенный перелом в понимании причинности наступает приблизительно в 5 лет. Понимание причин зависит от: особенностей явлений и лежащих в их основе причинных зависимостей; способа знакомства с явлением.
А.А. Венгер доказала в своих исследованиях, что при соответствующей организации непосредственного детского опыта и его обобщения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто понимание действительных причин некоторых явлений.
Повторите исследование А.А. Венгер и проведите экспериментальное исследование с тонущими и плавающими предметами. Ход эксперимента описан в работе Д.Б. Эльконина и в пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.