Интеллект и его расстройства
Интеллект - система всех познавательных способностей индивида, и способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности.
Выделяют три формы интеллектуального поведения: - вербальный интеллект - включает запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное;
- Способность решать проблемы;
- Практический интеллект, включает умение адаптироваться к окружающей обстановке, он больше может изменять поведение, нарушать адаптацию.
Выделяют три формы организации интеллекта
- Здравый смысл (процесс адекватного отражения реальной действительности, основывается на анализе мотивов поведения окружающих людей и использует рациональный способ мышления, позволяет избегать логических ошибок в интерпретации внешних ситуаций, выбирать адекватный способ взаимодействия с окружающими);
- Рассудок (образ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовке мотивов деятельности участников коммуникации);
- Разум (высшая степень логичности, способствует формированию теоретических знаний).
Нарушение интеллекта
1. Недоразвитие интеллекта (общий) - нарушается развитие всех звеньев структуры интеллекта, и прежде, интеллекта и его предпосылок, от чего инвентарь интеллекта не может быть достаточно полноценным и не может быть использован. Пример - олигофрения.
Олигофрения в переводе с греческого (oligo - мало; phren - разум) означает слабоумие - состояние психического недоразвития. Причиной олигофрении могут быть неблагоприятная наследственность или пренатальные поражения плода вследствие острых и хронических инфекций, интоксикаций, травм материнского организма. Мозг плода поражается при краснухе беременных, при наличии у плода и отсутствии у матери резус-фактора.
Для олигофрении характерны низкий интеллект, плохая память, нарушение внимания, эмоциональные и волевые нарушения. Иногда на фоне общего психического недоразвития лица, страдающего олигофренией, обнаруживают отдельные хорошие способности, например, делает сложные арифметические вычисления, запоминает длинные стихотворения и т.д..
По степени психического недоразвития выделяют три клинические варианты олигофрении:
- Идиотия - это глубокая степень психического недоразвития. Речь не развивается, больные выдают лишь неразборчивые звуки,
отсутствует направлено внимание, наблюдаются только реакции на сильные звуки, боль. Больные не отличают съедобное от несъедобного, нередко алчные, неопрятные. При большом сходстве общих признаков идиотства выделяют две ее разновидности:
• характеризуется расторможенностью моторных функций - больные постоянно находятся в движении, хватают вещи, суют их в рот, встречая противодействие, проявляют недовольство, визжат, плюются, кусаются;
• характеризуется противоположными признаками: больные малоподвижны, больше лежат, долго спят.
При менее глубоком идиотстве больные узнают родственников, обнаруживают признаки привязанности, произносят отдельные слова. Патофизиологические исследования показали возможность условно рефлекторной деятельности лишь при легких степенях;
- Имбецильность - средняя степень психического недоразвития. При имбецильности больные обладают небольшим запасом слов,
их язык хоть и очень бедная, но последовательная. их удается научить чтению, письму, элементарному счету, привить трудовые навыки
(Мести пол, приготовить себе пищу простую, покормить домашних животных). Такие люди не способны работать самостоятельно, но под
надзором и контролем других они могут выполнять несложную работу.
Эмоции при имбецильности однообразные, часто примитивные - неадекватные;
- Дебильность - это легкая степень олигофрении. Основа дебильности - неспособность к понятийного мышления, преобладание
конкретно-образного мышления над абстрактным. Эти больные с ранних лет выявляют отставание в физическом развитии: позже
начинают ходить, говорить. До 4-6 лет это отставание сглаживается, дети своевременно идут в школу, но учатся плохо.
В учении многое зависит от особенностей характера. Исполнительные спокойные дети благодаря своей усидчивости под контролем родителей
удовлетворительно учатся в нормальной школе, заканчивают первые классы. Чаще, однако, они могут осмыслить элементарный учебный материал и продолжают учиться во вспомогательной школе.
Психическое недоразвитие при дебильности может иметь различные степени выраженности.
