ШАГ. Ведущая роль родителей
Кто здесь главный?Мама главная и она решает кто, что, когда и как будет делать.
Ведущая роль не подразумевает постоянный, безудержный, тотальный контроль над ребенком и авторитарное поведение.
К ведущей роли относится умение постепенно, в соответствии с возрастом, перекладывать на ребенка ответственность за его действия, в том числе и за безопасность.
Основная идея:Ведущая роль родителя - это каждодневная работа с одной единственной целью - вырастить адекватную, ответственную и гармоничную личность. Именно взрослый, управляя жизнью ребенка создает у него ощущение безопасности, заботы и любви.
Основываясь на этих знаниях, проанализируйте, кто в Вашей семье принимает решения и «командует парадом»?
________________________
Продумайте, какие правила есть у Вас в семье:
Ø «Мы моем руки, после прогулки»
Ø «В кроватке мы спим, лежим с закрытыми глазками»
Ø ….
Ø ….
Ø ….
Что в Вашей семье точно делать нельзя (не много, но четко выполняются):
Ø …
Ø ….
Ø ….
Давайте проанализируем, есть ли у Вашего малыша нарушения установок сна?
Ø Игры на кровати, прыжки, нежелание спать и т.д.
Ø Оттягивание времени засыпания, долгое укладывание (чтение книг, уговоры одеться, выключить ночник и т.д.)
Ø Долгое засыпание (погладь меня, дай ручку, поправь одеяло, подними игрушку, спой песенку и т.д.)
Ø Ваш вариант: ______________________________________________
На Ваш взгляд, есть ли что-то, над чем необходимо поработать? (укажите что)
________________________
Отлично! Если Вы увидели, что у вас есть нарушение правил сна или они вообще отсутствуют – самое время их изменить или создать! Делаем их неизбежными:
Ø Например: «В кровати только лежим, спим», «Сейчас ночь, пора спать», «Мы читаем 1 книгу», «После книги, мы всегда выключаем свет», «Я могу поднять игрушку 1 раз…мне придется ее убрать»
Ø …
Ø …
5 ШАГ. Решаем, где спит малыш?
Ø Если был совместный сон– можем переселить в кроватку с спальне родителей
Ø Если был сон в кроватке –можем переселить в отдельную комнату
Ø Если был сон с сильной привязкой, ассоциацией,но Вы хотите переселить малыша в отдельную комнату –то сначала мы переселяем в отдельную кроватку, а в дальнейшем – в комнату.
Секрет легкого перехода в свою кроватку или комнату.
Наши действия:
ü Создаем царство сна с малышом. Дайте ребенку возможность участвовать в процессе выбора новой пижамки, кроватки, постельного белья, игрушки для сна и т.д.
ü Приурочьте это событие к празднику или знаменательной дате (Например: День рождение, приезд от бабушки домой, переезд).
ü На первое время спальное место для родителя.
ü Пиарим и рассказываем о всех плюсах нового места сна.
Решите для себя, как Вы хотите спать в ближайшее время, год? Напишите свой вариант ответа:
________________________
ШАГ 6. КНИГА СНА
Книга сна - проверенный способ помочь ребенку легко и быстро засыпать!
Книга сна – это книжка с фотографиями самого ребенка (современная фотокнига, альбом с фото, скрампальбом, плакат или нарисованная картинка, график) где запечатлены все моменты, как он ложится спать:
Ø как он в ванне, умывается,
Ø как он одевает пижамку,
Ø закрываете шторы
Ø как вы читаете,
Ø поцелуй от мамы и папы, как родитель выходит из комнаты,
Ø как он спит (как мама и папа спят, как кошка спит, как бабушка спит)!
Ø + небольшие комментарии.
Основная идея: Показать ребенку визуально последовательность действий в момент отхода ко сну!
Книга сна решает следующие проблемы со сном:
1. Расстройство установок сна:
Ø Ребенок отказывается ложиться во время
Ø Оттягивает время укладывания
Ø Устраивает истерики
2. Определение места сна: СС и ночные перекладывания, переползания в постель к родителям)
Книга сна будет полезной:
1. Обучение самостоятельному засыпанию (отказ от старых привычек)
2. Изменение ритуала (сократить время укладывания)
3. Установка новых правил на сон (изменение места сна)
Теперь, когда у нас есть понимание, какой ритуал подходит для малыша, Вы можете сфотографировать весь процесс и создать свою книгу сна, для своего любимого малыша, либо воспользоваться фантазией и нарисовать книгу сна, плакат вручную. Важно ее подготовить заранее, чтобы она была, как минимум, в 1 день обучения, и Вы вместе с ребенком могли ее рассматривать 10-15 раз за день.
Задание создать книгу сна, разместить фотоотчет.
ШАГ 7. Детские слезы, нужно ли боятся и как реагировать?
2 типа причин слез, капризов и истерик:
Физиологические:
Ø Голод
Ø Усталость
Ø Болезнь
Ø Проблемы с кожей
Ø Неудобная тесная или толстая одежда, тесная обувь, колючая ткань
Ø Холодно, жарко
Ø Перевозбуждение
Ø Недосып
Поведенческие:
Ø Не так как я хочу
Ø Не так как я обычно делаю
Ø Не разрешили
Ø Не дали
Ø Не получилось и т.д.
Слезы в момент обучения - это всегда сопротивление изменениям и чему-то новому.
Слезы - это выражение раздражения, когда никто не помогает заснуть!
Важно осознавать одно: мы не можем вместо малыша научиться спать. Ему необходимо самостоятельно переключиться из состояния бодрствования в состояние сна.
С каждым разом навык будет становиться всё совершенней, а сопротивления все меньше.
Слезы в жизни каждого человека неизбежны. Поэтому, постарайтесь по-другому взглянуть на них, перестать их бояться и сразу же отвлекать ребенка, лишь бы он не плакал. Проанализируйте причину слез, возможно ребенку просто нужно помочь прожить новый опыт, чтобы спокойный, уравновешенный и любящий родитель в этот момент был рядом и мог обнять малыша.
Замечательно! Мы проработали все шаги подготовки к успешному обучению самостоятельному засыпанию, многое узнали и переоценили! Давайте теперь применять наши знания на практике и внедрять их в жизнь семьи.
Желаю Вам удачной подготовки!!! Вы проделали большую работу и оно того стоит!!! Возможно часть информации Вы уже знали, а часть считали не работающей для своего малыша, самое время все исправить и начать делать конкретные шаги, менять модель поведения или отношения внутри семьи. 1-2-3-4-5…и все получится, главное ежедневная практика! Чем лучше Вы подготовитесь – тем лучше пройдет само обучение!
«Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали». Коко Шанель