Места для игры в положении стоя
Начинающим ходокам нравится играть в положении стоя, и чем лучшие у них будут возможности играть в таком положении, тем больше они будут ходить. Если им нужно будет опускаться на пол, чтобы поиграть, они скорее всего останутся на полу и не станут отрабатывать навык ходьбы. Хоть они и умеют вставать, для них это непросто, а в этой ситуации доползти им покажется куда более удобным, чем дойти.
Вот несколько идей мест для игры в положении стоя.
• Игровая кухня с детским столиком, помещенным рядом с ней, может стать хорошей зоной для игры стоя.
• Большой игровой стол с бортиками обеспечит идеальную поверхность для игр ребенка с ДЦП и его братьев и сестер. Бортик будет препятствовать тому, чтобы со стола падали кубики, кусочки пазлов, кукольная мебель или машинки (рис. 15.1, a ). А если что‑то все‑таки упадет, ребенок может нагнуться, ухватившись за бортик, чтобы поднять упавшую игрушку (рис. 15.1, б ).
Рис. 15.1
• Оптимально, если высота стола будет регулироваться в зависимости от роста вашего ребенка.
• Карточный столик, размещенный в углу, может предоставить достаточно большое пространство, на котором ребенок повыше может играть с машинками, фигурками или куклами.
• Два кухонных стула с широкой доской, размещенной сверху и надежно закрепленной, также могут выступить в роли игрового стола для маленького ребенка.
• Если у вас низкие подоконники, ребенок может использовать их в качестве игровой зоны.
• Мольберт может предоставить возможность для ребенка стоять и рисовать цветными мелками (рис. 15.2 ).
• Игрушечная коляска или игрушечная магазинная тележка будут побуждать ребенка стоять и ходить.
Рис. 15.2
Причины, побуждающие ребенка подняться и пойти
• Каждый раз, когда вашему ребенку захочется перекусить, пусть встанет и выберет что‑нибудь из холодильника (рис. 15.3 ). Положите выбранные ребенком продукты на кухонный или разделочный стол, чтобы ребенок дошел до него.
• При мытье рук и лица пусть стоит у раковины. Когда закончит, пусть сам возьмет полотенце и использует его.
• Каждый раз, когда вы идете куда‑то с ребенком, не носите его – пусть идет рядом с вами.
• Отправляйте его передавать послания другим членам семьи. Например: «Пойди и скажи папе, что пора идти в библиотеку»; «Пойди и спроси у Майка, что он хочет пить».
Рис. 15.3
Ходьба и помощь по дому
Маленькие дети любят помогать родителям. Начинающий ходок может помочь вам толкать и двигать что‑нибудь.
• Попросите его помочь маме подвинуть кухонные стулья к столу и похвалите его за помощь.
• Попросите его отодвинуть стулья, когда вы пылесосите, и затем поставить их обратно на место.
• Игрушечная магазинная тележка – идеальный вариант для заданий на помощь по дому. «Время наводить порядок!» Пусть сгрузит в тележку игрушки и развезет их по местам. «Время ужинать!» Пусть сгрузит салфетки, булочки и, возможно, столовые приборы в тележку и отвезет ее к столу. «Друзья пришли в гости!» С вашей помощью он может положить в тележку лимонад и чипсы и отвезти гостям.
Возвращение препятствий
Когда вы заметите, что ребенок ходит более уверенно, проверьте, не готов ли он к небольшим испытаниям.
• Положите обратно коврики или дорожки и посмотрите, сможет ли он пройти по ним, не споткнувшись.
• Корзина для белья в коридоре может быть подходящим предметом, чтобы ее обходить.
Однако продолжайте убирать с его дороги мелкие предметы и игрушки. Возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем ваш ребенок научится переступать через лежащие на полу вещи.
Переносим предметы
Замечали ли вы, что ребенок несет в руках куклу, плюшевую игрушку или мяч? Если ему это удается делать, не спотыкаясь и не падая, значит, вы можете попросить его переносить предметы, чтобы быть хорошим помощником.
• После того как вы помогли ребенку снять куртку, попросите его повесить ее в шкаф или на вешалку.
• Вместо использования тележки можете попросить его перенести салфетки и другие предметы на обеденный стол.
• Попросите его сходить и принести вам книжку, которую он хочет, чтобы вы ему почитали, а потом отнести ее на место.
• Поместите его любимые видео или DVD наверх телевизора или на полку, чтобы ему нужно было встать и подойти к телевизору, чтобы взять их.
Вскоре ваш ребенок будет готов получать удовольствие от более сложных заданий.