Тема урока: «Второстепенные члены предложения», 1урок
Цель когнитивная:систематизировать знания о второстепенных членах предложения, развивать умение задавать смысловые вопросы
Ожидаемые результаты:
А: Ученики знают определение второстепенных членов предложения;
Б: Ученики умеют различать главные и второстепенные члены предложения, находить и определять второстепенные члены предложения;
С: Ученикиумеют анализировать предложения с второстепенными членами, умеют разрабатывать критерии, работать в группе
Этап урока | Вре мя | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы | Оценивание для обучения | Модули |
Мотивационный этап – 12мин | 5мин | 1. Комплименты | Говорят друг другу комплименты | Формативное оценивание | Возрастные особенности | |
2мин | 2.Деление на группы по цвету стикера | Делятся на группы | Стикеры разного цвета | новые подходы в преподавании и обучении, возрастные особенности, | ||
5мин | 3. «Данетка» 1) Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. (да) 2) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.(нет) 3) Предложение в котором содержится вопрос называется побудительным. (нет) 4) Предложение, состоящее только из грамматической основы называется нераспространённым. (да) 5) Предложение, в состав которого входят и главные и второстепенные члены называется повествовательным. (нет) Ключ: + - - + - | Отвечают на вопросы «+» или «-« | Флипчарт Ключ с ответом + - - + - | Формативное оценивание, за каждый правильный ответ 1 балл | Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, ИКТ | |
Операционный этап – 24 мин | 5мин | 1. Определение темы и целей урока Стратегия «Необъявленная тема» ( в парах) - Прочитайте два текста. Сравните их. – Из каких предложений состоит первый текст? А второй? Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают. Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары. - Чем отличаются нераспространённые предложения от распространённых? - Над какой темой будем работать на уроке? - Чему должны научиться на уроке? (задавать вопросы к второстепенным членам, подчёркивать, различать второстепенные члены, соотносить предложения со схемами) | Читают тексты, сравнивают их, отвечают на вопросы, определяют тему и цели урока | Флипчарт с текстами | Формативное оценивание Сигналы рукой, балл за правильный ответ | Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, ИКТ |
5мин | 2. «Бортовой журнал» индивидуально -В левую колонку запишите всё, что вы знаете о второстепенных членах предложения. - Прочитайте текст и в правую колонку запишите всё, что вы узнали нового о второстепенных членах предложения. В группах - Поделитесь полученной информацией в паре и заполните таблицу в группе. Второстепенные члены предложения Второстепенными членами предложения являются члены предложения не входящие в грамматическую основу. Они распространяют главные члены предложения. То есть поясняют и уточняют их. Например: Это предложение является распространенным, так как, помимо главных членов, имеет и второстепенные члены предложения. Второстепенными членами предложения являются определение, дополнение и обстоятельство. Определение Определение – второстепенный член предложения, который определяет признак предмета. Определение отвечает на вопросы: какой? чей? Определение может быть выражено разными частями речи: существительным, прилагательным или местоимением. Подчеркивается волнистой линией. Дополнение Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного), а именно: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Дополнение может быть выражено существительным или местоимением. Подчеркивается пунктиром. Примечание: Имя существительное, в именительном падеже, в предложения является подлежащим, а в винительном падеже – это второстепенный член предложения, а именно дополнение. Котята перевернули миску. В этом случае существительное миска – в винительном падеже и не является подлежащим, а является дополнением. Пример дополнения: Обстоятельство Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий причину, место, цель, время. Отвечает на вопросы: По образу действия: как? каким образом? По месту: где? куда? откуда? По времени: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? По причине: почему? отчего? По цели: зачем? для чего? Обстоятельство может быть выражено наречием, существительным или местоимением. Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире). Пример: | Работают с текстом | Карточка с текстом | Формативное оценивание | Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении | |
5мин | 3. Презентация работы групп | Презентуют свои работы | Формативное оценивание Сигналы рукой | Управление и лидерство в обучении | ||
2мин | Физминутка | Выполняют движения | видеоролик | Формативное оценивание настроения | Возрастные особенности, ИКТ | |
7мин | 3. Стратегия «Найди и докажи» (в группах) 1. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем дополнения. Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. 2. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем определения. Мать-и-мачеха – первые весенние цветы. Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые. 3. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем обстоятельства. Мы решили пройтись по лесу пешком. Весна пришла в лес к лесным жителям. Хорошо здесь. На деревьях птицы вьют гнезда для птенцов. Бурый медведь вылез из берлоги. В полдень над лесом собралась гроза. - проверка по флипчарту | Читают тексты, подчёркивают второстепенные члены предложения | Карточка с текстом, флипчарт с ответом | Формативное оценивание Сигналы рукой | Развитие критического мышления Оценивание для обучения и оценивание обучения, новые подходы в преподавании и обучении, ИКТ, управление и лидерство в обучении | |
Рефлективный этап – 9мин | 3мин | 1. Самостоятельная работа 1) Осень одела деревья в новый наряд. 2) Хитрая лиса забралась в курятник. 3) Над цветами кружат золотые пчелы. 4) Дождевые капли барабанили по крыше. 5) Яркое солнце осветило окрестность. - взаимопроверка в парах по ключу | Выполняют задания, | Карточка с заданием, флипчарт с ответом | Формативное оценивание, Критерии: 1) правильно выделил основу предложения; 2) правильно выделил второстепенные члены | Развитие критического мышления Оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых |
3мин | 2. Стратегия «Лесенка успеха» слительном?+отают по карточке. оёт. | Прикрепляют стикеры на лесенку успеха и анализируют свою работу на уроке | Лесенка успеха, стикеры | Формативное оценивание | Критическое мышление Оценивание для обучения и оценивание обучения | |
2мин | 3.Оценивание. Посчитайте свои баллы по листу оценивания и переведите их в оценку | Посчитав баллы, выставляют общую оценку за урок. Отмечают в графе – оценка. | 10баллов – «5» 8-9 баллов-«4» 5-7баллов «3» | Оценивание для обучения и оценивание обучения | ||
1мин | 4.Домашнее задание. 1) выучить определения второстепенных членов на стр.153 2) Стр.154 упр.486 | Записывают домашнее задание в дневник. | дневник | Развитие критического мышления |