Процессы и операции мышления

Что такое процессы мышления. Процессы мышления — это процессы, с помощью которых человек решает задачи. Это могут быть как внутренние, так и внешние процессы, в результате которых человек открывает для себя новые зна­ния, находит решения возникающих перед ним задач. В раз­ных видах мышления: наглядно-действенном, наглядно-об­разном и словесно-логическом — эти процессы выступают как различные. В наглядно-действенном мышлении они предста­вляют собой целенаправленные практические действия чело­века с реальными предметами, приводящие его к заданной цели. Эти действия определяются условиями задачи и напра­влены на их преобразование таким образом, чтобы за мини­мальное число сравнительно простых действий привести че­ловека к желаемой цели — искомому решению задачи.

Рассмотрим процесс наглядно-действенного мышления на каком-нибудь простом, конкретном примере. Допустим, что перед человеком стоит задача поместить на стене какой-ли­бо предмет, но нет ничего такого, что могло бы служить опо­рой для подвески: ни зацепки, ни крюка, ни гвоздя. Внача­ле человек оценивает вес вещи, которую необходимо подве­сить, длину и прочность подвески. Затем он изучает стену, определяет материал, из которого она сделана, решает, из какого материала должна быть сделана подвеска, чтобы ее можно было закрепить на стене. Если это деревянная стена, то для подвески будет достаточно металлического гвоздя; ес­ли стена каменная или бетонная, то подвеска, гвоздь или крюк не могут быть просто закреплены на ней, необходимо сначала просверлить стену чем-то более твердым, чем она са­ма, с помощью специального инструмента, например элект­родрели Допустим, что стена каменная, а предмет можно подве­сить на простой гвоздь. Если это так, далее необходимо бу­дет решить следующие частные задачи: 1. Найти нужный гвоздь. 2. Отыскать инструмент и сверло, с помощью кото­рого можно было бы просверлить стену. 3. Найти то, что в качестве пробки можно было бы вставить в просверленное в стене отверстие, причем эта пробка должна быть достаточно прочной, чтобы удержать гвоздь вместе с подвешиваемым предметом, и, вместе с тем, достаточно мягкой, чтобы в нее можно было вбить гвоздь.

После того как указанные три задачи успешно решены, можно будет приступить к практическим действиям, напра­вленным на достижение основной цели. На первом этапе, на­верное, нужно будет, подключив электродрель к розетке и вставив в нее нужное сверло, просверлить в стене отверстие. На втором этапе можно будет вбить в это отверстие пробку. На третьем этапе — вбить в пробку гвоздь. И, наконец, на четвертом этапе решить задачу в целом: подвесить предмет на вбитый в стену гвоздь. Все, что здесь было кратко описа­но, представляет собой процесс решения соответствующей наглядно-действенной задачи.

Когда речь идет о наглядно-образном мышлении, его про­цесс выглядит по-другому. Он представляет собой уже чисто внутренний, психологический процесс, содержанием которо­го становится манипулирование образами соответствующих предметов. Рассмотрим, как и в предыдущем случае, этот процесс на конкретном примере.

Допустим, что инженеру необходимо разработать проект какой-либо машины. Прежде всего, он определяет для себя требования, которым эта машина должна соответствовать. Затем, исходя из заданных требований, он ищет аналоги данной машины среди уже известных машин. Предполо­жим, что такие аналоги имеются. Тогда инженер берет за ос­нову наиболее подходящий проект и дорабатывает его в со­ответствии с заданными требованиями. Допустим, что ана­логов создаваемой машины не существует. В этом случае ин­женер должен будет спроектировать ее заново, с начала и до конца. Остановимся в качестве примера на последнем из случаев и продолжим наши рассуждения.

Вначале, наверное, понадобится представить себе, как ма­шина должна будет выглядеть. Для этого инженер строит ее прообраз в голове и далее воплощает сложившийся образ в техническом рисунке — чертеже. Затем этот рисунок дора­батывается одновременно и в голове, и в материализованном виде — в чертеже.