• Выраженная дебильность - обучение грамоте дается с большим трудом даже во вспомогательной школе. Трудовые навыки усваиваются лучше. Наученные определенному ремеслу, больные могут быть трудоустроены и обеспечены определенным жизненным минимумом. Они легко поддаются чужому влиянию, поэтому часто становятся соучастниками уголовных преступлений. У лиц с выраженной степенью довольно хорошая механическая память, но более тщательное исследование позволяет выявить полную неспособность к абстрактному мышлению, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых, конкретных понятий к более сложным, абстрактных обобщений у них невозможен. В процессе обучения обнаруживается отсутствие инициативы, самостоятельности, замедленность, инертность.
• Умеренно выраженная дебильность - если больные имеют хорошую механическую память, они иногда заканчивают 7-8 классов, обучающихся в профессионально-технических училищах, усваивают какую-либо профессию, имеют семьи, достаточно хорошо приспосабливаются к коллективу. В то же время они имеют небольшой объем знаний, способны пользоваться сложными понятиями, понять сложный вопрос. Они мыслят схемами-шаблонами, которые усвоили или в школе, или в процессе жизни. Изменение привычного образа мышления для них невозможна. Преобладает конкретный тип мышления, хотя несколько и меньше, чем при выраженной дебильности. Эмоционально-волевая сфера при этом развита больше, а характерологические особенности значительно разнообразнее. Однако для них характерна слабость духа и неспособность преодолеть свои влечения, недостаточность обдумывание своих действий, некоторая импульсивность поведения, податливость постороннему влиянию.
• Легкая дебильность - оказывается специальными психологическими исследованиями, основывается на оценке действий больных в ситуациях, требующих применения прогностических функций интеллекта, высокой степени абстрагирования. Такие люди могут иметь среднее образование, квалифицированную профессию, но в них преобладает конкретный тип мышления, его шаблонность, трафаретность, отсутствие оригинальности в оценках внешних событий, несамостоятельность.
2. Фрагмент недоразвитие интеллекта - недоразвитые отдельные звенья структуры интеллекта.
Например: предпосылки (память, внимание); возбуждено способность к конструктивному мышлению - из-за недостатка пространственных представлений - дискалькулия; речевые нарушения - недоразвитие речевой функциональной системы (страдает вербализация понимание, есть так называемый вербальный интеллект).
3. Деменция - синдром слабоумия - стойкое обеднение психической деятельности, ее упрощение и упадок. Она проявляется в ослаблении познавательных процессов за счет снижения памяти, способности к обобщению, абстракции и т.д.. При этом происходит расстройство личности, потеря критического восприятия своего состояния. Больные не получают новых знаний и не могут пользоваться уже приобретенными.
4. Органический психосиндром {психоорганический синдром) - принадлежит к снижению психических процессов и свойств личности. Частично его можно рассматривать также как расстройство памяти и интеллекта. Случается при органических заболеваниях (прогрессирующего типа, или как следствие органического поражения головного мозга различного происхождения). Основные симптомы: снижение внимания, снижение интеллекта (неспособность к творческой деятельности), лабильность эмоций. У больных затрудняется концентрация внимания на внешних объектах, часто отвлекаются. Очень страдает память - как кратковременная, так и долговременная, особенно запоминание и репродукция. Темп мышления очень замедлен. Страдает критичность ума, понятие дистанции, этичность поведения, ее мотивация. Действия и деятельность часто импульсивны, имеют место расстройства влечений подобное.
5. Задержка психического развития (у детей) - преимущественно мало знаний, умений, малый мировоззрение и т.д. (Маугли). Основные признаки: сохранность собственно интеллекта, развитие психических функций на возраст менее, временное состояние.
6. Функционально-динамическое страдания интеллекта - имеются все структурные компоненты интеллекта, но они не работают.
7. Временная потеря интеллекта - синдром быстротекущегослабоумия (отек мозга).