Тема 2. Суждение. Классификация суждений. Модальность суждений
Студент должен:
Иметь представление:
- об истинности и ложности суждений;
- о связи суждений и предложений;
- о модальности и ее видах;
Знать:
- языковую форму выражения суждений;
- состав и структуру суждений;
- виды простых суждений;
- структуру атрибутивного суждения;
- деление простых суждений по количеству и качеству;
- объединенную классификацию простых категорических суждений по качеству и
количеству;
- распределенность терминов в простых суждениях;
- виды логических связок в сложных суждениях;
- алетическую, эпистемическую и деонтическую модальности;
- основные виды вопросов и ответов;
Уметь:
- определять в суждениях субъект, предикат и связку;
- распределять термины в простых суждениях;
Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Структура простого категорического суждения. Простые суждения. Атрибутивные суждения. Количественные и качественные характеристики атрибутивных суждений. Категорические суждения. Суждения об отношениях, их количественные и качественные характеристики. Распределенность терминов в суждениях.
Сложные суждения. Соединительные суждения: конъюнктивные, последовательно конъюнктивные, одновременно конъюнктивные. Разделительные суждения: дизъюнктивные и строго-дизъюнктивные. Условные и импликативные суждения. Понятия необходимого и достаточного условий. Значение выявления логической формы суждений для исследования нормативных актов и других документов, имеющих юридическое значение. Выражение суждений на языке логики высказываний.
Таблицы истинности сложных суждений.
Модальность суждений. Алетическая, эпистемическая, деонтическая, темпоральная модальности. Логическая характеристика норм права. Проблема истинности норм права. Логические характеристики понятий "обязательно", "разрешено" и "запрещено".
Тема 3. Отношения между суждениями. Логический квадрат. Виды вопросов
Студент должен:
Иметь представление:
- о преобразовании суждений;
- о роли вопросов и ответов в практической деятельности юриста.
Знать:
- виды отношений между простыми суждениями, способ их представления с исполь зованием логического квадрата;
- основные виды вопросов и ответов;
- правила вопросов и ответов.
Уметь:
- производить основные операции с суждениями;
- устанавливать отношения между категорическими суждениями по логическому
квадрату;
- находить ошибки при постановке вопросов и при ответе на них.
Преобразование суждений. Обращение, превращение, противопоставление предикату; порядок, правила и практическое значение преобразований.
Виды отношений между суждениями по логическим формам. Сравнимые и несравнимые суждения, совместимые и несовместимые. Суждения. Логический квадрат.
Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрицание простых и сложных суждений.
Вопрос как мысль особого типа. Понятие предпосылки вопроса. Вопросно-ответные ситуации в правовом познании. Значение учения логики о вопросах для юридической практики. Уловки, основанные на особенностях предпосылок вопросов. Простые и сложные вопросы. Открытые и закрытые вопросы. Логически корректные вопросы. Логически некорректные вопросы: бессмысленные, недоопределенные, провокационные, тавтологичные (логически и фактически). Виды ответов. Правильные ответы. Сильные и слабые ответы. Полные и неполные ответы. Неправильные ответы: нерелевантные и тавтологичные (логически и фактически).
Прагматическая характеристика вопросов. Простые и сложные вопросы. Прагматически правильные вопросы. Прагматически неправильные вопросы. Прагматически правильные ответы. Прагматически неправильные ответы.
Тема 4. Законы логики
Студент должен:
Иметь представление:
- о роли законов логики в познании и практической деятельности юриста;
- об использовании их в практической деятельности юристов;
Знать:
- содержание законов логики;
Уметь:
- применять законы логики в практической деятельности;
Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действий законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность, четкость, выбор в ситуациях.
Закон тождества как выражение определенности мысли. Условия отождествления мыслей. Однозначность, определенность мысли при рассуждениях, доказательствах. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия; подмена тезиса; Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества: нельзя допускать подмену понятий, которая может быть осознанной или неосознанной; нельзя вкладывать в одно и то же понятие или суждение разный смысл.
Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия. Формально-логические противоречия как проявление путанного, непоследовательного рассуждения. Недопущение противоречия во всяком правильном мышлении. Проявление противоречия во всех несовместимых суждениях: контрарных; контрадикторных. Обязательность следования данному закону во всех сферах мыслительной деятельности юриста.
Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. По своему предназначению он требует выбора одного из двух противоречащих высказываний, ибо одно из них есть искомая истина. Он запрещает признавать одновременно истинным или ложным два противоречащих суждения.
Закон достаточного основания, как выражение требования обоснованности мысли. Всякая истинная мысль обязана быть достаточно обоснованной. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания. Проявление закона достаточного основания как выражение обоснованности мысли.
Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов. Упущение в соблюдении закона достаточного основания как фактор исключения определенности и внутренней стройности процесса мышления юриста. Соблюдение закона тождества как средство формирования культуры оперирования синонимами и омонимами, углубления и расширения способности юриста к речемыслительной деятельности с использованием различных форм языка. Следование закону исключенного третьего – есть условие развитие способности выбирать и употреблять необходимое понятие, которое адекватно отражало бы суть проблемы и предмета мысли.
Тема 5. Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные
Студент должен:
Иметь представление:
- об опосредованных (выводных) знаниях;
- о роли аналогии в науке и практической деятельности юриста;
- о роли индуктивных умозаключений в практической деятельности юриста;
Знать:
- состав и структуру умозаключения;
- виды умозаключений по направленности логического следования;
- виды аналогии;
- правила умозаключений по аналогии;
- условия повышения степени вероятности умозаключений по нестрогой аналогии;
- виды индуктивных умозаключений;
- методы научной индукции;
Уметь:
- использовать все виды умозаключений при решении практических задач;
- определять степень вероятности обобщения и заключения по видам умозаключе-
ний;
- использовать научную индукцию для анализа причинных связей.
Умозаключение. Состав и виды умозаключений.
Умозаключения, основанные на свойствах логических союзов – выводы логики высказываний.
Умозаключения, основанные на преобразовании внутренней структуры простых суждений.
Непосредственные умозаключения. Выводы по логическому квадрату, превращение и обращение категорических суждений. Противопоставление предикату и субъекту. Выводы из суждений об отношениях.
Умозаключения по аналогии. Структура и виды умозаключений по аналогии. Строгая и нестрогая аналогия. Функции аналогии в правовом познании и в деятельности юристов.
Индуктивные умозаключения и опытные обобщения. Обратная дедукция. Методы индуктивных умозаключений.
Методы установления причинных связей между явлениями: единственного сходства, единственного различия, соединенный метод сходства и различия, сопутствующих изменений и остатков. Особенности применения методов установления причинных связей в правовом познании.
Обобщающая индукция: нестатистическая и статистическая, полная и неполная, научная и популярная. Методы повышения достоверности выводов посредством обобщающей индукции в правовом познании.