Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже

Жан Пиаже (1896-1980)-швейцарский и французский психолог, представитель Женевской школы генетической психологии. Он изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается как стержневая линия психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Рассматривались такие вопросы : особенности детской логики, происхождение и развитие интеллекта у ребенка, развитие восприятия, памяти, воображения и др.
Пиаже отказался от позиции, что ребенок «глупее» взрослого и мышление ребенка по сравнению с интеллектом взрослого имеет количественные «изъяны». Он поставил задачу исследовать качественное своеобразие детского мышления. Пиаже уделял внимание речи детей-дошкольников, в результате чего разделил их высказывания на 2 группы:

социализированная речь- характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнера по общению.
эгоцентрическая речь- ребенок сообщает то, о чем думает в данный момент, не интересуясь , какова точка зрения собеседника.

Пиаже разработал новый метод-клинический ( метод клинической беседы). Это свободная беседа с ребенком без ограничения фиксированными стандартными вопросами. ( Почему солнце не падает? Отчего дует ветер? )
Исследователь рассчитывает выяснить, что определяет позицию ребенка и какова структура его познавательной деятельности. Это своеобразное искусство спрашивать.
Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление. Эгоцентризм- суждение о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения, неумение учесть чужую. ( скрытая умственная позиция ребенка).
Доминирующие черты детского мышления :
реализм
анимизм
артификализм
и синкретизм, трансдукция, неспособность к синтезу и соположение, неспособность к самонаблюдению.

Реализм. Ребенок рассматривает предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Реализм бывает интеллектуальный –название предмета столь же реально, как и сам предмет; ветер «делают» ветви деревьев. Реализм моральный- ребенок не учитывает в поступке внутреннее намерение и судит о нем только по видимому конечному результату.

Анимизм. Всеобщее одушевление, наделение вещей сознанием и жизнью. (река, луна, автомобиль и т.д)

Артификализм. Все существующее рассматривается как созданное человеком, по его воле или для человека. ( солнце-чтобы нам светло было)

Критический анализ представлений Ж.Пиаже Л.С Выготским. Выготский предложил свою собственную гипотезу о происхождении эгоцентрической речи в развитии ребенка.Эгоцентрическая речь рассмотрена им как речь для себя, как переходная ступень от внешней социальной речи к внутренней. Особенности такой речи: непонятность для окружающих в отрыве от ситуации, сокращенность , тенденция к пропускам. Функции: планирования, организации и регулирования поведения ребенка.

Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

Пиаже рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания.
Воздействия среды выводят организм из равновесия. Чтобы вновь достичь равновесия (адаптации), организм должен находиться в состоянии непрерывной активности, чтобы компенсировать разбалансированность. Процесс познавательной адаптации складывается из двух разно направленных процессов — ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем.. Используя общую «схему хватания», ребенок может брать самые различные объекты.

Аккомодация— это изменение схем применительно к новой ситуации, к новой задаче; Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему листок бумаги или мячик (схема хватания подверглась аккомодации).

Преобладание ассимиляции над аккомодацией наблюдается в символической игре маленьких детей. В зависимости от желания и интереса ребенка кусок старого дерева «понарошку» может быть или куклой, или кораблем, или самолетом.

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия.. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаютсяв операции (операторные структуры). О п е р а ц и и —это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Процессы ассимиляции и аккомодации обеспечивают непрерывность и преемственность умственного развития в онтогенезе, а своеобразие организации мыслительных актов (структур) определяет выделение стадий интеллекта.
I. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).

II. Конкретно-операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет).

III. Формально-операциональныйинтеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).

. С е н с о м о т о р н ы й период. Исследование развития мышления Пиаженачинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Пиаже выделил 6 стадий сенсомоторного развития. Это стадии перехода от врожденных механизмов и сенсорных процессов (вроде сосательного рефлекса) к формам организованного поведения, используемым произвольно, намеренно.
Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:

— до 7—9 месяцев, когда наблюдается концентрация младенца на собственном теле;

— с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере.
Период конкретных (элементарных) операций.Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.
— дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);

— первый уровень — становление конкретных операций (5-7 лет);

— второй уровень — функционирование конкретных операций (8-11 лет).
Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Собственно, особенности этого типа мышления были открыты и описаны Ж. Пиаже уже на раннем этапе творчества как характеристики эгоцентрического мышления . Пиаже предлагал детям (4 лет и старше) задания научного характера, которые получили название «задачи Пиаже». Эти опыты часто называют также «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.).
Тест на сохранение объема жидкости
Тест на включение во множество
Социальное и культурное окружение может ускорить или замедлить скорость прохождения стадии развития в первую очередь за счет того, предоставляет ли оно ему подходящие материалы для занятий, задачи для разрешения и т.д.

Наши рекомендации