Упражнение 2. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями.

Примеры:

1. Внедрение новых технологий — основа повышения эффективности производства.

· Атрибутивное суждение (Все S есть Р).

· Субъект – внедрение новых технологий.

· Предикат – основа повышения эффективности производства.

· Связка – есть (в явном виде не выражена).

2. Ярославль южнее Вологды.

· Суждение с отношениями (xRy).

· x – Ярославль

· y – Вологда

· R – южнее

3. В атмосфере Юпитера нет кислорода.

· Суждение существования.

· Предмет суждения – кислород в атмосфере Юпитера

1. Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются.

2. Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет.

3. Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие назва­ние Земля Франца Иосифа.

4. Раньше Тверь называлась Калининым.

5. Со временем все тайное становится явным.

6. Поэт в России больше, чем поэт. (Евтушенко).

7. Законность — неотъемлемая часть демократии.

8. Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.

9. В музее находится одна из последних работ известного художника.

10. Не существует абсолютной повторяемости явлений.

11. Ничто не существует беспричинно.

12. Троицкая башня Московского Кремля построена раньше остальных башен.

Упражнение 3. Суждения с отношением и суждения существования уп­ражнения 2 выразите в форме атрибутивного суждения (S - Р).

Примеры:

1. Мораль возникла раньше религии.

· Суждение с отношением xRy.

· В форме атрибутивного суждения может быть выражено следующим образом: Мораль — общественное явление, возникшее раньше религии.

2. Существует обширная литература о творчестве А.П. Чехова.

· Суждение существования.

· В форме атрибутивного суждения: Обширная литература о творчестве А.П. Чехова есть то, что существует.

Упражнение 4. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, пре­дикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Пример:

· Каждый человек имеет право на образование.

· Кванторное слово – каждый

· S – человек

· Р – имеет право на образование

· Связка явно не выражена.

· Суждение общее — по количеству, утвердительное — по качеству.

1. Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной от­ветственности.

2. Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления.

3. Некоторые страны не имеют однопартийной системы.

4. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.

5. Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.

6. Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустрой­ством их экономики.

7. Часть осужденных к лишению свободы не содержатся в исправи­тельно-трудовой колонии.

8. Компьютеризация в промышленно-развитых странах породила но­вые виды преступлений.

9. Подрядчик несет ответственность за недостатки построенного объек­та.

10. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения об­винения, представлено не было.

Упражнение 5. Дайте объединенную классификацию суждения приведи­те их схемы и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Пример:

Суждение (S)— форма мышления (P).

Упражнение 2. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями. - student2.ru

· Общеутвердительное суждение – Все S есть Р (A),

· S распределен,

· Р не распределен.

1. Многие следственные действия имеют своей целью профилактику
правонарушений.

2. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая по­мощь гражданам оказывается бесплатно.

3. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случа­ях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судо­производства.

4. В этой деревне огни не погашены. (Рубцов).

5. Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.

6. Лицо, впервые совершившее в возрасте до шестнадцати лет пре­ступление, не представляющее большой общественной опасности, не под­лежат уголовной ответственности.

7. Ничто не проходит бесследно.

8. 70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем.

9. Некоторые промышленно развитые страны на современном этапе развития применяют нетрадиционные методы овладения ресурсами раз­вивающихся стран.

10. Новодевичье кладбище – пантеон выдающихся представителей рус­ской литературы, искусства, науки, общественно-политических и воен­ных деятелей – невозможно обойти за один день.

Упражнение 7. Укажите выделяющие и исключающие суждения. Запиши­те их схемы.

1. Конфискация имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных законом за данное преступление.

2. Кооперативы вправе заниматься любыми видами деятельности, за ис­ключением запрещенных законодательством.

3. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

4. Только непомнящие прошлого осуждены на его повторение.

5. Все летние месяцы стояла солнечная погода, не считая нескольких пасмурных дней в июне.

6. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежа­щих ему средств существования. (Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах).

7. Только взрослые трудоспособные лица мужского пола, возраст которых составляет очевидно не ниже восемнадцати лет и не выше сорока пяти лет, могут быть привлечены к принудительному или обязательному труду. (Конвенция относительно принудительного или обязательного труда).

8. Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души непримиримо ненавидеть зло. (Шиллер)

9. Смерть данного человека могла произойти по любой причине, за ис­ключением естественной.

10. Всякое преступление есть общественно-опасное деяние.

Семинар №5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Суждение, включающее в качестве составных частей простые суждения, связанные логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или имп­ликацией, — называется сложным. В соответствии с функциями логических связок основными видами сложных суждений являются

1) соединительные (конъюнктивные) — pΛq;

2) разделительные (дизъюнктивные) —pVq — нестрогая дизъюнкция,

3) pṾq — строгая дизъюнкция;

4) условные (импликативные) — р à q;

5) эквивалентные суждения (двойная импликация) — Рß àq.

Упражнение 9. Установите вид сложного суждения, укажите его состав­ные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Пример:

Амнистия может быть ебщей или частичной. Разделительное (дизъюнк­тивное) суждение, состоящее из двух простых: 1) Амнистия может быть об­щей (р) и 2) Амнистия может быть частичной (q), соединенных логической связкой «или». В символической записиpṾq — строгая дизъюнкция.

9.1. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

9.2. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. (Всеобщая декларация прав человека).

9.3. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам.

9.4. Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекра­тить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения.

9.5. Когда б на то не Божья воля — Не отдали б Москвы. (Лермонтов).

9.6. Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.

9.7. Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней. (Языков)

9.8. В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвине­ние, либо отказаться от него.

9.9. Дитя не плачет — мать не разумеет.

9.10. Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.

Наши рекомендации