Вербально-логическое мышление

Таблица 20.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1. Понимание рассказов: содержания, смыслов, морали Рассказы: «Галки и голуби», «Лев и мышь», «Муравьи и голубка» Внимательно послушай рассказ и скажи, в чём здесь дело, в чём смысл, чему учит этот рассказ. Повторить задание, обращая внимание ребенка на каждую фразу, смысловую часть рассказа. Непонимание смысла и морали могут говорить о дисфункции лобных долей мозга, о нарушении обобщенного мышления. Ошибки могут из-за нарушения внимания. Трудности могут возникать и из-за нарушения памяти. Привести текст, исключая запоминание: дать прочитать ребёнку рассказ по частям. И если в этих случаях будут правильные ответы, то это будет говорить о сохранности лобных долей мозга и о дисфункции средних височных отделов мозга, т.е. о нарушении запоминания.
2. Решение математических задач. 1.Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько молока она тратит за неделю? 2.На заборе сидели птички. К ним прилетело ещё 5 птичек и их стало 12. сколько птичек сидело на заборе сначала? 3.На столе лежали яблоки, 5 из них съели и осталось 9 яблок.   Повтори задачу. В чём вопрос задачи? Повтори вопрос задачи. Решай задачу вслух, рассказывай, что ты будешь делать и почему.   «Я тебе дам задачу, а ты придумай к ней вопрос». Если ребёнок не придумал нужный вопрос, то ему предлагается на выбор несколько вопросов, какой из них подходит к этой задаче: а) сколько яблок осталось? Б) сколько яблок привезли из магазина?   Нарушения решения задачи могут идти из-за дефектов понимания словесной части задачи, из-за нарушений арифметических счислительных операций. Это вторичное нарушение мышления и она возникает при поражении теменных и теменно-затылочных зон мозга. Но если ребёнок понимает отдельные предложения, повторяет условия, но не понимает задачи, не понимает в чём вопрос задачи и не может наметить схему-план решения, то этот дефект первичный и связана с дисфункцией лобных долей мозга. Особое внимание надо обратить на понимание вопроса задачи, умение подобрать нужный конечный вопрос. Нарушение понимания вопроса задачи говорит о дисфункции лобных систем мозга
3. Подбор противоположных понятий: а) пассивный вариант б) активный вариант Тёплый - … Зимний - … Большой - … Дорогой - … Низкий - … Слабый - … 1) придумай слово, противоположное по содержанию. Например, глупый - умный. 2) придумай самостоятельно, 2 пары противоположных по значению слов (например, толстый – тонкий) Исследуются аналитические вербальные мыслительные процессы, процессы выбора по заданному признаку.     Исследуется самостоятельное выделение признака.
4. Выбор из альтернатив. Аналогии Написаны слова: лошадь, жеребёнок, корова. ? (пастбище, молоко, телёнок) Найди среди слов, относящихся к корове, которое подходило бы к ней так же, как «жеребёнок» к «лошади» Исследуются понимание отношений, выделение признака и перенос признака.
5. Классификация по: а) самостоятельно выделенным признакам; б) по заданным признакам Предметные картинки   а) разложи картинки на группы, назови эти группы;     б) раздели картинки: 1) на живые и неживые; 2) что едят и что не едят и т.д.   Исследуются процессы анализа и синтеза     Исследуется уровень обобщения

ИССЛЕДОВАНИЕ СЧЕТА

Число является объективной характеристикой всех пред­метов окружающего мира. Число и счет являются продуктом человеческой культуры и связаны с появлением торговли, землемерения. Исследования многих психологов дают возможность понять всю сложность строения числа и счетных операций и тот путь, который они проходят в онтогенезе.

В этих исследованиях показана значительная роль про­странственного восприятия в понятии числа, в его структуре и в протекании счетных операций. Счетные операции и понятие числа у детей долгое время носят наглядно-действенный ха­рактер, а при пересчете элементов долго еще предполагают их размещение в зрительно-пространственном поле. Лишь по­степенно эти развернутые внешние операции с предметами и числами и их размещение в пространстве свертываются и за­мещаются отвлеченным арифметическим мышлением. Одна­ко и на этих стадиях формирования числа и счетных операций они продолжают сохранять пространственные компоненты.

Наши собственные исследования нарушения счета и счет­ных операций, возникающих при поражении мозга, показали важную роль пространственного фактора - восприятия и представлений - в формировании понятия числа и счета у детей. Все исследователи указывают на связь числа с пространственным восприятием, а также и с высшими формами анализа и синтеза.

