Составляющие интеллекта

1. Познавательные процессы – память, внимание, мышление, речь, восприятие, представление, воображение.

2. Умственная работоспособность – потенциальная воз­можность человека выполнять умственную деятельность на за­данном уровне эффективности в течение определенного вре­мени. Работоспособность зависит от внешних условий деятель­ности и психофизиологических ресурсов индивида, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Темп психической деятельности обуславливает скорость восприятия, мыслитель­ных и мнемонических операций.

3. Способности. В данном случае имеются в виду общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности. На развитие интеллекта существенное влияние оказывают обучение и социальные условия, что в некоторой мере связано с формированием способностей, которые могут проявиться только при определенных условиях индивидуального развития, поэтому интеллект с течением времени может изменяться.

Факторы интеллектуального развития

1.Генетические факторы определяют тот потенциал, кото­рый наследует ребенок. Этот потенциал служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой. В большинстве случаев о наличии или от­сутствии того или иного генетического фактора можно судить только после рождения ребенка. Например, фенилкетонурия, обусловленная отсутствием определенного фермента, и может привести к серьезному нарушению умственного развития. В оп­ределенной степени от этих факторов зависит направление ин­теллектуального развития индивидуума. Однако это не значит, что человеком наследуется определенный уровень интеллекта, зависящий от уровня его родителей.

2.Врожденные факторы действуют с момента зачатия до момента рождения. Такими факторами могут быть :

а) хромосомные аномалии. Наиболее известны хромосомные аномалии при болезни Дауна, где типичный монголоидный внешний вид больного (раскосые глаза, широкая и уплощенная переносица, эпикант) сопутствует умственной отсталости.

б). неполноценное питание плода

в). заболевания матери во время беременности (диабет, сифилис, краснуха).

г). употребление во время беременности лекарственных и других веществ

д). патологии беременности: хроническая гипоксия плода, глубокая недоношенность.

е) осложнения при родах.

3.Факторы окружающей среды. Особое место занимает психическая стимуляция, может, даже в большей степени, чем правильное питание или физический уход. Стимуляция психики подразумевает возможность ребенка общаться с другими людьми, манипулировать с новыми предметами, освоение новых навыков.

Уровни интеллекта

Интеллект характеризуется уровнеми величиной (вели­чинами). Величина – это количественная мера. Интеллект на разных уровнях отличается качественно. Наличие интеллекта определенного уровня подразумевает наличие интеллекта всех нижележащих уровней (безотносительно к их величинам).

Интеллект уровня 0 – это способность объекта решать из­вестные "задачи" известными, неизменными методами. Харак­теризуется скоростью нахождения решений и качеством извест­ных методов (решений). Может быть описан числом – коэффи­циентом интеллекта (IQ). Примеры: инстинкт, программа, алго­ритм.

Сложность построения искусственного интеллекта (ИИ) уровня 0 определяется только сложностью целевого класса за­дач. Системы ИИ уровня 0 для классов простых задач обычно не считаются интеллектуальными.

Интеллект уровня 1 – это способность объектаулучшать, оптимизировать известные решения задач известных классов. Это способность обучаться, совершенствоваться эволюционным путем. Характеризуется обучаемостью – скоростью обучения и эффективностью – количественным увеличением величины ин­теллекта уровня 0. Прямые измерения величины интеллекта уровня 1 затруднены. Примеры: адаптация живых организмов; генетические алгоритмы.

Интеллект уровня 2 – это способность объекта находить новые решения задач известных классов. Его реализация во многом зависит от внешних условий, от того, существуют ли, в принципе, новые, более эффективные решения этих классов за­дач. Находит себе новые применения по мере возрастания вели­чины интеллекта уровня 0. Трудноизмерим. Возможны числен­ные описания через частоту его применения и эффективность (насколько новые решения лучше известных). Представляет со­бой революционный путь совершенствования. Близкие понятия: креативность, относительная новизна, изобретательность. Ин­теллект уровня 2 иногда проявляется у высших животных при решении простых задач. При решении сложных классов задач проявляется далеко не у всех людей.

Интеллект уровня 3 – это способность объекта находить (создавать) решения для ранее неизвестных классов задач. Спо­собность решать любые новые задачи. Важнейшая составляю­щая – это способность к обнаружению новых задач и формули­ровки их условий. Трудноизмерим.

Наличие интеллекта уровня 3 есть безграничность интел­лекта, потенциальная бесконечность возможных классов разре­шимых задач, потенциальная бесконечность самосовершенство­вания объекта. Дополнительное качественное отличие: если для предыдущих уровней, все сводилось к увеличению интеллекта уровня 0, то для интеллекта уровня 3 это маловажно. Освоение новых классов задач на много порядков лучше (эффективнее, ценнее, выгоднее, интереснее...), чем совершенствование способностей по решению старых задач. Объект с интеллектом уровня 3 может существенно уступать другим объ­ектам с интеллектом уровня 0 на каком-либо (или даже на лю­бом) отдельном классе известных задач. Близкие понятия: абсо­лютная новизна, научное открытие, изобретение, гениальность.

Наши рекомендации