Методика №5. Тест на логическое мышление. Образование сложных аналогий
Методика №1. Интеллектуальная лабильность
Цель методики – исследование лабильности – способности переключения внимания. Умение быстро переключаться с решения одной задачи на выполнение второй, не допуская при этом ошибок.
Предлагается 40 заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы фиксируются на специальном бланке.
Шкала оценивания:
0 – 4 ошибки – хорошая способность переключать внимание. Успешны в деятельности, например, учебной.
5 – 9 ошибок – средняя способность переключать внимание.
10 – 14 ошибок – низкая лабильность. Трудности с переобучением.
15 ошибок и более – очень низкая лабильность. Мало успешны в любой деятельности, в учебной в том числе.
Интерпретация полученных результатов:
Тест позволяет выявить, как хорошо человек может переключать своё внимание, а так же определить насколько он успешен в деятельности. Испытуемый допустил 5 ошибок, под номерами 8,15,18,28,33. По шкале оценивания, это средний результат.
То, насколько у человека развит интеллект, будет зависеть эффективность выполнения заданий, а также лабильность. И наоборот, если лабильность развита хорошо, интеллект со временем будет расти.
Методика №2. Избирательность внимания
Методика представляет собой ряды произвольно записанных букв, среди которых встречаются слова. За определённое время, 2 минуты, испытуемый должен найти эти слова.
Всего методика подразумевает 26 слов.
Интерпретация полученных результатов:
В результате исследования правильно было отмечено 22 слова. Найдено 2 лишних слова, не подразумевающихся методикой и 2 слова не отмечено.
Избирательность внимания довольно на высоком уровне. В особой тренировке не нуждается.
Методика №3. «Память на образы»
Цель методики – определение объёма кратковременной зрительной памяти. Испытуемому предъявляется таблица с образами. За 20 сек. нужно запомнить как можно больше образов. Затем таблица убирается и нужно зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнились. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма – 6 правильных ответов и больше.
Интерпретация полученных результатов:
Было воспроизведено правильно 10 образов из 16. Остальные не изображались никак. Это говорит о результате чуть выше нормы. Соответственно зрительная память развита хорошо. Для улучшения результата, можно провести несколько упражнений на тренировку зрительной памяти.
Методика №4. Объём кратковременной памяти
Экспериментатор зачитывает 20 слов, с присвоенными им порядковыми номерами. 5 серий. После каждой серии зачитывания слов, испытуемому нужно как можно больше воспроизвести слов правильно и с номерами.
Интерпретация полученных результатов:
После 1-ой серии правильно было воспроизведено 12 слов, с не полностью правильными номерами. Абсолютно правильно, с номерами было воспроизведено 9 слов (45%). После 2-ой серии, материал был воспроизведён 100%-но. После 3,4,5 серий материал воспроизводился на том же уровне. Ниже это представлено графически.
Методика показала, что объём кратковременной памяти широкий. Для выполнения данной методики не исключено использование ассоциаций при запоминании слов с их порядковыми номерами, т.к. при помощи ассоциаций подобного рода материал запоминается намного лучше. На основе результатов, можно утверждать, что ассоциативная память развита хорошо. Для наиболее полного исследования можно провести несколько методик на ассоциативную память.
Методика №5. Тест на логическое мышление. Образование сложных аналогий
Методика позволяет оценить уровень развития логического мышления.
Испытуемому представляется 6 пар логически связанных слов. Затем экспериментатор зачитывает новые пары слов. Нужно соотнести их по смыслу с приведенными парами, и определить их к одной из 6 пар.
Испытуемый выполнил верно 15 пунктов из 20, что говорит о среднем уровне логического мышления. Дополнительно можно провести методики на определение типа мышления, которые позволят выявить доминирующий тип и определить уровень логического мышления.
Диагноз:
На основе проведённых исследований можно сказать, что интеллект испытуемого развит на среднем уровне. Что касается внимания, то в переключаемости (лабильности внимания) отклонений нет. Человек способен без особых затруднений переключаться с одной деятельности на другую, редко допуская ошибки и неточности.
Довольно хорошо развита кратковременная зрительная и слуховая память. По результатам, слуховая память развита лучше. Испытуемый способен быстро формировать ассоциации и пользоваться ими для достижения наилучшего результата при прохождении методики.
Логическое мышление развито на среднем уровне. Формирование логических связей, построение логических цепочек и умозаключений характерно для нашего испытуемого. Нельзя сказать какой тип мышления доминирует, на каком стоит словесно-логическое мышление, для этого следует провести ещё ряд методик.
Прогноз:
Для дальнейшего совершенствования и повышения интеллекта необходимо не останавливаться на достигнутом, а развивать мышление, внимание и память дальше, т.к. этого требует, постоянно меняющаяся, окружающая среда и социум.
Следует постоянно тренировать память, как зрительную так и слуховую, т. к. с течением времени она может притупляться. Нужно обратить внимание на уровень логического мышления, который напрямую зависит от уровня интеллекта.
Периодически проходить тренинги, упражнения, методики для развития внимания, например, тест структуры интеллекта Амтхауэра; корректурная таблица Бентона; методика "Аналогии"; методика "Исключение понятий"; тесты Айзенка для измерения коэфициента интеллекта.
Для диагностики внимания - методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая); методика "Корректурная проба"; методика "Отсчитывание".
Существует ряд тренингов по повышению уровня интеллекта:
Тренинг «Я солнце!»
Тренинг на развитие воображение (решение головоломок - друдлов)
Тренинг на развитие воображения и интеллекта - шпионь за другими.
Тренинг на развитие харизматических наклонностей
Тренинг «Ищи существенные признаки»
Тренинг на самопознание – «подводи итоги»
Тренинг на развитие пробивных качеств и интеллекта.
А так же чтение литературы, например художественной, это действенное средство повышения интеллекта.