Закон тождества. Закон непротиворечия

Вопрос 3

Интеллект и его измерения

Интеллектом называется способность индивида к мышлению, уро-

вень его возможности решать разного рода творческие задачи. Мышление

— это интеллект в действии, сам процесс его применения. Хотя способ-

ность мыслить, т.е. пользоваться интеллектом, присуща всем людям, но

распределена она между ними неодинаково.

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Методики исследования интеллекта грубо делятся на: экспериментальные, опросные и креативные (интуитивные).
Основным показателем разме-

ров индивидуального интеллекта является так называемый Intelligence

quotient (IQ) — коэффициент интеллекта, т.е. умственной одарённости.

Этот показатель привязан к возрасту ребёнка. Французский психолог

Альфред Бине в начале XX в. предложил измерять размер интеллекта тес-

тами — заданиями на смекалку, сообразительность. Он решил различать

хронологический возраст ребенка, средние показатели умственного разви-

тия для этого возраста и реальное соотношение первого и второго у каждо-

го испытуемого. В результате мы можем установить, соответствует ли ум-

ственный возраст ребенка норме, опережает ее или отстает. Льюис Термен

из Стенфордского университета (США) усовершенствовал эту методику

(1917 г.) до репрезентативного уровня (чтобы, по возможности, отделить

изучение умственных способностей от запаса знаний, языка и т.п. культур-

ных особенностей разных стран, народов и социальных слоев населения).

Введя понятие IQ, Термен предложил для его вычисления делить умствен-

ный возраст на хронологический. Так, если ребенок 6 лет имеет “умствен-

ный возраст” 8, то его IQ будет: 8 : 6 = 1, 33 х 100 (чтобы избавиться от де-

сятичной дроби), т.е. 133 (очень высокий показатель по данной шкале).

Термен и его последователи в организации тестирования вывели

“нормальную кривую” рангового порядка детей в каждом конкретном воз-

расте. По этой схеме видно, как одинаково распределяются умственные

способности в любой крупной популяции людей (независимо от времени,

места их проживания; особенностей расы, этноса, культуры):

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше, и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Вопрос 4
Законы логики

Логика – это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной деятельности, ее средств. Такое изучение невозможно без определения двух уровней познания: эмпирического и теоретического. Эмпирический уровеньимеет предметом реальность, непосредственно отражаемую органами чувств человека. По отношению к ней возможно наблюдение, влияние на ее характерные черты путем опытов, экспериментов. Таким образом, эмпирическое познание дает информацию о предмете посредством наблюдения, опыта, эксперимента.

Теоретический способ познанияизучает зачастую предметы и явления, недоступные прямому чувственному отражению.

Понятие логических законов

Законы логики известны еще с античных времен — закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего.Все они были

открыты Аристотелем. Закон достаточного основания был

открыт Лейбницем. Они имеют большое значение для науки,

являются столпами логики, ибо без этих законов логика немыс_

лима.

Логические законы— это объективно существующие и необхо_

димо применяемые правила построения логического мышления.

Как и любые законы окружающего мира, открытые в рамках

науки (например, естественной), законы логики объективны.

От законов юриспруденции логические законы отличаются тем,

что их нельзя отменить или изменить. Таким образом, они харак_

теризуются постоянством. Законы

логики есть законы правильного мышления, но не окружающего

мира.

Как уже было сказано выше, законы логики представляют

собой своеобразный фундамент науки логики. Все, что есть в ней,

основано на этих основополагающих правилах. Иногда их назы_

вают еще принципами, а их применение распространено повсе_

местно.

Закон тождества. Закон непротиворечия

Закон тождества (a ≡ a). Чтобы дать его характеристику,

прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность,одинаковость. При этом редко можно говорить об абсолютном тождестве, так как сложно найти два совершенно одинаковых предмета. В этом смысле логично говорить о тождестве предмета самому себе. Однако и здесь есть подводные камни — один и тот же предмет, взятый в разные промежутки времени, скорее всего не будет характеризоваться тождественностью. Для примера можно взять человека в 3 года, 20 и 60 лет. Очевидно, что это один и тот же человек, но одновременно это три «разных» человека. Поэтому абсолютное тождество в реальном мире невозможно. Но так как мир не живет по абсолютным законам, можно говорить о тождестве, отстраняясь от полной абстракции.

Закон тождества вытекает из сказанного выше. Он означает,

что в процессе построения суждений, высказываний недопустимо

подменять один предмет другим. То есть нельзя произвольно заменять предмет, с которого логическое построение было начато, на

другой. Нельзя называть тождественными предметы, таковыми

не являющиеся, и отрицать тождественность одинаковых предметов. Все это ведет к нарушению закона тождества.

Говоря о законе тождества и его нарушениях, нужно назвать

эти нарушения. Первое носит название «подмена понятия»и означает, что был потерян предмет понятия, т. е. первоначально понимаемое значение изменилось. Подмена тезиса— второй тип.

Он означает изменение первоначально понимаемого тезиса в процессе дискуссии.

Закон непротиворечия.

Именно о недопустимости противоречия между сказанным ранее и сказанным вновь и говорит закон непротиворечия. Также противоречием является приписывание одному и тому же предмету свойств, ранее отвергнутых, и наоборот. Такое противоречие называют формально-логическим.

Нельзя не упомянуть о факторе времени. В данном случае он

имеет непосредственное значение. Мы говорим о недопустимости противоречия между двумя или несколькими высказываниями, т. е. если раннее было утверждено, скажем, наличие у предмета того или иного признака, последующее отрицание этого признака недопустимо. Однако не стоит забывать о времени и о том, что всему в нашем мире свойственно меняться. Так, не является противоречивым суждение, которое хотя и содержит взаимоисключающие сведения о предмете, но подразумевает один и тот же предмет в разные промежутки времени.

Наши рекомендации