Определение потребности в товарных ресурсах
Сущность товарных ресурсов, источники их формирования
Эффективность работы торговых организаций зависит от объема и структуры товарных ресурсов, а также эффективного их использования.
Товарные ресурсы – это продукция промышленности и сельского хозяйства, поставки товаров по импорту, направляемые в торговлю для продажи населению и организациям.
Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов включает следующие элементы:
- изучение покупательного спроса и обоснование потребности в товарных ресурсах
- выявление и изучение источников поступления товаров
- выбор партнеров для установления хозяйственных связей
- организация закупок товаров
- контроль за исполнением договоров
- оценка эффективности использования товарных ресурсов
Источниками поступления товарных ресурсов являются производственные предприятия, сельское хозяйство, оптовые посредники, импорт.
Поставщики товарных ресурсов делятся:
- по территориальному размещению - местные, областные, республиканские, международные
- по роли в процессе товародвижения – изготовители продукции, посредники
- по форме собственности – государственные, частные
- по отраслевому признаку – организации Минсельхозпрома, Беллегпрома, Белместпрома и др.
Важным элементом товарных ресурсов являются товарные запасы
Товарные запасы– это количество товаров в денежном и натуральном выражении, находящихся в торговых организациях, на складах, на определенную дату.
Классификация ТЗ:
1.по единице измерения: - абсолютные (в стоимостном и денежном выражении) и
относительные
2. по местонахождению: в розничной торговле, в оптовой торговле
3. по назначению: сезонные, текущего хранения: подготовительный запас, страховой запас, торговый запас (текущего пополнения, в торговом зале)
4. по срокам: на начало периода, на конец периода, средние за период
Определение потребности в товарных ресурсах
Потребность в товарах – это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения спроса обслуживаемого населения.
Для расчета потребности в товарах используется несколько методов. В каждом конкретном случае выбор метода диктуется условиями, в которых работает торговая организация, целями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.
- Метод экстраполяции динамических рядов
На основе среднегодового темпа роста (снижения) объемов продаж рассчитывается потребность в товарах на предстоящий период.
- Нормативный метод
В его основе лежат рациональные нормы потребления непродовольственных товаров и физиологические нормы потребления продовольственных товаров. Нормы разработаны в расчете на душу населения, на 1000 чел или на 1 семью.
В основе нормативного метода лежат нормы потребления и используется формула:
П= ∑Ri * N I , где
Ri – прогнозная численность населения i возрастной группы, чел.
N I - норма потребления i возрастной группы в натуральных единицах
3. Балансовый
Учитывает показатели товарных запасов на начало и конец планируемого периода, а также объем реализации товаров в планируемом году. Потребность в товарах определяется по формуле П = Р – Зн + Зк
П – потребное количество товаров на планируемый год в натуральных единицах
Р – объем реализации товаров в натуральных единицах
Зн – запасы товаров на начало планируемого года в натуральных единицах
Зк – запасы товаров на конец планируемого года в натуральных единицах
4. Метод использования коэффициента эластичности
Позволяет рассчитать изменение объема продаж в зависимости от определенных факторов (изменения покупательной способности, цены, объема производства конкретного товара)
5. Метод использования оперативных данных об изменении спроса на рынке
Позволяет рассчитать количество товаров на планируемый период с учетом первичного спроса на потребность в этих товарах и спроса на их замену.
- Оценка эффективности использования товарных ресурсов
Для оценки эффективности использования товарных ресурсов используются следующие показатели:
1. Объем товарооборота на 1 руб. товарных ресурсов (Этов) – показывает сколько рублей товарооборота приходится на 1 руб. товарных ресурсов
Этов = РТО / Зн+П-Зк
2. Объем товарных ресурсов на 1 руб. товарооборота )Этр) – показывает сколько рублей товарных ресурсова приходится на 1 руб. товарооборота
Этр = Зн+П-Зк / РТО
На эффективность использования товарных ресурсов влияют коммерческие и организационные факторы.
К коммерческим факторам относятся:
- соответствие закупленных товаров характеру спроса
- продажа модных и новых товаров
- обеспечение покупателю гарантий в покупке товара, т.е. наличие широкого ассортимента
- учет и контроль за поступлением и использованием товарных ресурсов
К организационным факторам относятся:
- техническая оснащенность материально-технической базы торговой организации
- создание надлежащих условий хранения товаров
- увеличение объемов продаж фасованных товаров
- специализация розничной торговой сети
4. Управление товарными ресурсами
Управление товарными ресурсами осуществляется на четырех уровнях:
- республиканском
В процессе управления товарными ресурсами кроме регулирующей функции государство осуществляет распределительную функцию посредством государственных .заказов и квотирования.
Государственный .заказ – выдаваемое организации от имени государств поручение изготовить и поставить потребителям конкретную продукцию для удовлетворения первоочередных общественных потребностей, решения социальных задач, укрепления обороноспособности, обеспечения продовольственной безопасности.
Для целей регулирования и защиты внутреннего рынка используется квотирование.
Квота – это доля участников в сбыте. В ресурсном обеспечении – это минимальные задания для изготовителей по производству и поставке товаров народного потребления. На основании доведенных квот предприятия-изготовители заключают договора на поставку товаров с организациями торговли.
- областном
Регулирование осуществляется по товарам, производимым местной промышленностью и предназначенные для потребления в данном регионе. В основном, это продукция АПК
- отраслевом
Производится на уровне Министерства торговли: воздействие на производителей с целью расширения ассортимента производимых товаров, организация ярмарок, выставок и др.
- на уровне самой организации
В самой торговой организации проводятся анализ, планирование, регулирование, и контроль за использованием товарных ресурсов. Коммерческие .службы проводят работу по определению потребности в товарах, выбору поставщика, заключению договоров, контролю за исполнением договоров, формированию ассортимента, управлению товарными запасами, изучению спроса населения, составлению заявок на поставку товаров.