НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. Задание 14.Сделайте вывод путем обращения из следующих посылок:

Задание 14.Сделайте вывод путем обращения из следующих посылок:

а) Некоторые слушатели Академии ФСИН России – сотрудники милиции

б) Уголовное наказание применяется только судом.

Задание 15. Правильно ли произведено превращение:

а) Я мог поступить в Академию ФСИН России. Следовательно, я не мог не поступить в Академию ФСИН России

б) Некоторые преступления совершаются по неосторожности. Следовательно, некоторые преступления не совершаются по неосторожности.

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК

Задание 16. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли с необходимостью заключение.

а) Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие офицеры. Следовательно…

б) Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждения – преступление. Следовательно…

Задание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов; найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем:

а) Действия обвиняемого Н. не являются мошенничеством, так как в его действиях не было умысла, а мошенничество может быть совершено только умышленно.

б) В США растет преступность, так как США – крупная капиталистическая страна, а во всех крупных капиталистических странах растет преступность.

Задание 18. Проверьте, соблюдены ли общие правила силлогизма в следующих примерах. Правомерность вывода проверьте с помощью круговых схем.

а) К особо опасным рецидивистам условно-досрочное освобождение не применяется. М. не может быть условно-досрочно освобожден. Следовательно, М. является особо опасным рецидивистом.

б) Все люди смертны. Ни одна собака не является человеком. Следовательно, ни одна собака не смертна.

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ ПОСЫЛОК

Задание 19. Правомерен ли следующий вывод? Постройте схему умозаключения. Найдите основание и следствие.

«Если число является натуральным. То оно рационально. Если число рационально, то оно вещественно. Следовательно, если число является натуральным, то оно вещественно».

Задание 20. Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу. Постройте схему в символической записи.

а) Для усыновления требуется согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста.

б) Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств.

Задание 21. Используя разделительную посылку, постройте умозаключения по утверждающе-отрицающему модусу. Опираясь на схему модуса, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

а) Требования о защите нарушенного права принимаются к рассмотрению судом, арбитражем или третейским судом.

б) Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.

Задание 22.Имеется тезис: «Некоторые млекопитающие не живут на суше». Для его доказательства располагаем аргументами:

1) Кит млекопитающее. 2) Кит не живет на суше.

Перечисленные в качестве аргументов утверждения являются истинными.

Продемонстрируйте связь тезиса с аргументами, запишите схему, назовите вид доказательства.

Задание 23. Какая ошибка допущена в доказательстве, если вместо того, чтобы доказать, что данный человек совершил преступление, мы будем доказывать, что данный человек поступил нечестно.

Задание 24. Правильно ли произведено доказательство. Какие ошибки допущены?

Это подразделение поощрено за отличную службу в прошлом году. Следовательно. Оперативный работник Сидоров, работающий здесь, отлично нес службу в прошлом году.

ВАРИАНТ IV

ПОНЯТИЕ

Задание 1. укажите конкретные и абстрактные понятия:

а) Юридический закон.

б) Невменяемость.

в) Трезвость.

г) Адвокат.

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

а) Стоимость б) Московский кремль.

Задание 3. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия:

а) общенародное государств б) учебник

Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями:

а) Юрист б) отец

в) сын г) человек

д) шахматист

Задание 5. Ограничьте понятия:

а) Академия ФСИН России.

б) Особо опасный преступник.

Задание 6. Проверьте правильность обобщения понятий:

а) Халатность – должностное преступление – преступление;

б) секунда – минута - час

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены.

а) Внимание делится на произвольное и непроизвольное.

б) Обед состоит из трех блюд.

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

а) Кража есть тайное хищение личного имущества граждан.

б) Солнце – звезда, которую мы видим днем.

СУЖДЕНИЕ

Задание 9. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем.

а) некоторые преступления не совершаются умышленно.

б) Цыгане шумною толпою по Бессарабии кочуют.

Задание 10. Признав первое суждение в каждой паре приведенных суждений истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары.

а) Ни один лентяй не заслуживает похвалы. – Некоторые лентяи не заслуживают похвалы.

б) Разбой является оконченным преступлением в момент нападения. – Разбой не является оконченным преступлением в момент нападения

Задание 11. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи.

а) Все граждане РФ, служащие делу правопорядка, должны быть кристально чистыми перед законом, перед народом, либо не должны работать в этой области

б) По форме преступления могут быть умышленными, либо неосторожными.

Наши рекомендации