Когда внешний вид будущей машины окончательно опре­делен, инженер приступает к проектированию ее внутренне­го устройства, механизмов и деталей, из которых машина будет состоять. Для каждого внутреннего механизма или де­тали сначала понадобится представить, как они будут вы­глядеть, и только затем воплотить соответствующий замы­сел на бумаге в виде чертежа. Проектируя механизмы и де­тали, необходимо представить, каким образом они будут вза­имодействовать друг с другом, чтобы создаваемая машина работала хорошо и отвечала заданным параметрам-требова­ниям. Здесь также понадобится, причем многократно, вклю­чать в работу наглядно-образное мышление. Все кратко опи­санное выше и представляет собой в основном процесс тако­го мышления.

Заметим, однако, что процессы словесно-логического мышления в психологии изучены гораздо лучше и подроб­нее, чем процессы наглядно-действенного или наглядно-об­разного мышления.

Под процессами, характеризующими словесно-логическоемышление, понимаются внутренние рассуждения человека, где он действует с понятиями по законам логики, осуществ­ляя поиск нужного решения задачи через сравнение и пре­образование понятий. Это прежде всего логические процес­сы, которые называют суждениями или рассуждениями.

Под суждением понимают некоторое высказывание, со­держащее в себе определенную мысль. Под рассуждением имеют в виду систему логически связанных друг с другом суждений, выстроенная последовательность которых приво­дит к выводу, представляющему собой искомое решение за­дачи. Суждения могут быть утверждениями о наличии или отсутствии у какого-либо предмета или явления конкретно­го признака. Логически и лингвистически суждения обычно представлены простыми предложениями.

Несколько иными представляются процессы мышления, относящиеся к двум другим разновидностям: наглядно-дей­ственному и наглядно-образному мышлению. Процессы на­глядно-действенного мышления представляют собой изучение ситуации, в которой возникла соответствующая задача, с помощью органов чувств и практические действия в этой ситуации, включая действия с реальными материальными предметами. Например, ребенок, стремящийся добраться до привлекательного для него предмета, прежде чем действо­вать, осматривается вокруг, зрительно оценивает ситуацию и только затем начинает или перемещать те предметы, кото­рые ему мешают, или просто обходит их.

Процессы наглядно-образного мышления представляют собой презентацию задачи в виде образов и манипуляции с этими образами. Например, если человеку необходимо ре­шить задачу удобной расстановки мебели в комнате, ему нет необходимости передвигать ее лишний раз и смотреть, что из этого получилось. Вместо этого лучше переставить обра­зы предметов, оценить изменившуюся ситуацию в образной форме и решить, станет ли от этого удобнее. Задача в этом случае будет считаться уже решенной, если удалось найти такое расположение мебели, которое выглядит наиболее удачным. После этого останется только практически реали­зовать принятое решение, то есть физически переставить со­ответствующие предметы.

Однако фактически в психологии и в логике наиболее де­тально изученными оказались процессы, относящиеся к сло­весно-логическому мышлению. Как психологи, так и логики в связи с этим обращали особое внимание на действия, кото­рые совершает человек, решая задачу в уме с помощью поня­тий. Эти действия в одних случаях приводили к нахождению нужного решения задачи, в других случаях заводили в тупик. Веками в процессе поиска правильных способов действий с понятиями — таких, которые гарантируют избежание оши­бок, люди выработали правила действий с понятиями, кото­рые получили название логических операций мышления.

Что называют логическими операциями мышления. Что они представляют собой.Логические операции мышле­ния — это такие умственные действия с понятиями, в ре­зультате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, при­чем — истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим их подробнее с со­ответствующими примерами Сравнение — это логическая операция, в результате кото­рой два или несколько разных объектов сравниваются меж­ду собой с целью установить, что общее и различное имеет­ся в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. К примеру, перед ребенком можно поставить задачу на нахождение общего и различно­го во внешнем виде двух животных. Решать эту задачу ребе­нок будет в наглядно-образном плане, применяя логическую операцию сравнения.

