Составляющие интеллекта
1. Познавательные процессы – память, внимание, мышление, речь, восприятие, представление, воображение.
2. Умственная работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять умственную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Темп психической деятельности обуславливает скорость восприятия, мыслительных и мнемонических операций.
3. Способности. В данном случае имеются в виду общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности. На развитие интеллекта существенное влияние оказывают обучение и социальные условия, что в некоторой мере связано с формированием способностей, которые могут проявиться только при определенных условиях индивидуального развития, поэтому интеллект с течением времени может изменяться.
Факторы интеллектуального развития
1.Генетические факторы определяют тот потенциал, который наследует ребенок. Этот потенциал служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой. В большинстве случаев о наличии или отсутствии того или иного генетического фактора можно судить только после рождения ребенка. Например, фенилкетонурия, обусловленная отсутствием определенного фермента, и может привести к серьезному нарушению умственного развития. В определенной степени от этих факторов зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако это не значит, что человеком наследуется определенный уровень интеллекта, зависящий от уровня его родителей.
2.Врожденные факторы действуют с момента зачатия до момента рождения. Такими факторами могут быть :
а) хромосомные аномалии. Наиболее известны хромосомные аномалии при болезни Дауна, где типичный монголоидный внешний вид больного (раскосые глаза, широкая и уплощенная переносица, эпикант) сопутствует умственной отсталости.
б). неполноценное питание плода
в). заболевания матери во время беременности (диабет, сифилис, краснуха).
г). употребление во время беременности лекарственных и других веществ
д). патологии беременности: хроническая гипоксия плода, глубокая недоношенность.
е) осложнения при родах.
3.Факторы окружающей среды. Особое место занимает психическая стимуляция, может, даже в большей степени, чем правильное питание или физический уход. Стимуляция психики подразумевает возможность ребенка общаться с другими людьми, манипулировать с новыми предметами, освоение новых навыков.
Уровни интеллекта
Интеллект характеризуется уровнеми величиной (величинами). Величина – это количественная мера. Интеллект на разных уровнях отличается качественно. Наличие интеллекта определенного уровня подразумевает наличие интеллекта всех нижележащих уровней (безотносительно к их величинам).
Интеллект уровня 0 – это способность объекта решать известные "задачи" известными, неизменными методами. Характеризуется скоростью нахождения решений и качеством известных методов (решений). Может быть описан числом – коэффициентом интеллекта (IQ). Примеры: инстинкт, программа, алгоритм.
Сложность построения искусственного интеллекта (ИИ) уровня 0 определяется только сложностью целевого класса задач. Системы ИИ уровня 0 для классов простых задач обычно не считаются интеллектуальными.
Интеллект уровня 1 – это способность объектаулучшать, оптимизировать известные решения задач известных классов. Это способность обучаться, совершенствоваться эволюционным путем. Характеризуется обучаемостью – скоростью обучения и эффективностью – количественным увеличением величины интеллекта уровня 0. Прямые измерения величины интеллекта уровня 1 затруднены. Примеры: адаптация живых организмов; генетические алгоритмы.
Интеллект уровня 2 – это способность объекта находить новые решения задач известных классов. Его реализация во многом зависит от внешних условий, от того, существуют ли, в принципе, новые, более эффективные решения этих классов задач. Находит себе новые применения по мере возрастания величины интеллекта уровня 0. Трудноизмерим. Возможны численные описания через частоту его применения и эффективность (насколько новые решения лучше известных). Представляет собой революционный путь совершенствования. Близкие понятия: креативность, относительная новизна, изобретательность. Интеллект уровня 2 иногда проявляется у высших животных при решении простых задач. При решении сложных классов задач проявляется далеко не у всех людей.
Интеллект уровня 3 – это способность объекта находить (создавать) решения для ранее неизвестных классов задач. Способность решать любые новые задачи. Важнейшая составляющая – это способность к обнаружению новых задач и формулировки их условий. Трудноизмерим.
Наличие интеллекта уровня 3 есть безграничность интеллекта, потенциальная бесконечность возможных классов разрешимых задач, потенциальная бесконечность самосовершенствования объекта. Дополнительное качественное отличие: если для предыдущих уровней, все сводилось к увеличению интеллекта уровня 0, то для интеллекта уровня 3 это маловажно. Освоение новых классов задач на много порядков лучше (эффективнее, ценнее, выгоднее, интереснее...), чем совершенствование способностей по решению старых задач. Объект с интеллектом уровня 3 может существенно уступать другим объектам с интеллектом уровня 0 на каком-либо (или даже на любом) отдельном классе известных задач. Близкие понятия: абсолютная новизна, научное открытие, изобретение, гениальность.