Основные законы логического мышления и смысловой анализ текста. Закон тождества, закон противоречия

Оценивая рукопись, редактор проверяет удовлетворяет ли она требованиям логики. На первый план при этом выдвигается контроль за соблюдением основных з-нов логического мышления. При анализе содержания литературного произведения формально-логические законы используются как осознанно, так и неосознанно. Последнее определено тем, что правильные логические связи свойственны здоровому мышлению. В редакторской деятельности этот процесс должен быть подконтрольным.

При работе над содержанием произведения логический анализ направлен на его изучение, оценку и поиск путей совершенствования. И мыслительный процесс в данном случае представляется в строго упорядоченном виде.

Классической логикой выведены 4основных закона правильно мышления. С их помощью достигается определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность мышления.

1.Закон тождества: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении должна иметь определенное, устойчивое содержание.

Соблюдение тождества мысли на протяжении рассуждения необходимо. В ходе рассуждения не должен меняться его предмет, понятия подменяться и смешиваться. Это предпосылка определенности мышления.

З-н тождества при анализе и построении текста проявляется в требовании вкладывать в одно и то же высказывание и имя на протяжении всего произведения один и тот же смысл.

Но когда идет процесс редактирования, то замена одного высказывания другим может исказить смысл текста, т.е. ошибка нарушения закона тождества связана с явлением многозначности (омонимичности) выражений. Другая ошибка называется смещением логического плана, т.е. в одной фразе идет нагромождение различных по содержанию мыслей.

Требование четкости мышления обязывает соединять в одной текстовой конструкции мысли, которые сходны друг с другом в некотором отношении, а существенно различающиеся мысли—композиционно отделять друг от друга.

Нарушение 1-го закона влечет подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности терминологии, делает рассуждения расплывчатыми, неконкретными. Вне 1-го закона было бы невозможным вмешательство редактора в текст, были бы бессмысленными требования сохранять при правке стиль автора, т.к. поиски эквивалента при правке основываются на законе тождества. Намеренная подмена понятий, нарушение з-на тождества—один из приемов недобросовестной правки. Для превращения одного представления в другое или для доказательства тождества двух разнородных вещей подыскивается несколько промежуточных звеньев, которые частью по смыслу, частью по этимологическому составу, частью по своему звучанию пригодны для установления мнимой связи между обоими мнимым представлениями. Эти звенья пристегиваются в виде приложения к первому так, чтобы все дальше отходить от отправного пункта и все больше приближаться к желанному месту. Когда цепь приложений готова настолько, что ее можно замкнуть, тогда заключительное представление с помощью тире тоже пристегивается. Это очень удобный способ «контрабандного протаскивания» мысли. Намеренное нарушение з-на тождества на практике встречается редко. Обычно причина отступления от него—неумение изложить мысли, незнание , небрежность.

В практике редактирования литературы бывает, когда автор соскальзывает с главной темы, что также является нарушением з-на логического мышления. Строгое следование 1-му з-ну важно при ведении дискуссии.

Нарушение 1-го закона ведет к искажению смысловых связей внутри текста, следовательно к искажению связи текста с его адресатом.

2.Закон противоречия: два противоположных суждения не могут быть в одно и то же время и в одном и том же отношении истинными, по крайне мере одно из них необходимо ложно.

Этот з-н дает самое большое количество ошибок. Обязательным условием построения текстовых систем является непротиворечивость исходных положений (аксиом). Если среди всех аксиом хотя бы два положения не противоречат друг другу, то можно доказать любое высказывание. Требование излагать мысли непротиворечиво часто нарушается, но при этом не всякое объединение двух пар является противоречием, например соединение высказываний с помощью союза «и».

Из текстового языка можно выделить несколько групп противоречий: явные и неявные; контактные и дистантные. Контактное противоречие предполагает наличие в одном и том же предложении положений, которые исключают друг друга. Дистантное противоречие разделено хотя бы одним нейтральным высказыванием.

Редактор должен провести тщательный анализ в целом, чтобы выделить противоречивые элементы высказываний, выявить и проанализировать противоречивые суждения. Знание з-на противоречия нужно редактору не только для оценки чужого материала: требуя от автора непротиворечивости суждений, он в своих рекомендациях должен строго следовать этому з-ну, помня, что всякий анализ не допускает нарушения з-на противоречия.

Наши рекомендации