Анализ — это логическая операция разделения некоторо­го сложного или составного объекта на отдельные части, эле­менты, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен со­ответствующий сложный объект.

Примером анализа на практике может служить химиче­ский анализ воды с целью определить, из атомов каких про­стых веществ состоит молекула воды. В данном случае это — водород и кислород. Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержа­нию. Например, учащийся может решать задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник». Для этого ему сначала понадобится разложить соответствующие геомет­рические фигуры на элементы, из которых они состоят, — на отрезки прямых линий и углы. Это и будет умственная опе­рация анализа, осуществляемая последовательно по отноше­нию к каждому из названных понятий в отдельности.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особен­ными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит. Примером синтеза на практике может служить проведение химического опыта по соединению водорода и кислорода с целью получения воды. Очевидно, что вода как жидкость обладает многими свойствами, не присущими га­зам, из которых, в свою очередь, состоит молекула воды, то есть водороду и кислороду.

Заметим, что в мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую опера­цию. Чаще всего логические операции присутствуют комплексно. Например, друг друга могут сопровождать уже рас­смотренные нами операции сравнения, анализа и синтеза. Если специалист-химик изучает химический состав воды и ставит перед собой задачу определить ее свойства, то он обя­зательно обращается к использованию всех трех названных логических операций мышления: анализа, синтеза и сравне­ния. Сделанное замечание о комплексном использовании в процессах мышления различных логических операций отно­сится и к тем логическим операциям, которые будут рассмо­трены далее.

Абстрагированием (иногда для обозначения этой опера­ции применяется термин «абстракция») называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или не­скольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответ­ствующих объектов не существует. К примеру, мы можем выделять и отдельно изучать такие свойства многих физиче­ских объектов, как форма, величина или цвет. Понятно, что ни форма, ни величина, ни цвет в природе не существуют вне соответствующих физических объектов. Тем не менее в математике и в физике они выделяются путем операции аб­страгирования, изучаются и рассматриваются самостоятель­но, вне тех объектов, которым они реально присущи.

Обобщение — это логическая операция, в результате ко­торой некоторое частное утверждение, справедливое в отно­шении одного или нескольких объектов, переносится на дру­гие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. К примеру, математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может утвер­ждать, что такие же свойства присущи и всем другим тре­угольникам. Это и будет логической операцией обобщения. Если, выйдя на улицу, мы ощущаем за дверью помещения тепло или холод, то справедливо предполагаем, что тепло или холодно будет и на расстоянии нескольких сотен метров от двери. В этом случае мы также пользуемся для своих вы­водов логической операцией обобщения.

Конкретизация — это логическая операция, противопо­ложная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам. Зная, к примеру, что все растения впитывают воду, мы, обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели та­кого преобразования информации, благодаря которому уда­ется быстро найти искомое решение некоторой задачи. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами мышления или умозаключениями.

Что называют умозаключениями (формами мышле­ния). Каковы основные виды умозаключений (форм мыш­ления).Умозаключения, или формы мышления, — это сис­темы рассуждений, в результате которых из одних знаний с помощью логических операций мышления выводятся дру­гие знания или на основе заданных условий задач находят решения этих задач. Известны и чаще всего используются две основные формы мышления или умозаключений: индук­ция и дедукция.

Индукция — это форма мышления, при которой из част­ных знаний выводится некоторое общее знание или на осно­ве сравнения, анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и абстрагирования, на базе системы частных фактов делает­ся относящееся к ним общее умозаключение. Схема индук­ции как формы мышления, или умозаключения, выглядит следующим образом:

Процессы и операции мышления - student2.ru

Здесь стрелки указывают на направление процессов мыш­ления: от частных фактов к общему умозаключению. Индук­тивный вывод может непосредственно следовать из фактов Он также может быть получен путем нескольких последова­тельных умозаключений, каждое из которых представляет собой индукцию определенного уровня. В этом последнем случае схема индуктивного вывода будет выглядеть несколь­ко по-другому.

Наши рекомендации