Основные приемы обучения
Пояснительная записка
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.
Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую категорию – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, последствия социальной и эмоциональной депривации и т.п.
В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Особое внимание при обучении детей с ОВЗ уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Отличительной особенностью программы является организация разнообразной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей с ОВЗ, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ - это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.
В предлагаемой программе основной целью является формирование такой предпосылки развития психологического качества будущего школьника, как овладение умениями учиться. Для обеспечения комплексного подхода задания подобраны так, чтобы решалось сразу несколько задач. В тоже время, зная проблемы конкретного ребенка, можно подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.
В предлагаемой программе основной целью является развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Данная цель реализуется через задачи:
· Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
· Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
· Увеличение объёма внимания и памяти.
· Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
· Развития речи, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.
Основные приемы обучения.
• Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;
• Одушевление того, о чем сообщается на занятии;
• Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;
• Пальчиковая гимнастика.
• Графические работы и работы по образцу (конструирование по предложенной схеме, рисование по клеточкам).
• Анализ литературных произведений.
• Элементы сказкотерапии.
• Упражнения для развития основных мыслительных операций: анализ – синтез, обобщение, классификация.
• Упражнения для установления причинно-следственных связей.
Занятия в программе расписаны поурочно, без дат, так как расписание у детей разное.
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий (2 ч. в неделю)
В содержание каждого занятия входят:
Ритуал приветствия.
Упражнения мозговой гимнастики: «Перекрестные движения», «Ленивые восьмерки»,
«Шапка для размышлений», « Четыре стихии»,
игры на развитие различных групп мышц «Кораблик», упражнения на мышечную релаксацию.
Основная часть
В которойразвивается активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.