То есть по сути дела ревность ненасытна?
— По сути да. Кстати, тут же рядом с ней идет и зависть. Это просто две стороны одной медали. Тот же пример с ревностью мужа к детям: муж в какой-то степени просто завидует своему ребенку, когда жена больше внимания уделяет чаду. Хочется человеку получить внимание, а супруга его отдает «не ему».
— И поэтому мужчины уходят к другим, оставляя детей, в поисках этого внимания, а потом говорят, что «там» им лучше…
— Сначала «там» будет «лучше», но потом «там» тоже устанут от его эгоизма. Оставил детей, ну, что ж, плоды будешь пожинать позже…
Но мы сейчас говорим не об этом. Смотрите, как интересно перекликается зависть и ревность, и всему виной наша страстность, а венцом этого является наш эгоизм. По тому же принципу и буддисты говорят — привязанность к собственному образу ведет в итоге ко всем этим искажениям, которые выражаются как в зависти, так и в ревности, в этих постоянных эгоистичных желаниях сделать себе, дорогому, хорошо.
Мы все понимаем, что, например, глупо завидовать талантливому писателю, тому, что он писал такие прекрасные книги. Все же понимают, что это колоссальный труд, что этого добиваются не один год. Для себя же мы хотим все и сразу. А где ревность и зависть, там рядом и осуждение. Если кто нас обошел по карьерной лестнице, мы тут же хотим его хотя бы в собственных глазах принизить, и начинаем говорить о нем всякие гадости. Знакомая ситуация, не так ли?
Получается, чтобы удержать мужа, жена должна позволить тому приводить в дом одну, вторую, третью, и при этом как-то не ревновать? То есть если бы у нее не было гордости, она могла бы спокойно смотреть, как ее муж крутит романы на стороне?
— Не путайте чувство ревности с чувством откровенной брезгливости. Существует определенный этический момент. Например, человек не будет доедать кашу после другого, незнакомого человека, или есть той же ложкой, предварительно не вымыв ее и т.д. К ревности это не имеет никакого отношения, это просто нарушение санитарных, морально-нравственных и этических норм, которое другой человек не приемлет. Поэтому смотреть на то, как крутятся романы, нельзя. А в случае ревности человек рассматривает своего партнера как собственность, которая от него, такого хорошего, уходит.
Я довольно много общаюсь с подростками, и мне странно слышать, когда говорят нечто подобное: «Знаете, у меня была подружка, я для нее все-все-все делала, а потом она стала гулять с другой девочкой, и я поняла, что это не подружка, а мой враг, потому что она не со мной все время проводит, а еще и с другой девочкой...»
Но ведь можно рассматривать человека не с точки зрения своей «собственности», не имеющей права на что-либо, а с точки зрения просто близкого человека. Получается, ревность мужчины или женщины — это страх потерять любимого человека?
— Если честно, я, например, тоже боюсь потерять любого близкого мне человека, но ревностью это нельзя назвать. Ревность — это если заберут «мое». Человек боится, что у него заберут то, что принадлежит ему по праву.Это нормальная защитная реакция организма. Человеку, например, будет неприятно, если деньги кто-то украдет.
Иными словами, ревность непременно связана с чувством собственности. Причем, чем больше будет чувство собственности, тем больше будет чувство ревности.
Например, человек вполне может считать, что никто не вправе пользоваться его зубной щеткой, одевать его нижнее белье и трогать его жену. Но если человек распространяет понятие «его», например, на улицу, город, страну, мир, тогда ему будет неприятно все, что бы ни происходило. В таком случае, если кто-то ему не оказал должного количества внимания, у него тут же возникает ревность. Ревновать можно бесконечно, все зависит от того, где человек проводит границу «своего».
Более того, у ревности есть разные степени интенсивности. Одно дело, когда, например, женщине просто неприятно, что ее мужчина посмотрел на другую. И совсем другое дело, когда эта дама начинает накручивать себя, фантазировать, что ее кавалер может когда-нибудь вновь встретиться с этой «другой». Дальше все зависит от степени развития воображения. Самое интересное здесь то, что эти фантазии позже могут восприниматься как реальность, и тогда будет крайне сложно предугадать реакцию этой женщины на любое событие. И ведь это настолько обыденный случай!