Что же такое понятие числа? Понятие числа может быть обусловлено по крайней мере четырьмя составляющими: не­посредственным представлением количества, стоящего за числом, положением его в системе других числовых знаков, т.е. его положением в разрядной сетке (место в ряду цифр, составляющих число, и место в классе), осознанием внутрен­ней связи числа с другими числами, пониманием сложной свя­зи числа с речью. Без формирования понятия числа нельзя обучить ребенка настоящему счету как психическому процессу и счетным операциям, и здесь возможна подмена формиро­вания понятия числа и процесса счета простыми ассоциатив­ными связями, что часто наблюдается в школе при непра­вильном обучении арифметике. Если же будет сформирован психический процесс счета, который впоследствии сокращается, интериоризуется и автоматизируется, то в нужный мо­мент этот процесс может развернуться по своему составу операций, что приведет в критический момент к правильному решению арифметических действий.

Число и счетные операции могут нарушаться или неполноценно формироваться по разным причинам: из-за дефектов пространственного восприятия, из-за несформированности взаимодействия числа и речи, из-за дефектов в наглядно-образных операциях, из-за дефектов целенаправленности по­ведения и организации деятельности счета и т.д. Всякий раз возникают разные формы акалькулии, которые необходимо точно квалифицировать, найти фактор, лежащий в основе дефекта или трудностей формирования счета, и только на этой основе может быть разработана адекватная природе дефекта методика восстановления или формирования понятия числа и счетных операций. Все обозначенные дефекты возникают при патологии разных зон мозга и отличаются разными и специфическими ошибками.

Таблица 21.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1. Простой счёт: · Единичный; · группами Даются нарисованные точки Сосчитай сколько здесь точек. Сосчитай группы точек Исследуется простой поединичный счёт и счёт по группам
2. Чтение: а) простых чисел и цифр;   б) сложных;     в) сравнение чисел     6, 5, 1, 4, 7;     78, 87, 99, 66, 105, 150, 91, 19, 120, 102, 1200, 120000;     99-66, 19-91, 150-105 и др.,     Назови это число, теперь это и т.д.   Какое число больше (меньше)?     Исследуется называние чисел, соотношение наименования с числом, понимание разрядного строения числа,.     Исследуется понимания разрядного строения числа
3. Письмо под диктовку простых и сложных чисел Любые числа: «пять», «двадцать один», «сто пять» Напиши число, которое я тебе скажу. Исследуется связь речи с представлением числа, речевая организация числа.
4. Разрядное строение числа а) 15, 25, 30   б) 105, 315, 117 Покажи где единицы, а где десятки; Покажи сотни, единицы, десятки Исследуется разрядное строение числа
5. Разрядное строение числа, нахождение цифры в разрядной сетке Разрядная сетка Напиши число 15 и поставь десяток – 1 и единицы – 5 в нужные клеточки. Теперь также в клеточках напиши числа 38, 150, 1541, 1051 Исследуется понимание разрядного строения числа, понимание места сотен, десятков, единиц в числе. Нарушение понимания разрядного строения числа возникает из-за дисфункции теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга. Первичная акалькулия
6. Тест на пространственное восприятие Римские числа: IX, XI, VI, XIX, XXI Какое число больше, какое число меньше? Исследуется пространственное восприятие числа. Ошибки говорят о нарушении (дисфункции) теменных отделов мозга. Первичная акалькулия
7. Счётные операции Пример без знака арифметического действия: 2 ? 5 = 10 10 ? 2 = 5 10 ? 2 = 12 10 ? 2 = 8 Поставь нужный арифметический знак. Образец: 2 х 5 = 10 Исследуется понимание арифметических действий, счёта в уме. Нарушения возникают при дисфункции лобных и теменных отделов мозга. Анализ ошибок укажет на локализацию процесса
8. Операции в пределах одного десятка, с переходом через десяток Сложение и вычитание: 11+3, 8-5, 11-2, 15+7 ( постепенно усложнять задание) Сложи, вычти. Вычти, сложи Исследуется пространственная ориентировка в счётных операциях. Нарушение возникает при патологии теменно-затылочных отделов. Все эти дефекты входят в синдром пространственной и оптико-пространственной агнозии. Первичная акалькулия
9. Оптическое восприятие чисел и цифр Цифры, сходные по своей конфигурации: 8-2, 3-8, 5-3, 2-7, 1-7, 4-7 Назови эти цифры Трудности в опознании этих цифр и чисел связаны с дисфункцией затылочных отделов мозга и входят в синдром оптической агнозии. Вторичная акалькулия

Наши рекомендации